Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Снимая фильм, легко погрузиться в визуальную составляющую, отодвинув звук на второй план. Зачастую эта ошибка приводит к огромным сложностям, ведь кино — это аудиовизуальное произведение и без хорошего звука тут не обойтись. Порой звук становится даже более важным компонентом, нежели видео, влияя на подсознание через контрапункты и звуковые фактуры. Настоящее погружение в кино происходит именно в результате удачного синтеза аудио и видео.

Фото: Kal Loftus
Фото: Kal Loftus

Конечно, на звуковом постпродакшне и сведении происходит множество «магических трюков», но ничто не заменит хорошо записанный на площадке звук. К примеру, помехи мобильного телефона будет практически невозможно вырезать, а значит бюджет проекта вырастет из-за перезаписи речи в студии.

Возможно, вы подумаете, что у вас банально не хватит денег, чтобы купить все необходимое оборудование, но на самом деле на это не надо так уж много денег.
 

Минимальный набор


Звук на площадке можно писать и на встроенный микрофон в камере, но их качество обычно оставляет желать лучшего. Лучше взять накамерную «пушку». Один из достойных вариантов — Rode VideoMic Pro.

Rode VideoMic Pro / Фото: Rode
Rode VideoMic Pro / Фото: Rode

Это направленный микрофон, который устанавливается прямо на камеру. Из особенностей можно выделить неплохое соотношение сигнал/шум и внутреннюю систему подавления внешних шумов. Ветрозащита поможет избежать проблем с «задуванием».

К сожалению, для серьезных съемок этот набор не подойдет: записать диалог, отделив голос одного актера от другого, попросту нельзя. Сетап подойдет лишь для записи каких-либо фоновых шумов или монолога, при этом камера должна стоять достаточно близко, чтобы сигнал вышел качественным. Дабы не быть в буквальном смысле привязанным кабелем к камере, лучше использовать внешние рекордеры.

Минимальный набор можно считать «экстренным», когда выбирать уже не приходится. Рассмотрим, что же входит в полноценный комплект, с которым можно работать на серьезных съемках:
  • рекордер;
  • петличный микрофон;
  • «пушка»;
  • наушники.
 

Рекордеры


Рекордеры — это внешние устройства, к которым можно подключать внешние микрофоны. Их огромный плюс — вы сможете записывать звук независимо от положения камеры, а значит — записывать сигнал с удобной позиции.

Из минусов стоит отметить необходимость синхронизации на постпродакшне, однако профессиональные программы монтажа делают это достаточно быстро и автоматически.

До сих пор самые распространенные рекордеры среди начинающих звукооператоров — устройства компании Zoom.
 
Презентация Zoom H4n

Модель H4n имеет 2 входа XLR/TRS, что позволяет подключить два внешних микрофона, а встроенный стерео-микрофон XY поможет вам качественно записать атмосферу локации.

Не менее качественные рекордеры производит компания Tascam.

Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam
Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam
 

«Пушки»


Микрофоны типа «пушки» (‘shotguns’) широко используются в кинопроизводстве. «Пушки» — именно те микрофоны, которые сохраняют атмосферу и акустику пространства на записи. Порой на стадии сведения предпочтение отдают именно записям, сделанным на микрофон этого типа.

Вот несколько моделей из разных ценовых категорий.

Недорогой вариант микрофона-пушки — Audio-Technica ATR6550.

Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica
Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica 

Более качественные (и дорогие) аналоги — микрофоны MKE-600 от компании Sennheiser и NTG2 от Rode:
Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Не забывайте использовать ветрозащиту при записи на натуре. Так как «бум» часто закреплен на удочке сверху, ветер легко может застать вас врасплох в самый ответственный момент записи.
 

Петличные микрофоны


«Петлички» — самые популярные микрофоны для записи диалогов. Они достаточно легко фиксируются на одежде (в кино — часто под ней) и записывают качественный сигнал, с которым можно работать.

Помните, что фоновые шумы вы сможете перезаписать или добавить их из библиотеки, а вот заново вызвать актеров и заставить их точно также сыграть роль вряд ли выйдет.
 

Наушники


В процессе записи важны хорошие наушники, чтобы слышать, что вы записываете. В качестве бюджетных моделей хорошего качества можно взять Sony MDR7506 и Audio-Technica ATH-M30x.
Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Сейчас можно собрать сетап для записи с практически любым бюджетом — от 100$ до 10000$. Не стоит паниковать, если вы не можете купить или взять в аренду все устройства, которые вы планировали. Помните, что работа звукооператора начинается еще до съемок, когда у вас есть время верно подобрать оборудование и продумать запасные варианты.

Источники:   

Обложка: Max Pixel

 

Комментарии

Комментариев: 4

Нужно обязательно уточнить, что с этим комплектом звук для кино, хорошего качества, записать не получится, тк  предусилители Zoom h4n шумят очень сильно, также как и пушка NTG2, как со своим встроенным придусилителем, так и без него. Накамерные пушки в принципе, подходят только для документальных историй, в качестве дополнительного источника звука, но никак не основного. Подобный комплект подойдёт для видео продакшена без претензий к качеству звука.
Игорь Гладкий
Игорь дело говорит ))) Точно знаю ! ) 
Комментарий удален
Игорь Гладкий
Игорь, спасибо за комментарий!

Фраза о том, что набор лишь с накамерной «пушкой» является не более, чем «экстренным», есть в статье.
«Зуму» есть альтернатива в качестве «Таскама». К тому же, версия H4n приводится лишь в качестве примера. 

Соглашусь, конечно, есть варианты получше, однако студентам нужно ведь на что-то снимать курсовые работы. (Которые часто именно короткометражные фильмы). Для этой аудитории этот материал и готовился. :)

С уважением,
Павел Новиков

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 19105
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 17285
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2840
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2863
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее