Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Кто такой оператор для режиссера


Работа режиссера не только в том, чтобы сидеть в кресле, кричать «Мотор» и есть орешки. Снимать кино — большая нагрузка, выдерживать которую очень сложно. Уже через несколько часов работы команда поймет, что собой представляет режиссер: если он покажет слабину, то быстро потеряет доверие, и тут уже никакие деньги не помогут поддержать рабочий дух. Чтобы быть лидером, нужно понимать, как помочь коллективу раскрыть творческий потенциал.

Режиссеру нужен друг и напарник, который прикроет его в тяжелый момент и возьмет часть груза отвественности на свои плечи. Ему нужно понимать, что вы с ним на одной волне, что вы чувствуете его фильм и видите одни и те же картинки. С большинством режиссеров, которые в своем уме (было у меня несколько очень нестабильных коллабораций) я могу наладить контакт на первой же встрече и рассказать, какой фильм они видят у себя в голове. Это не колдовство, этому можно научиться.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

Язык кино — интернациональный. Достаточно уметь анализировать и анализировать много? чтобы им овладеть. Недавно я активно начал снимать для Китая. Большинство местных режиссеров достаточно плохо говорит на английском, но чтобы понимать драматургию кино, знание языка не нужно.
 

Разбор сценария перед встречей с режиссером


С чего начинаю я? В первую очередь я, конечно же, читаю сценарий, разбиваю его на акценты. Например: герой идет в темном помещении и прислушивается к шорохам. Вдруг открывается дверь, из которой сочится яркий свет, и героя что-то хватает из темноты. Акценты здесь такие: сцена открывается проходкой или POV, герой прислушивается, оглядывается. Сюда можно вставить кадр с «долли», чтобы показать, как надвигается темнота. Открывается дверь, реакция, что-то хватает героя.

Это основные акценты сцены, которые можно добавлять и разбавлять стилистически. К примеру, вся сцена может быть снята одним кадром или разбита на множество реакций. Можно решить все в POV или на крупных кадрах — зависит от подачи и ощущения, которое нужно создать.

Егор Поволоцкий / Фото: : Bohan Yu
Егор Поволоцкий / Фото: : Bohan Yu

Оператор который снимает только картинку — плохой оператор. Необходимо уметь поддержать актерскую игру, погрузить зрителя в момент, используя визуальные приемы. Когда я снимал бекстейдж в Москве, один оператор сказал: «Егор, нет никаких правил, снимай красиво».

Потом через несколько лет я услышал подобные слова в киноакадемии в Америке. Ученик спросил профессора, чем он руководствуется, когда выставляет кадр, как понять крупность, композицию и свет. Ответ профессора меня обескуражил: «Я не знаю, просто чувствую». Оба эти случая сильно повлияли на мое становление как оператора-постановщика. Ведь именно так снимают большинство современных операторов — не задумываясь, чем мотивированы визуальные решения.
 

«Умеешь ли ты снимать драки?»


В свете и композиции нужно отталкиваться от нужного чувства. Это анализ. Сценарий сам подскажет, что сидит у режиссера в голове, достаточно научиться разбирать сцены.

Я автоматически разбиваю сцены на моменты, которые повлияют на зрителя, моменты развития, конфликта и так далее. Так очень просто прорабатывать сценарий по сценам. И так же довольно просто понять, как можно снять фильм, например, ручной камерой или стедикамом (вальсирующий «Ла-Ла Ленд»), статикой (фильмы Куросавы) или другим способом.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

Многие режиссеры спрашивают: «Умеешь ли ты снимать драки? А погони? А любовные сцены?» На самом деле подход один и тот же — везде есть отдельные акценты, везде есть драматургия. Драки, как и диалоговую сцену, можно снять десятками различных способов. Нужно просто понять и найти именно тот, который подходит для конкретной сцены.

Так же очень важны визуальные референсы — скриншоты из фильмов, подходящих для передачи нужных эмоций, цветовая палитра и многое другое. Вдохновение может запустить что угодно — песня, фотография, скульптура, цвет, запах. На самом деле даже из откровенно плохого сценария, переработав его, можно сделать что-то стоящее.
 

Как разбирать фильм с режиссером


Режиссеру нужен человек, который укажет на дыры в сценарии и поможет их исправить. Бывают режиссеры, которым важна именно визуальная составляющая и стилизация, бывают те, которые, наоборот, ищут оператора, способного создать незаметное «стекло» между героем и зрителем. И везде на помощь приходит анализ.

Фото: Bohan Yu
Фото: Bohan Yu

На первой встрече с режиссером мы говорим про творчество, пытаемся понять, одинаково ли мы мыслим, получится ли совместная работа, открыт ли режиссер к творческому сотрудничеству. Это довольно тонкий период в который можно точно определить, как сложится сотрудничество. В последующую встречу мы обсуждаем фильм целиком, персонажей и их мотивацию, эмоциональные арки.

Дальше — интенсивная подготовка, проработка сцен. Не нужно печалиться и пытаться выжать стилизацию ради стилизации — сценарий сам подскажет как его снять. К примеру если весь фильм стилизован, каждый кадр фильма специфичен, то смотреть его будет крайне тяжело. Тяжелая визуализация так же вредна для зрителя, как и ее отсутствие. Я не досмотрел «Ла-Ла Ленд» до конца — «вальсирующая» камера уж чересчур развальсировала меня, что стало нехорошо.
 
Сцена из фильма «Ла-Ла Ленд» (2016)

Не надо бояться снимать сцену просто. Не надо забывать суть работы оператора-постановщика — мы поддерживаем актерскую игру, а в киноиндустрии очень много операторов, которые любят мериться размерами объективов.

Вы должны стать членом семьи, который в трудную минуту подставит плечо и иногда даже поможет срежиссировать сцену, когда самому режиссеру станет нехорошо от съеденных орехов.
 
 
Егор Поволоцкий

Оператор

Бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, выпускник New York Film Academy, работал над фильмами «Золотая пыль», «Культура страха» и «River Runs Red».
 
 
 

Обложка: Егор Поволоцкий / Фото: Bohan Yu

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее