Репортаж

4K: будущее, ставшее настоящим

Популярные направления телевидения в формате 4K, становление экосистем 4K и особенности дистрибуции контента сверхвысокой четкости: тезисы из докладов третьей международной конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR»

  • 1 ноября 2018
  • 516
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

4К-телевидение: популярные направления


За прошедший год 4K-устройства подешевели, и их проникновение увеличилось. Как отметил в своем докладе «Рынок UHD ТВ: Эволюция потребительских товаров и использование контента» главный аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей, цена панелей одной и той же диагонали каждый год падает (вместе со стоимостью их изготовления), при этом средняя диагональ телевизоров, которые удается продать, увеличивается на 1 дюйм ежегодно.

Аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей / Фото: Евгений Пахоль
Аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей / Фото: Евгений Пахоль 

Россию все же нельзя назвать лидером с точки зрения проникновения 4К-оборудования. По словам Грея, сегодня есть три основных рынка сверхвысокой четкости — это Северная Америка, Западная Европа и Китай.

Телеконтент в 4K в России по-прежнему предоставляют единичные вещатели. Один из них — это «Наша Сибирь 4К», специализирующаяся на «медитативности» природных красот Сибири. В процессе перехода из Full HD в 4K на канал пришла новая команда операторов, знакомая со спецификой съемки контента в формате 4K. Параллельно были профинансированы двадцать независимых съемочных экспедиций.

Ради большей динамики в изображение при съемках теперь используются дроны и другие технические приспособления. Вышедший в эфир в мае 2018 года телеканал «Наша Сибирь 4К» стал, по мнению руководителя телеканала Катерины Кропотовой, одним из кейсов премиального продукта, рассчитанного на эксклюзивного зрителя.

Руководителя телеканала «Наша Сибирь 4К» Катерины Кропотовой / Фото: Евгений Пахоль
Руководитель телеканала «Наша Сибирь 4К» Катерина Кропотова / Фото: Евгений Пахоль

Кроме видов природы, спросом среди потребителей телеконтента в 4K как в России, так и в мире, пользуется мир моды и дизайна, экстремальный спорт, компьютерные игры и клубная культура. В рамках доклада «Fashion TV 4K Channel и OTT & VOD проекты» по маркетингу и развитию телеканала «Fashion TV 4К» Мария Лисовска рассказала, что с 2015 года все съемки на «Fashion TV» проходят в формате 4К.

Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль
Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль

Идея съемки показов мод и соответствующего бекстейджа в 4К возникла по запросу самих модельеров, которым захотелось «показать товар лицом» максимально наглядно. Развитие OTT и VOD проектов Fashion TV делает 4K-контент телеканала доступным для массового пользователя. Он распространяется и бесплатно, и по платной подписке на экранах смартфонов и планшетов в любой точке мира. Контент телеканала доступен на Smart TV.

Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль
Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль

В выступлении «Особенности отбора 4K-контента» основатель и руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер рассказал, что, поскольку целевая аудитория его канала это миллениалы, то есть активные современные люди, которым близки экстремальный спорт, компьютерные игры и клубная жизнь, при создании телеканала он стремился объединить эти составляющие в единое целое.

Руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер / Фото: Евгений Пахоль
Руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер / Фото: Евгений Пахоль

В процессе развития телеканала, Clubbing TV сталкивался с различными техническими вызовами. Например, при съемке в 4K популярного ныне жанра летсплеев необходимо было показать не только монитор компьютера, но и самого игрока, который подчас находился в десятке тысяч километров от офиса телекомпании. При этом качество изображения должно было быть равноценным. В итоге съемка обеих частей происходила в 4К 50 fps, что накладывало дополнительную нагрузку на съемочный бюджет.

На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль
На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль

Следуя за трендами, Clubbing TV недавно запустил новый проект — C4K360, линейный 4K-телеканал, дающий доступ к видео в формате виртуальной реальности. Следующим шагом в развитии Clubbing TV Швейцер назвал переход к трансляции контента телеканала в формате 4K HDR.
 

Экосистема 4K


Развитие 4К-телевидения формирует экосистемы брендов, занятых высокими технологиями. В докладе «Экосистема 4K: текущее развитие и ее влияние на другие рынки» руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков дал подробный обзор идеальной экосистемы 4K ближайшего будущего — от оборудования для производства контента сверхвысокого разрешения до устройств для просмотра видео и инфраструктурных решений, используемых операторами и провайдерами.

Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков / Фото: Евгений Пахоль
Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков / Фото: Евгений Пахоль

По его мнению, экосистема 4K должна включать на самом базовом уровне единый цифровой профиль абонента, позволяющий пользователю один раз зарегистрироваться в системе и после этого постоянно быть к ней подключенным. Во-вторых, к экосистеме должны быть подключены облачные цифровые сервисы, дающие пользователю возможность моментально оплачивать услуги. После создания экосистем 4K компании смогут расти и постоянно обновляться, предлагая пользователям новое оборудование и не упуская при этом абонентов. Таким образом развитие 4K-телевидения приведет к изменению не только телекультуры, но и инфраструктуры самих брендов.

На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль
На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль

Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев рассказал , как видеоконтент может способствовать росту выручки операторов в условиях, когда модели медиапотребления кардинально меняются, и призвал операторов сконцентрироваться на конечном потребителе. В качестве базового сервиса операторов должно выступать телевидение в формате 4K, но необходимо предоставлять и более прорывные по современным меркам услуги. Как пример Черняев привел популярную идею свиданий, происходящих в виртуальной реальности.

Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев / Фото: Евгений Пахоль
Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев / Фото: Евгений Пахоль
 

Дистрибуция 4K-контента


В связи с увеличением количества телеканалов, вещающих в 4K, встает вопрос о качественной дистрибуции 4K-контента. В докладе «Особенности дистрибуции 4K-телеканалов. Опыт медиалогистики» директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин сообщил, что, в отличие от HD и SD-контента, доставляемого по спутнику, большая часть видео для 4K-телеканалов приходит к российскому потребителю по оптоволоконным сетям. Причина этого кроется в том, что материал, снятый в 4K, «тяжелее» контента в HD (тем более — в SD), и это делает спутниковую доставку материала дороже доставки «по земле».

Директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин / Фото: Евгений Пахоль
Директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин / Фото: Евгений Пахоль

Однако доставка контента по оптоволоконным сетям действенна только в крупнейших российских городах, соответственно часть аудитории телеканалов может быть потеряна. Кроме того, при адаптации 4K контента, поступающего к потребителю по оптоволоконным сетям, может ощущаться нехватка вычислительных мощностей: сервер, легко справляющийся с транскодированием нескольких HD-телеканалов, не может справиться с транскодированием UHD-канала. Для решения проблемы медиадистрибьюторам потребуются дополнительные мощности.
 

Обложка: на конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Евгений Пахоль

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Великая иллюзия, или Как снимают секс в кино

Как бы чувственно ни смотрелись на экране любовные сцены, создаются они в обстоятельствах далеких от романтики, интима и какой-либо привлекательности. Разбираемся, какие ухищрения необходимы, чтобы убедительно показать секс в кино

  • 15 марта
  • 10770
Практика

Как это снято: «Карты, деньги, два ствола»

Вспоминаем, с какими усилиями двадцать лет назад Гай Ричи ворвался в мировой кинематограф, вдохнув новую жизнь в криминально-гангстерский жанр: минимальный бюджет, клиповая эстетика, актеры-уголовники, злачные места Лондона и параллели с Тарантино

  • 11 марта
  • 6357
Обзоры

7 провальных дебютов великих режиссеров: от Бергмана до Кэмерона

Все с чего-то начинают, и даже крупнейшие мастера когда-то делали первые шаги. Причем у некоторых эти шаги были весьма сомнительными. Вспоминаем больших режиссеров, дебюты которых оказались неудачными, зато полезными

  • 16 марта
  • 2917
Практика

Четыре совета, как снять успешный документальный фильм 

Хороший документальный фильм — это, прежде всего, сильная история. Режиссер Зак Рамелан рассказывает о способах, которые помогут вам выйти из трудной ситуации

  • 11 марта
  • 2035
Слова

Как начинающему кинематографисту перейти к полному метру?

Привлеки группу и актеров хорошим сценарием, найди связи в военно-историческом клубе и непрерывно верь в себя: сценаристы, режиссеры и продюсеры о том, как безболезненно перейти от короткого к полному метру и начать полноценную кинокарьеру

  • 14 марта
  • 1766
Практика

Как стать режиссером: 10 шагов в профессию

Что нужно предпринять, чтобы возглавить производство своего собственного фильма: можно ли обучиться режиссуре, как набраться опыта и развиваться в профессии

  • 21 марта
  • 1803
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее