Слова

«Сериал – это огромная мощная машина, в которой ты — всего лишь ее часть»

Молодой режиссер Байбулат Батуллин вызвал ревность многих собратьев по цеху, получив в производство крупный сериал «Большая игра». Мы расспросили Байбулата, как он стал режиссером огромного проекта буквально с нуля и как сегодня снимают спортивное кино


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.   

— В декабре 2016 года был показ дипломных работ первого курса режиссерского факультета МШК (куратор — Алексей Попогребский). Никогда не забуду яркую картину «Половинки», которая стала хитом и того вечера, и последующего сезона. Проходит полтора года, и я случайно узнаю, что режиссером дорогого сериала «Большая игра» на СТС стал тот самый молодой режиссер Байбулат Батуллин, который снял «Половинки». И у меня не складывается пазл: как так возможно? Я не помню такого случая, чтобы человек без протекции ВГИКовских мастеров взял и снял такую большую работу…

— История следующая. Я поступал во ВГИК три раза. Не поступил. Но я не держу зла. Было ощущение, что поступать во ВГИК и идти в профессию — разные вещи. Тогда я задумался: хочу ли я учиться у тех мастеров, к которым поступал. И представил список режиссеров, от которых мне действительно было бы интересно узнавать о профессии. Но в стенах ВГИКа представить их было сложно.

Тогда к частным киношколам все относились скептически. В том числе и я. Случайно наткнулся на сайт МШК. Мне понравился формат. И каким-то чудом куратором режиссуры оказался Алексей Попогребский, который был в том моем списке режиссеров. Я решил попробовать поступить. Поступил и рад этому.
 
Трейлер сериала «Большая игра» (2018)

— В чем отличие МШК от других киношкол?

— Даже если ты не боишься перестараться, то все равно получается, что по выходу из Школы у тебя будет 4 работы в портфолио. У меня вышло еще больше с учетом заданий, этюдов и прочих студенческих заданий. Кроме большого количества практики вдохновила связь с индустрией, ты снимаешь реальные заказы: реальные агентства, студии, клиенты и так далее. Получается репетиция перед выходом в индустрию.

Режиссер Байбулат Батуллин / Фото: предоставлено Байбулатом Батуллиным
Режиссер Байбулат Батуллин / Фото: предоставлено Байбулатом Батуллиным

— Индустрия — это 16-серийный сериал, я правильно понимаю?

— Я думал так: сниму классный короткий метр. Можно считать, что с этой задачей я более или менее справился. Потом думал, что покажу его на каком-нибудь фестивале и попаду в большую индустрию. На деле предложения были, но или это было не то, что я ожидал, или они останавливались на уровне переговоров. И тут мне звонит исполнительный продюсер из «Goose Goose Films» и предлагает снять шапку для одной телепередачи. Задача была простая и работы у меня тогда как раз не было. В итоге я сделал, что от меня просили.

Я думал, что меня нашли через «Кинотавр» или через «Короче», но нет, продюсер узнал обо мне почти случайно, через оператора, с которым мы были знакомы по МШК. Конечно, «Половинки» так или иначе повлияли на это.

Потом я снял еще несколько коротких работ. И мне предложили «Тренера» (так тогда назывался сценарий «Большой игры»).

На съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
На съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

— Ты участвовал как-то в разработке проекта? У «Большой игры» в титрах значатся около 10 продюсеров.

— Нужно сказать, что я запрыгнул в этот поезд, когда он уже был на ходу. Сериал — это огромная мощная машина, в которой ты — всего лишь ее часть. Ты стараешься не испортить эту машину. Я же был не просто режиссером, но и режиссером-дебютантом. Это было для студии риском, со стороны продюсеров был тотальный контроль, что справедливо. Это стало для меня мощной школой.

— Ты кастинговал кого-то, или все уже было сделано до тебя?

— Я подключился не с самого начала проекта. Когда я пришел, поменялись только главная героиня и друг главного героя. Это из глобального. Ну и, само собой, был докастинг артистов второго плана и эпизодников.
Дмитрий Колчин и Сергей Лавыгин на съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

Дмитрий Колчин и Сергей Лавыгин на съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

Владислав Ветров в сериале «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

Владислав Ветров в сериале «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

— У тебя было право на окончательный монтаж?

— Нет, изначально было оговорено, что я принимаю минимальное участие на этапе постпродакшна. Но каждый съемочный день начинался с того, что я рассказывал продюсерам, как все это будет выглядеть на монтаже. Плюс монтаж уже шел параллельно на этапе съемок.

— Ты писал режиссерскую экспликацию, режиссерский сценарий?

— Нет. Я не успевал это сделать физически. У меня был всего месяц на подготовку. Но тут, наверное, сказалось то, что я уже работал в этом продакшне на коротких дистанциях.

На съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
На съемках сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

— И когда был первый мотор?

— Зимой. В декабре.

— Это были павильоны?

— В основном были реальные объекты. И был как бы павильон, который построили в бизнес-центре. Весь интерьер тренировочной базы сняли там.

Кадр из сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
Кадр из сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

— Как вы зимой снимали на стадионах? Крупные планы отдельно, общие отдельно?

— Мы снимали в Москве на «Спартаке» и в Санкт-Петербурге на стадионе «Зенит». В «Зените» — потому что это единственный крытый стадион, чтобы снимать зимой. Снимали на киношные камеры и на телевизионные камеры ПТС, для имитации трансляции.

Кадр из сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС
Кадр из сериала «Большая игра» / Фото: пресс-служба СТС

— «Открывашка» снималась в последнюю очередь?

— А что, заметно? Ах, ну да, там же актуальные сцены! Да, в последнюю смену мы снимали эпизоды для открывающих титров.

— Ты понимал во время съемок, что это первый по-настоящему смелый сатирический сериал на СТС с узнаваемыми типажами не только спортсменов, но и министров? Что за некоторые шуточки могут и снять сериал с эфира?

— Я понимал, что этот проект не «пресный». Это меня и привлекало. Я далек от футбола, меня как раз привлекло, что весь этот абсурд и те проблемы, которые поднимаются в сериале, имеют отношения не только к футболу, но и к другим отраслям. Думаю, это было ясно в финальной речи Димы Попова.
 

Байбулат Батуллин на съемках фильма «Сокровища О.К.» (2013) / «Двадцатый Век Фокс СНГ»

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8787
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 5768
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3432
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее