Репортаж

4K: будущее, ставшее настоящим

Популярные направления телевидения в формате 4K, становление экосистем 4K и особенности дистрибуции контента сверхвысокой четкости: тезисы из докладов третьей международной конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR»


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

4К-телевидение: популярные направления


За прошедший год 4K-устройства подешевели, и их проникновение увеличилось. Как отметил в своем докладе «Рынок UHD ТВ: Эволюция потребительских товаров и использование контента» главный аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей, цена панелей одной и той же диагонали каждый год падает (вместе со стоимостью их изготовления), при этом средняя диагональ телевизоров, которые удается продать, увеличивается на 1 дюйм ежегодно.

Аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей / Фото: Евгений Пахоль
Аналитик по потребительским устройствам IHS Markit Technology Пол Грей / Фото: Евгений Пахоль 

Россию все же нельзя назвать лидером с точки зрения проникновения 4К-оборудования. По словам Грея, сегодня есть три основных рынка сверхвысокой четкости — это Северная Америка, Западная Европа и Китай.

Телеконтент в 4K в России по-прежнему предоставляют единичные вещатели. Один из них — это «Наша Сибирь 4К», специализирующаяся на «медитативности» природных красот Сибири. В процессе перехода из Full HD в 4K на канал пришла новая команда операторов, знакомая со спецификой съемки контента в формате 4K. Параллельно были профинансированы двадцать независимых съемочных экспедиций.

Ради большей динамики в изображение при съемках теперь используются дроны и другие технические приспособления. Вышедший в эфир в мае 2018 года телеканал «Наша Сибирь 4К» стал, по мнению руководителя телеканала Катерины Кропотовой, одним из кейсов премиального продукта, рассчитанного на эксклюзивного зрителя.

Руководителя телеканала «Наша Сибирь 4К» Катерины Кропотовой / Фото: Евгений Пахоль
Руководитель телеканала «Наша Сибирь 4К» Катерина Кропотова / Фото: Евгений Пахоль

Кроме видов природы, спросом среди потребителей телеконтента в 4K как в России, так и в мире, пользуется мир моды и дизайна, экстремальный спорт, компьютерные игры и клубная культура. В рамках доклада «Fashion TV 4K Channel и OTT & VOD проекты» по маркетингу и развитию телеканала «Fashion TV 4К» Мария Лисовска рассказала, что с 2015 года все съемки на «Fashion TV» проходят в формате 4К.

Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль
Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль

Идея съемки показов мод и соответствующего бекстейджа в 4К возникла по запросу самих модельеров, которым захотелось «показать товар лицом» максимально наглядно. Развитие OTT и VOD проектов Fashion TV делает 4K-контент телеканала доступным для массового пользователя. Он распространяется и бесплатно, и по платной подписке на экранах смартфонов и планшетов в любой точке мира. Контент телеканала доступен на Smart TV.

Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль
Мария Лисовска, телеканал «Fashion TV 4К» / Фото: Евгений Пахоль

В выступлении «Особенности отбора 4K-контента» основатель и руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер рассказал, что, поскольку целевая аудитория его канала это миллениалы, то есть активные современные люди, которым близки экстремальный спорт, компьютерные игры и клубная жизнь, при создании телеканала он стремился объединить эти составляющие в единое целое.

Руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер / Фото: Евгений Пахоль
Руководитель телеканала Clubbing TV Стефан Швейцер / Фото: Евгений Пахоль

В процессе развития телеканала, Clubbing TV сталкивался с различными техническими вызовами. Например, при съемке в 4K популярного ныне жанра летсплеев необходимо было показать не только монитор компьютера, но и самого игрока, который подчас находился в десятке тысяч километров от офиса телекомпании. При этом качество изображения должно было быть равноценным. В итоге съемка обеих частей происходила в 4К 50 fps, что накладывало дополнительную нагрузку на съемочный бюджет.

На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль
На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль

Следуя за трендами, Clubbing TV недавно запустил новый проект — C4K360, линейный 4K-телеканал, дающий доступ к видео в формате виртуальной реальности. Следующим шагом в развитии Clubbing TV Швейцер назвал переход к трансляции контента телеканала в формате 4K HDR.
 

Экосистема 4K


Развитие 4К-телевидения формирует экосистемы брендов, занятых высокими технологиями. В докладе «Экосистема 4K: текущее развитие и ее влияние на другие рынки» руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков дал подробный обзор идеальной экосистемы 4K ближайшего будущего — от оборудования для производства контента сверхвысокого разрешения до устройств для просмотра видео и инфраструктурных решений, используемых операторами и провайдерами.

Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков / Фото: Евгений Пахоль
Руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков / Фото: Евгений Пахоль

По его мнению, экосистема 4K должна включать на самом базовом уровне единый цифровой профиль абонента, позволяющий пользователю один раз зарегистрироваться в системе и после этого постоянно быть к ней подключенным. Во-вторых, к экосистеме должны быть подключены облачные цифровые сервисы, дающие пользователю возможность моментально оплачивать услуги. После создания экосистем 4K компании смогут расти и постоянно обновляться, предлагая пользователям новое оборудование и не упуская при этом абонентов. Таким образом развитие 4K-телевидения приведет к изменению не только телекультуры, но и инфраструктуры самих брендов.

На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль
На конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Фото: Евгений Пахоль

Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев рассказал , как видеоконтент может способствовать росту выручки операторов в условиях, когда модели медиапотребления кардинально меняются, и призвал операторов сконцентрироваться на конечном потребителе. В качестве базового сервиса операторов должно выступать телевидение в формате 4K, но необходимо предоставлять и более прорывные по современным меркам услуги. Как пример Черняев привел популярную идею свиданий, происходящих в виртуальной реальности.

Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев / Фото: Евгений Пахоль
Ведущий менеджер компании Huawei Александр Черняев / Фото: Евгений Пахоль
 

Дистрибуция 4K-контента


В связи с увеличением количества телеканалов, вещающих в 4K, встает вопрос о качественной дистрибуции 4K-контента. В докладе «Особенности дистрибуции 4K-телеканалов. Опыт медиалогистики» директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин сообщил, что, в отличие от HD и SD-контента, доставляемого по спутнику, большая часть видео для 4K-телеканалов приходит к российскому потребителю по оптоволоконным сетям. Причина этого кроется в том, что материал, снятый в 4K, «тяжелее» контента в HD (тем более — в SD), и это делает спутниковую доставку материала дороже доставки «по земле».

Директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин / Фото: Евгений Пахоль
Директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин / Фото: Евгений Пахоль

Однако доставка контента по оптоволоконным сетям действенна только в крупнейших российских городах, соответственно часть аудитории телеканалов может быть потеряна. Кроме того, при адаптации 4K контента, поступающего к потребителю по оптоволоконным сетям, может ощущаться нехватка вычислительных мощностей: сервер, легко справляющийся с транскодированием нескольких HD-телеканалов, не может справиться с транскодированием UHD-канала. Для решения проблемы медиадистрибьюторам потребуются дополнительные мощности.
 

Обложка: на конференции «Digital TV& Video in Russia. 4K & HDR» / Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4601
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3452
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2757
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее