Практика

8 советов режиссеру по работе с детьми 

Тщательный кастинг, съемка репетиций и отношения с родителями: режиссеры, сценаристы и детский коуч о том, что должно помочь кинорежиссеру в работе с детьми

  • 12 ноября 2018
  • 1312
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Кастинг превыше всего


Фото: Сonner Baker
Фото: Сonner Baker

Найти правильного ребенка на роль всегда сложно, и режиссеры проводят для этого кропотливый и часто даже выматывающий кастинг. Недостаток актерского мастерства и жизненного опыта должна восполнять живая органикой ребенка, его идентичность персонажу.

Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»)Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Не ищите детей только по актерским студиям и агентствам. В 85% это испорченный материал: шаблонное мышление, пародия на эмоции, избыточная жестикуляция, изображение любого действия. Самые удачные пробы, за редким исключением, у самых обычных детей»

Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От...Кровения...От»)Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От...Кровения...От»): «Есть дети — прирожденные актеры. Они понимают свою задачу, зерно роли. С ними разговариваешь, как со взрослыми актерами, и работают они наравне, а иногда и лучше, чем взрослые. Ты на какой-то момент начинаешь забывать, что перед тобой ребенок, за плечами которого всего-то лет семь-восемь жизни.

Поэтому для детского фильма лучше растянуть подготовительный период, чтобы было побольше времени, чтобы найти среди множества претендентов именно такое дарование».
 

2Тщательно готовьтесь к съемкам


Фото: Nik Macmillan
Фото: Nik Macmillan

Если в кадре есть дети, вам предстоит тщательная подготовка к съемкам. Попросите ребенка выучить текст, проведите несколько репетиций или займитесь с ним импровизацией: все это поможет маленькому актеру вникнуть в роль, быть более сосредоточенным, и сохранит вам время на дополнительные дубли.

Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»)Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»): «Репетируйте! Если можете подготовить с ребенком роль заранее, то обязательно это делайте! Единственное, что я лично стараюсь не делать с юными актерами — заучивать текст. В каком-то смысле, это в „Ералаше“ уже стало традицией. Правда, я с ними сначала этот текст прочитываю и разбираю».

Мария Сопова, режиссер («Новенький»)Мария Сопова, режиссер («Новенький»)«Перед началом съемок „Новенького“ мы репетировали с детьми три месяца. В основном мы занимались импровизацией: я узнавала реакции детей на эмоциональные воздействия, их характеры. Важно было, чтобы дети сдружились друг с другом, чтобы они стали семьей — все это мы впоследствии просто перенесли на съемочную площадку».
 

3Снимайте репетиции


Мария Сопова на съемках / Фото: предоставлено Марией Соповой
Мария Сопова на съемках / Фото: предоставлено Марией Соповой 

Лучшие детские дубли могут получиться во время репетиции, когда ребенок не чувствует давление съемочного процесса и поэтому может полнее раскрыться.

Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»)Артур Гройс, сценарист и режиссер (Киножурнал «Ералаш», короткометражные фильмы «Кто-кого», «Инструмент» и «Будущее»): «Одна из уловок, помогающая сделать удачный дубль — снимать репетицию. Во время репетиции ребенок чувствует себя раскрепощенным и зачастую точнее выполняет режиссерское задание, и делает это очень естественно, без наигрыша и фальши. Чаще всего у детей лучше получаются первые дубли.

А для этого, опять же, вся съемочная группа должна быть готова к работе „на все сто“ еще до входа ребенка в кадр. По опыту, лучше всего это понимают звукооператоры, которые почти не выключают микрофон на площадке…».
 

4Вызывайте у детей эмоции


Фото: Allen Taylor
Фото: Allen Taylor

Как и в работе со взрослыми, режиссерам стоит находить у детей эмоциональные точки, которые помогут им погрузиться «в шкуру» персонажа.

Натали Дубовая, сценарист и креативный продюсер («Яга. Кошмар темного леса»)Натали Дубовая, сценарист и креативный продюсер («Яга. Кошмар темного леса»): «Иногда в детях, приходивших на кастинг, можно было заметить, как их учили играть до этого. Агентства и родители наверняка с ними прошли роль чисто технически: здесь закати глаза, здесь вдохни, здесь присядь. Но это не работает. Скорее, даже вредит. Детей словно приучают показывать какую-то одну краску, они даже не понимают, что именно сейчас играют. Но если с ними поговорить, спросить, были ли у них такие ситуации, что они чувствовали, погрузить в происходящее — в них словно что-то меняется и они могут сыграть по-другому».

Ольга Тарасова, режиссер («Мои любимые сказочники»)Ольга Тарасова, режиссер («Мои любимые сказочники»): «Если ребенку-актеру предстоит расстроиться или рассмеяться в кадре, включите его эмоциональную память, попросите вспомнить похожий по настроению эпизод из его жизни. Так, например, однажды девочке-актрисе 7 лет было достаточно вспомнить, как младшая сестра отняла у нее „Киндер-сюрприз“. После этого она вполне натурально зарыдала в кадре».
 

5Любите ребенка и не требуйте от него слишком многого


Фото: Anna Kolosyuk
Фото: Anna Kolosyuk

Дети-актеры часто отдаются съемке самоотверженнее взрослых. Но надо понимать: их физические и психологические ресурсы сильно ограничены, а что-то они вообще еще не умеют.

Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»)Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Поощряйте ребенка. Но не перехваливайте. Будьте тверды с ним, но не перегружайте ответственностью. И главное — любите своего маленького актера. Они это очень тонко чувствуют и ответят вам взаимностью».

Христина Блохина (детский коуч)Христина Блохина (детский коуч): «Нельзя относиться к детям как ко взрослым артистам и „требовать“. С детьми должна быть совершенно другая „игра“. Режиссер обязан хвалить ребенка, если тот делает правильно, и ни в коем случае не ругать, не психовать, если ребенок не понял задачу».
 

6Давайте детям передохнуть


Фото: Annie Spratt
Фото: Annie Spratt

Дети быстро устают, поэтому нужно планировать сцены так, чтобы у них оставалось время на отдых и восстановление.

Мария Сопова, режиссер («Новенький»)Мария Сопова, режиссер («Новенький»): «На съемках фильма „Новенький“ мы организовали для детей определенный режим: после нескольких съемочных дублей детей уводили в отдельную комнату, где их внимание переключалось на спокойные игры. Так мы поддерживали психику детей в более или менее стабильном состоянии и смогли увеличить количество съемочных часов».
 

7Будьте честными с детьми. Не допускайте фальши


Фото: Сhase Clark
Фото: Сhase Clark

Дети гораздо лучше, чем взрослые, чувствительны к фальши и лжи. Поэтому тактика умалчивания, обмана и манипуляции лишь навредит съемочному процессу, посеяв между вами и маленьким актером зерна недоверия.

Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От...Кровения...От»)Андрей Канивченко, режиссер («Разорванные нити», «Чего хотят мужчины», «От...Кровения...От»): «Конечно, всегда стоит стремиться к более точному воплощению своего замысла на экране актерами-детьми. Но не любыми путями. Угрозы и шантаж, а также ругань и хитрость здесь в большинстве случаев неуместны. Ребенок остро чувствует фальшь и либо перестанет вам доверять, либо начнет манипулировать в ответ. Поэтому средним актерам сложно играть с детьми, ведь они, дети, всегда верят в то, что делают».

Илья Шерстобитов, режиссер («Каникулы президента», «Оно» и «София»)Илья Шерстобитов, режиссер («Каникулы президента», «Оно» и «София»): «Я всегда придерживаюсь одной тактики: быть с детьми абсолютно честным, открытым, и очень чутким. И не надо сюсюкаться! Иногда даже стоит „выпускать внутреннюю собаку“, чтобы они почувствовали, что выпендриваться не надо».
 

8Умейте договориться с родителями


Фото: Daniel Cheung
Фото: Daniel Cheung

Волей-неволей большую роль при взаимодействии режиссера с ребенком играют его родители. Их рвение часто принимает болезненные черты, а опасения — гипертрофированный характер, и в ваших интересах найти с ними общий язык.

Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»)Анастасия Жура, режиссер и сценарист («Слепое зрение»): «Помните расхожую мысль, что мужчина женится не только на женщине, но и на ее семье? Вот и с кино так. Родители ребенка могут стать вашими союзниками и помощниками, а могут и сильно усложнить вам жизнь. Я наслышана от друзей про неадекватное поведение родителей на съемочной площадке. Чем себя можно обезопасить? Договором. Объяснением процесса. В конце концов, вторым режиссером…».

Василий Соловьев, продюсер («Хороший мальчик»)Василий Соловьев, продюсер («Хороший мальчик»): «Лучше всего налаживать взаимодействие с родителями получается у режиссеров-женщин, у которых есть дети. Тут уже организовывается „мамский“ клуб, и ребенок-артист воспринимает режиссера-женщину как мать (тепло и защита), начинаются обоюдные сюсюкания, площадка превращается в территорию творчества и любви. А если серьезно, со всеми, конечно, можно договориться».
 

Обложка: Мария Сопова на съемках / Фото: предоставлено Марией Соповой 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 13392
Практика

Как стать продюсером?

Кто такой продюсер, что он должен делать и за что отвечать — если вы не знаете ответов на эти вопросы, наша статья поможет составить общее представление

  • 5 мая
  • 2613
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 1973
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1667
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1616
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1528
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее