Практика

Сведение под -23 LUFS

Вот уже четыре года закон о -23 LUFS действует на российском ТВ и различных платформах. Что же такого особенного в этих «люфсах» и как сводить звук по правилам?
 

  • 12 ноября
  • 1497
Павел Новиков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Рекламные ролики на телевидении перестали «перекрикивать» другу друга, звук стал более ровным. Телевизор стало приятно смотреть и не надо держать наготове пульт, чтобы вовремя снизить громкость. Случилось это благодаря закону «О рекламе», основанном в технической части на документе Европейского вещательного союза (European Broadcasting Union, EBU) R 128 s1.

Фото: Steve Johnson
Фото: Steve Johnson

Новый метод измерения появился, потому что так просто громкость измерить нельзя, ведь приборы типа VU и QPPM измеряют именно величину электрического уровня передачи в тракте — а это не всегда соответствует субъективному восприятию громкости звука.

Если раньше пытались нормализовать уровень аудиосигнала, то новый документ призывает к нормализации именно громкости, а приборами-измерителями должны выступать особенные устройства, считывающие среднее значение и учитывающие все психофизиологические факторы.

В документе есть ряд рекомендаций к измерению контента в зависимости от его длительности. Самое главное — он ввел новые единицы измерения, названные LUFS (Loudness Unit relative to Full Scale)/LKFS или LU (Loudness Unit).

Таблица соответствия шкал измерения
Таблица соответствия шкал измерения

Так как у рабочего диапазона LUFS есть только отрицательные значения, EBU позволяет пользоваться шкалами LU +9 и +18 для простоты. Предельным значением шкалы LUFS является 0, однако норма по методике ФАС — величина в -23 LUFS. Это значение соответствует 0 по шкале LU.

Главных параметров измерения не так много, всего их три:
 
  • Program Loudness (громкость программы);
  • Loudness Range (диапазон громкости);
  • Maximum True Peak Level (максимальный уровень мгновенных пиков).

Начнем с последнего пункта. True Peak Meter позволяет измерять межсэмпловые пики, избегая перегруза там, где традиционные измерители их бы не заметили вовсе. Здесь все довольно просто — контент не должен превышать -1 dBTP для любого типа программ.

Для диапазона громкости каких-либо строгих правил нет, Европейский вещательный союз предлагает значение в 15 LU, однако призывает не следовать этому правило строго, позволяя погрешности до +2 LU.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Невозможно определить одно максимальное значение LRA (loudness range) для всех вещателей и всех программ. Кроме того, LRA очень полезен как инструмент для сведения и не должен быть препятствием для сведения контента. У EBU R — 128 нет максимально допустимого значения диапазона громкости, но вместо этого она поощряет использование меры измерения Loudness Range, чтобы оценить потенциальную потребность в обработке динамического диапазона в соответствии с различными критериями.

Чтобы привести пример, некоторые вещатели EBU выбрали максимальное значение в 20 LU для LRA в программах объемного звучания. Для стереопрограмм вещатели выбрали значение в 15 LU. Важно отметить, что любое из этих значений — это не более, чем общее руководство, а не строгое правило. Отклонение в большую сторону в диапазоне до +2 LU вполне возможно.

Интерфейс WLM Plus Loudness Meter
Интерфейс WLM Plus Loudness Meter

Также стоит отметить, что измерение громкости происходит со всеми компонентами передачи, без выделения отдельных (музыки, речи и так далее).

Громкость программы также делится на несколько параметров:
 
  • Momentary (Моментальная громкость)

Momemtary определяет среднее значение громкости без применения ограничивающего плагина гейта в промежутке в 400 миллисекунд.
 
  • Short Term (Кратковременная громкость)

Short Term работает также без применения гейтирования, однако время промежутка составляет уже целых 5 секунд.
 
  • Long Term / integrated (Интегральная громкость)

В измерении Long Term гейтирование применяется, а длительность определяется пользователем, используя команды «Play» и «Stop».

Согласно EBU, требования к контенту краткой формы такие: громкость программы (integrated/long term) должна равняться -23 LUFS с возможной погрешностью в +-0.5 LU. На прямых эфирах погрешности позволено достигать 1,0 LU. Значения Short Term не должны превышать -18 LUFS, а моментальная громкость не должна заходить за черту — 15 LUFS.




Конечно, все измерения должны проводиться сертифицированными приборами-измерителями, соответствующие документам ITU-R BS.1770, EBU Tech Doc 3341 и EBU Tech Doc 3342.

Плагины для измерения по шкале LUFS:
 
  • WLM Plus Loudness Meter
  • Loudness Meter (если вы работаете в Logic X)
  • iZotope Insight
  • Levels
  • LUFS Meter
  • Youlean Loudness Meter

Сводя звук для любого произведения, сейчас лучше всего ориентироваться на шкалу LUFS. Так можно заранее избежать множества проблем. Netflix, YouTube, iTunes — все крупные поставщики контента работают именно с этими величинами, причем каждая из платформ использует разные значения. Всегда подготавливайте финальные миксы к определенному сервису, уточняя нужные значения в технической документации платформы.

Источники:   

Обложка: freestocks.org
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3438
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3030
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1782
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1771
Обзоры

7 фильмов без музыкального сопровождения

Сейчас трудно представить фильм без полноценного музыкального сопровождения и главной музыкальной темы, но порой режиссеры отказывались от музыки вовсе. Вспомним несколько фильмов, созданных без нее

  • 2 декабря
  • 1624
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1521
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее