Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября 2018
  • 2131
Егор Поволоцкий

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Кто такой оператор для режиссера


Работа режиссера не только в том, чтобы сидеть в кресле, кричать «Мотор» и есть орешки. Снимать кино — большая нагрузка, выдерживать которую очень сложно. Уже через несколько часов работы команда поймет, что собой представляет режиссер: если он покажет слабину, то быстро потеряет доверие, и тут уже никакие деньги не помогут поддержать рабочий дух. Чтобы быть лидером, нужно понимать, как помочь коллективу раскрыть творческий потенциал.

Режиссеру нужен друг и напарник, который прикроет его в тяжелый момент и возьмет часть груза отвественности на свои плечи. Ему нужно понимать, что вы с ним на одной волне, что вы чувствуете его фильм и видите одни и те же картинки. С большинством режиссеров, которые в своем уме (было у меня несколько очень нестабильных коллабораций) я могу наладить контакт на первой же встрече и рассказать, какой фильм они видят у себя в голове. Это не колдовство, этому можно научиться.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

Язык кино — интернациональный. Достаточно уметь анализировать и анализировать много? чтобы им овладеть. Недавно я активно начал снимать для Китая. Большинство местных режиссеров достаточно плохо говорит на английском, но чтобы понимать драматургию кино, знание языка не нужно.
 

Разбор сценария перед встречей с режиссером


С чего начинаю я? В первую очередь я, конечно же, читаю сценарий, разбиваю его на акценты. Например: герой идет в темном помещении и прислушивается к шорохам. Вдруг открывается дверь, из которой сочится яркий свет, и героя что-то хватает из темноты. Акценты здесь такие: сцена открывается проходкой или POV, герой прислушивается, оглядывается. Сюда можно вставить кадр с «долли», чтобы показать, как надвигается темнота. Открывается дверь, реакция, что-то хватает героя.

Это основные акценты сцены, которые можно добавлять и разбавлять стилистически. К примеру, вся сцена может быть снята одним кадром или разбита на множество реакций. Можно решить все в POV или на крупных кадрах — зависит от подачи и ощущения, которое нужно создать.

Егор Поволоцкий / Фото: : Bohan Yu
Егор Поволоцкий / Фото: : Bohan Yu

Оператор который снимает только картинку — плохой оператор. Необходимо уметь поддержать актерскую игру, погрузить зрителя в момент, используя визуальные приемы. Когда я снимал бекстейдж в Москве, один оператор сказал: «Егор, нет никаких правил, снимай красиво».

Потом через несколько лет я услышал подобные слова в киноакадемии в Америке. Ученик спросил профессора, чем он руководствуется, когда выставляет кадр, как понять крупность, композицию и свет. Ответ профессора меня обескуражил: «Я не знаю, просто чувствую». Оба эти случая сильно повлияли на мое становление как оператора-постановщика. Ведь именно так снимают большинство современных операторов — не задумываясь, чем мотивированы визуальные решения.
 

«Умеешь ли ты снимать драки?»


В свете и композиции нужно отталкиваться от нужного чувства. Это анализ. Сценарий сам подскажет, что сидит у режиссера в голове, достаточно научиться разбирать сцены.

Я автоматически разбиваю сцены на моменты, которые повлияют на зрителя, моменты развития, конфликта и так далее. Так очень просто прорабатывать сценарий по сценам. И так же довольно просто понять, как можно снять фильм, например, ручной камерой или стедикамом (вальсирующий «Ла-Ла Ленд»), статикой (фильмы Куросавы) или другим способом.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

Многие режиссеры спрашивают: «Умеешь ли ты снимать драки? А погони? А любовные сцены?» На самом деле подход один и тот же — везде есть отдельные акценты, везде есть драматургия. Драки, как и диалоговую сцену, можно снять десятками различных способов. Нужно просто понять и найти именно тот, который подходит для конкретной сцены.

Так же очень важны визуальные референсы — скриншоты из фильмов, подходящих для передачи нужных эмоций, цветовая палитра и многое другое. Вдохновение может запустить что угодно — песня, фотография, скульптура, цвет, запах. На самом деле даже из откровенно плохого сценария, переработав его, можно сделать что-то стоящее.
 

Как разбирать фильм с режиссером


Режиссеру нужен человек, который укажет на дыры в сценарии и поможет их исправить. Бывают режиссеры, которым важна именно визуальная составляющая и стилизация, бывают те, которые, наоборот, ищут оператора, способного создать незаметное «стекло» между героем и зрителем. И везде на помощь приходит анализ.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

На первой встрече с режиссером мы говорим про творчество, пытаемся понять, одинаково ли мы мыслим, получится ли совместная работа, открыт ли режиссер к творческому сотрудничеству. Это довольно тонкий период в который можно точно определить, как сложится сотрудничество. В последующую встречу мы обсуждаем фильм целиком, персонажей и их мотивацию, эмоциональные арки.

Дальше — интенсивная подготовка, проработка сцен. Не нужно печалиться и пытаться выжать стилизацию ради стилизации — сценарий сам подскажет как его снять. К примеру если весь фильм стилизован, каждый кадр фильма специфичен, то смотреть его будет крайне тяжело. Тяжелая визуализация так же вредна для зрителя, как и ее отсутствие. Я не досмотрел «Ла-Ла Ленд» до конца — «вальсирующая» камера уж чересчур развальсировала меня, что стало нехорошо.
 
Сцена из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016)

Не надо бояться снимать сцену просто. Не надо забывать суть работы оператора-постановщика — мы поддерживаем актерскую игру, а в киноиндустрии очень много операторов, которые любят мериться размерами объективов.

Вы должны стать членом семьи, который в трудную минуту подставит плечо и иногда даже поможет срежиссировать сцену, когда самому режиссеру станет нехорошо от съеденных орехов.
 
 
Егор Поволоцкий

Оператор

Бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, выпускник New York Film Academy, работал над фильмами «Золотая пыль», «Культура страха» и «River Runs Red».
 
 
 

Обложка: Егор Поволоцкий / Фото: Bohan Yu

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 9875
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 6130
Обзоры

Главные сериалы этой весны

И снова мы рассказываем, что будет интересно посмотреть весной 2019 года, даже если у вас нет телевизора. (Подсказка: финальный сезон «Игры престолов» начинается в апреле, завершение 9 сезона «Ходячих мертвецов» уже идет, а второй сезон «Американских богов» стартует в марте)

  • 10 марта
  • 3420
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2773
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 1955
Слова

Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Привлеки группу и актеров хорошим сценарием, найди связи в военно-историческом клубе и непрерывно верь в себя: сценаристы, режиссеры и продюсеры о том, как безболезненно перейти от короткого к полному метру и начать полноценную кинокарьеру

  • 14 марта
  • 1709
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее