Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Снимая фильм, легко погрузиться в визуальную составляющую, отодвинув звук на второй план. Зачастую эта ошибка приводит к огромным сложностям, ведь кино — это аудиовизуальное произведение и без хорошего звука тут не обойтись. Порой звук становится даже более важным компонентом, нежели видео, влияя на подсознание через контрапункты и звуковые фактуры. Настоящее погружение в кино происходит именно в результате удачного синтеза аудио и видео.

Фото: Kal Loftus
Фото: Kal Loftus

Конечно, на звуковом постпродакшне и сведении происходит множество «магических трюков», но ничто не заменит хорошо записанный на площадке звук. К примеру, помехи мобильного телефона будет практически невозможно вырезать, а значит бюджет проекта вырастет из-за перезаписи речи в студии.

Возможно, вы подумаете, что у вас банально не хватит денег, чтобы купить все необходимое оборудование, но на самом деле на это не надо так уж много денег.
 

Минимальный набор


Звук на площадке можно писать и на встроенный микрофон в камере, но их качество обычно оставляет желать лучшего. Лучше взять накамерную «пушку». Один из достойных вариантов — Rode VideoMic Pro.

Rode VideoMic Pro / Фото: Rode
Rode VideoMic Pro / Фото: Rode

Это направленный микрофон, который устанавливается прямо на камеру. Из особенностей можно выделить неплохое соотношение сигнал/шум и внутреннюю систему подавления внешних шумов. Ветрозащита поможет избежать проблем с «задуванием».

К сожалению, для серьезных съемок этот набор не подойдет: записать диалог, отделив голос одного актера от другого, попросту нельзя. Сетап подойдет лишь для записи каких-либо фоновых шумов или монолога, при этом камера должна стоять достаточно близко, чтобы сигнал вышел качественным. Дабы не быть в буквальном смысле привязанным кабелем к камере, лучше использовать внешние рекордеры.

Минимальный набор можно считать «экстренным», когда выбирать уже не приходится. Рассмотрим, что же входит в полноценный комплект, с которым можно работать на серьезных съемках:
  • рекордер;
  • петличный микрофон;
  • «пушка»;
  • наушники.
 

Рекордеры


Рекордеры — это внешние устройства, к которым можно подключать внешние микрофоны. Их огромный плюс — вы сможете записывать звук независимо от положения камеры, а значит — записывать сигнал с удобной позиции.

Из минусов стоит отметить необходимость синхронизации на постпродакшне, однако профессиональные программы монтажа делают это достаточно быстро и автоматически.

До сих пор самые распространенные рекордеры среди начинающих звукооператоров — устройства компании Zoom.
 
Презентация Zoom H4n

Модель H4n имеет 2 входа XLR/TRS, что позволяет подключить два внешних микрофона, а встроенный стерео-микрофон XY поможет вам качественно записать атмосферу локации.

Не менее качественные рекордеры производит компания Tascam.

Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam
Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam
 

«Пушки»


Микрофоны типа «пушки» (‘shotguns’) широко используются в кинопроизводстве. «Пушки» — именно те микрофоны, которые сохраняют атмосферу и акустику пространства на записи. Порой на стадии сведения предпочтение отдают именно записям, сделанным на микрофон этого типа.

Вот несколько моделей из разных ценовых категорий.

Недорогой вариант микрофона-пушки — Audio-Technica ATR6550.

Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica
Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica 

Более качественные (и дорогие) аналоги — микрофоны MKE-600 от компании Sennheiser и NTG2 от Rode:
Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Не забывайте использовать ветрозащиту при записи на натуре. Так как «бум» часто закреплен на удочке сверху, ветер легко может застать вас врасплох в самый ответственный момент записи.
 

Петличные микрофоны


«Петлички» — самые популярные микрофоны для записи диалогов. Они достаточно легко фиксируются на одежде (в кино — часто под ней) и записывают качественный сигнал, с которым можно работать.

Помните, что фоновые шумы вы сможете перезаписать или добавить их из библиотеки, а вот заново вызвать актеров и заставить их точно также сыграть роль вряд ли выйдет.
 

Наушники


В процессе записи важны хорошие наушники, чтобы слышать, что вы записываете. В качестве бюджетных моделей хорошего качества можно взять Sony MDR7506 и Audio-Technica ATH-M30x.
Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Сейчас можно собрать сетап для записи с практически любым бюджетом — от 100$ до 10000$. Не стоит паниковать, если вы не можете купить или взять в аренду все устройства, которые вы планировали. Помните, что работа звукооператора начинается еще до съемок, когда у вас есть время верно подобрать оборудование и продумать запасные варианты.

Источники:   

Обложка: Max Pixel

 

Комментарии

Комментариев: 5

Нужно обязательно уточнить, что с этим комплектом звук для кино, хорошего качества, записать не получится, тк  предусилители Zoom h4n шумят очень сильно, также как и пушка NTG2, как со своим встроенным придусилителем, так и без него. Накамерные пушки в принципе, подходят только для документальных историй, в качестве дополнительного источника звука, но никак не основного. Подобный комплект подойдёт для видео продакшена без претензий к качеству звука.
Игорь Гладкий
По поводу связки NTG-2 и Zoom, соглашусь с вами не полностью. У самого NTG-2 шумов не много, но слабый сигнал, потому у рекордера должны быть очень хорошие преампы. У Zoom H4n преампы шумноваты, хотя у H6 и H4n PRO, уже преампы намного лучше. Также существуют компактные предусилители, которые можно просто воткнуть в микрофон.
Игорь Гладкий
Игорь дело говорит ))) Точно знаю ! ) 
Комментарий удален
Игорь Гладкий
Игорь, спасибо за комментарий!

Фраза о том, что набор лишь с накамерной «пушкой» является не более, чем «экстренным», есть в статье.
«Зуму» есть альтернатива в качестве «Таскама». К тому же, версия H4n приводится лишь в качестве примера. 

Соглашусь, конечно, есть варианты получше, однако студентам нужно ведь на что-то снимать курсовые работы. (Которые часто именно короткометражные фильмы). Для этой аудитории этот материал и готовился. :)

С уважением,
Павел Новиков

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4856
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 4767
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3919
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2925
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее