Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

1Если сценарий не требует снимать на смартфон, не снимай на смартфон


Фото: Rainier Ridao
Фото: Rainier Ridao

Сейчас все хотят снимать на смартфоны. Мне показывают сценарий, я спрашиваю: «Почему смартфон?». Действительно, почему? Зачем это обычному классическому сценарию студенческой короткометражки или сериала федерального канала? iPhone — это не передовая камера, она не лучше кинокамер. Так что если ты ставишь себе цель использовать iPhone не как средство исполнения определенной задачи, а просто как фишку, это довольно странно. Ты хочешь слабочувствительную камеру? Ты хочешь шумящую камеру? Тебе нужна мобильность? Нужно помнить, что это прежде всего изобразительное средство, которое должно соответствовать идее и выполнять задачи, которые ставит сценарий, а не маркетинг. Смартфон — это скорее инструмент документального кино.
 

2Подготовь камеру


Приложение FiLMiC Pro / Фото: FiLMiC Inc.Приложение FiLMiC Pro / Фото: FiLMiC Inc.

Если ты все-таки решил снимать на телефон, то в любом случае его необходимо подготовить. Реши, что вы будете использовать: iPhone, Samsung, Google Pixel, Nokia. Они существенно отличаются друг от друга, например, цветопередачей. Затем выберите и установите приложение. Это может быть FiLMiC Pro или ProMovie. Без подобного приложения сложнее выставлять необходимые настройки. Далее определитесь с объективами. И, конечно, нужно провести тесты.
 

3Запасись павербэнками


Фото: rawpixelФото: rawpixel

Обязательно нужно взять с собой павербэнки, потому что iPhone и FiLMiC Pro махом сжирают энергию. Имейте про запас аккумулятор, а лучше два на 20 000 mAh. При этом, когда телефон начинает садиться, падает яркость экрана. К этому присоединяется операторская паника: «Произошло ли это в кадре или только на мониторе?». Чтобы таких проблем не возникало, желательно, чтобы телефон всегда был на подзарядке. Тут все довольно просто — смартфон можно подключить к аккумулятору, а аккумулятор положить в карман.
 

4Протирай встроенный объектив


Не забывай протирать стеклышко камеры телефона. Потому что любой отпечаток, любую грязь сразу видно. Впрочем, когда мало света, все снимается на смартфон, грязь на объективе может быть даже частью концепции.
 

5Выбор объективов — маленький


Фото: Andrew Neel
Фото: Andrew Neel

По сути, для смартфонов сейчас есть только два-три вида объективов. Широкоугольный, телевик, который на самом деле портретный, рыбий глаз и макро. Про последние два можно сразу забыть. Фишай использовать как-то странно, если ты не скейтбордист. Применение макро тоже сильно ограничено. Для «Фагота» мы с его помощью сняли только подложку под титры — текстура голого тела и ткани. Остается широкоугольник 18мм. И портретник 60мм, который почему-то называют телевиком. Ну и встроенный стандартный объектив 30мм или 40мм. По сути, в твоем распоряжении только три фокусных расстояния. И из них мы пользовались в основном только или ничем, или портретником. У нас были комплекты линз Moment и Surui. Но, опять же, когда у тебя есть подобные ограничения, начинаешь активнее что-то придумывать.
 

6Средний план на телефоне работает плохо


Фото: Aaron Burden
Фото: Aaron Burden

Средние планы на iPhone из-за матрицы не так хорошо работают, как в обычном кино. Общий план ты можешь чем-то наполнить: реквизитом, актерами, интерьером. Хорошо смотрится крупный план, лицо человека. А вот средний план — ни туда, ни сюда, потому что все резко, сложно создать глубину в кадре. Приходится исхитряться с переднеплановыми объектами. На съемках нового фильма «Смерть нам к лицу» мы также учитывали особенности локации и старались решать мизансцену и проблему глубины кадра за счет естественной геометрии локации. Грубо говоря, не ставь на среднем плане персонажей к стене — поставь их в коридор.
 

7Разберись с фокусом


Фото: Stefan CosmaФото: Stefan Cosma

Возможно, есть люди, которые снимают на iPhone, прибегая к услугам фокус-пулера. Но мы на «Фаготе» пользовались автофокусом. И тут есть свои нюансы. Например, если у тебя недостаточно экспозиции, у iPhone могут возникнуть проблемы с автофокусировкой. Так как потеря фокуса не всегда уместна при съемке портрета, то желательно, чтобы у лица актера была достаточная экспозиция и различимые для камеры детали. Ведь с цифровыми камерами всегда лучше снять светлее и уже на посте сделать нужную атмосферу по яркости. С другой стороны, известно, что проблема решается установкой приложения FiLMiC Remote на планшет и выведением изображения на плейбек. Но нам такое решение не подходит.
 

8Подумай о стабилизации


Freefly Movi / Фото: Freefly SystemsFreefly Movi / Фото: Freefly Systems

Управление сосредоточено на экране телефона, поэтому твои руки все время там. Если у тебя портретник и тебе нужно переводить фокус с героя на героя или с переднего плана на дальний план, то все начинает ходить ходуном. Нужно использовать стабилизатор. Есть вариант стабилизаторов Osmo, но с объективом его нельзя использовать. Есть Freefly Movi с набором грузов, но ему нужна долгая настройка, огромная рама, из-за чего мобильное кино перестает быть таким уж мобильным. Поэтому главный стабилизатор — это нежные руки и прямые ноги оператора. Еще стабилизатором вполне может быть обычная селфи-палка.
 

9Включи авиарежим


Телефон в любой момент может позвонить. Более того, если телефон синхронизирован по Apple ID с какими-то устройствами, то позвонить могут они все. Например, у нас однажды зазвонил телефон у продюсера в кармане, а следом синхронизированный с ним MacBook и iPhone-камера. Авиарежим отключает тебя и от Wi-Fi и от любой другой связи. Правило кажется глупым и очевидным, но и о нем иногда можно забыть.
 

10Будь готов, что снимешь кино быстро


Фото: rawpixelФото: rawpixel

Со смартфоном кино снимается гораздо быстрее. Хотя бы потому, что нет постоянных больших перестановок: свет используешь простой и примитивный. На «Фаготе» выработка у нас была десять-пятнадцать минут. Весь фильм был снят за четыре дня. Ну, еще были досъемки, так что получилось шесть дней максимум. За счет того, что у тебя очень маленькие паузы, все происходит быстро, перестановка занимает максимум пятнадцать минут, нет времени поточить лясы.
 

11128 Гбайт — минимальный объем памяти на смену


Исходите из того, что в среднем минута материала — это один гигабайт. 256 гигов — объем, которого хватает на несколько смен. 128 гигабайт может быть вполне достаточно на смену. А вот с 64 гигабайтами можно уже попасть.
 

12Заложи время на сброс материала


Фото: Mia BakerФото: Mia Baker

Сбрасывать материал можно через провод через iCloud, но нежелательно. У меня паранойя — мне некомфортно, когда мои исходники уходят куда-то там на китайский сервер. Поэтому я сбрасываю через AirDrop. Это, правда, не очень удобно, потому, что iPhone очень сильно нагревается и может просто вырубиться. Это происходит примерно на каждом пятом файле, после чего минут пять нужно ждать, пока телефон остынет, и его снова можно будет включать. В итоге это требует времени, так что желательно закладывать на это несколько часов после съемок. Однако если у вас есть Windows, это все упрощает. Как и Android.
 

Обложка: Jakob Owens

 

Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 650
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 483
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2264
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2193
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1110
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее