Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Кто такой оператор для режиссера


Работа режиссера не только в том, чтобы сидеть в кресле, кричать «Мотор» и есть орешки. Снимать кино — большая нагрузка, выдерживать которую очень сложно. Уже через несколько часов работы команда поймет, что собой представляет режиссер: если он покажет слабину, то быстро потеряет доверие, и тут уже никакие деньги не помогут поддержать рабочий дух. Чтобы быть лидером, нужно понимать, как помочь коллективу раскрыть творческий потенциал.

Режиссеру нужен друг и напарник, который прикроет его в тяжелый момент и возьмет часть груза отвественности на свои плечи. Ему нужно понимать, что вы с ним на одной волне, что вы чувствуете его фильм и видите одни и те же картинки. С большинством режиссеров, которые в своем уме (было у меня несколько очень нестабильных коллабораций) я могу наладить контакт на первой же встрече и рассказать, какой фильм они видят у себя в голове. Это не колдовство, этому можно научиться.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

Язык кино — интернациональный. Достаточно уметь анализировать и анализировать много? чтобы им овладеть. Недавно я активно начал снимать для Китая. Большинство местных режиссеров достаточно плохо говорит на английском, но чтобы понимать драматургию кино, знание языка не нужно.
 

Разбор сценария перед встречей с режиссером


С чего начинаю я? В первую очередь я, конечно же, читаю сценарий, разбиваю его на акценты. Например: герой идет в темном помещении и прислушивается к шорохам. Вдруг открывается дверь, из которой сочится яркий свет, и героя что-то хватает из темноты. Акценты здесь такие: сцена открывается проходкой или POV, герой прислушивается, оглядывается. Сюда можно вставить кадр с «долли», чтобы показать, как надвигается темнота. Открывается дверь, реакция, что-то хватает героя.

Это основные акценты сцены, которые можно добавлять и разбавлять стилистически. К примеру, вся сцена может быть снята одним кадром или разбита на множество реакций. Можно решить все в POV или на крупных кадрах — зависит от подачи и ощущения, которое нужно создать.

Егор Поволоцкий / Фото: : Bohan Yu
Егор Поволоцкий / Фото: : Bohan Yu

Оператор который снимает только картинку — плохой оператор. Необходимо уметь поддержать актерскую игру, погрузить зрителя в момент, используя визуальные приемы. Когда я снимал бекстейдж в Москве, один оператор сказал: «Егор, нет никаких правил, снимай красиво».

Потом через несколько лет я услышал подобные слова в киноакадемии в Америке. Ученик спросил профессора, чем он руководствуется, когда выставляет кадр, как понять крупность, композицию и свет. Ответ профессора меня обескуражил: «Я не знаю, просто чувствую». Оба эти случая сильно повлияли на мое становление как оператора-постановщика. Ведь именно так снимают большинство современных операторов — не задумываясь, чем мотивированы визуальные решения.
 

«Умеешь ли ты снимать драки?»


В свете и композиции нужно отталкиваться от нужного чувства. Это анализ. Сценарий сам подскажет, что сидит у режиссера в голове, достаточно научиться разбирать сцены.

Я автоматически разбиваю сцены на моменты, которые повлияют на зрителя, моменты развития, конфликта и так далее. Так очень просто прорабатывать сценарий по сценам. И так же довольно просто понять, как можно снять фильм, например, ручной камерой или стедикамом (вальсирующий «Ла-Ла Ленд»), статикой (фильмы Куросавы) или другим способом.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

Многие режиссеры спрашивают: «Умеешь ли ты снимать драки? А погони? А любовные сцены?» На самом деле подход один и тот же — везде есть отдельные акценты, везде есть драматургия. Драки, как и диалоговую сцену, можно снять десятками различных способов. Нужно просто понять и найти именно тот, который подходит для конкретной сцены.

Так же очень важны визуальные референсы — скриншоты из фильмов, подходящих для передачи нужных эмоций, цветовая палитра и многое другое. Вдохновение может запустить что угодно — песня, фотография, скульптура, цвет, запах. На самом деле даже из откровенно плохого сценария, переработав его, можно сделать что-то стоящее.
 

Как разбирать фильм с режиссером


Режиссеру нужен человек, который укажет на дыры в сценарии и поможет их исправить. Бывают режиссеры, которым важна именно визуальная составляющая и стилизация, бывают те, которые, наоборот, ищут оператора, способного создать незаметное «стекло» между героем и зрителем. И везде на помощь приходит анализ.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

На первой встрече с режиссером мы говорим про творчество, пытаемся понять, одинаково ли мы мыслим, получится ли совместная работа, открыт ли режиссер к творческому сотрудничеству. Это довольно тонкий период в который можно точно определить, как сложится сотрудничество. В последующую встречу мы обсуждаем фильм целиком, персонажей и их мотивацию, эмоциональные арки.

Дальше — интенсивная подготовка, проработка сцен. Не нужно печалиться и пытаться выжать стилизацию ради стилизации — сценарий сам подскажет как его снять. К примеру если весь фильм стилизован, каждый кадр фильма специфичен, то смотреть его будет крайне тяжело. Тяжелая визуализация так же вредна для зрителя, как и ее отсутствие. Я не досмотрел «Ла-Ла Ленд» до конца — «вальсирующая» камера уж чересчур развальсировала меня, что стало нехорошо.
 
Сцена из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016)

Не надо бояться снимать сцену просто. Не надо забывать суть работы оператора-постановщика — мы поддерживаем актерскую игру, а в киноиндустрии очень много операторов, которые любят мериться размерами объективов.

Вы должны стать членом семьи, который в трудную минуту подставит плечо и иногда даже поможет срежиссировать сцену, когда самому режиссеру станет нехорошо от съеденных орехов.
 
 
Егор Поволоцкий

Оператор

Бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, выпускник New York Film Academy, работал над фильмами «Золотая пыль», «Культура страха» и «River Runs Red».
 
 
 

Обложка: Егор Поволоцкий / Фото: Bohan Yu

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 30620
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 18088
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 8956
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 6760
Практика

Россия vs США: звукорежиссеры у нас и у них

Артем Нужин, владелец звуковой компании T.I.M. Sound Company и звукорежиссер шоу «Последний герой», «Мастер Шеф» и «Каникулы в Мексике», рассказал, за что борются американские профсоюзы, чего никогда не будет делать звукорежиссер в Америке и чему стоит поучиться у российских специалистов

18 марта 3871
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 3881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее