Техника

Базовое оборудование для записи звука

Качественно записанный звук — залог хорошего фильма. Рассказываем, как собрать минимальный набор звукооператора

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Снимая фильм, легко погрузиться в визуальную составляющую, отодвинув звук на второй план. Зачастую эта ошибка приводит к огромным сложностям, ведь кино — это аудиовизуальное произведение и без хорошего звука тут не обойтись. Порой звук становится даже более важным компонентом, нежели видео, влияя на подсознание через контрапункты и звуковые фактуры. Настоящее погружение в кино происходит именно в результате удачного синтеза аудио и видео.

Фото: Kal Loftus
Фото: Kal Loftus

Конечно, на звуковом постпродакшне и сведении происходит множество «магических трюков», но ничто не заменит хорошо записанный на площадке звук. К примеру, помехи мобильного телефона будет практически невозможно вырезать, а значит бюджет проекта вырастет из-за перезаписи речи в студии.

Возможно, вы подумаете, что у вас банально не хватит денег, чтобы купить все необходимое оборудование, но на самом деле на это не надо так уж много денег.
 

Минимальный набор


Звук на площадке можно писать и на встроенный микрофон в камере, но их качество обычно оставляет желать лучшего. Лучше взять накамерную «пушку». Один из достойных вариантов — Rode VideoMic Pro.

Rode VideoMic Pro / Фото: Rode
Rode VideoMic Pro / Фото: Rode

Это направленный микрофон, который устанавливается прямо на камеру. Из особенностей можно выделить неплохое соотношение сигнал/шум и внутреннюю систему подавления внешних шумов. Ветрозащита поможет избежать проблем с «задуванием».

К сожалению, для серьезных съемок этот набор не подойдет: записать диалог, отделив голос одного актера от другого, попросту нельзя. Сетап подойдет лишь для записи каких-либо фоновых шумов или монолога, при этом камера должна стоять достаточно близко, чтобы сигнал вышел качественным. Дабы не быть в буквальном смысле привязанным кабелем к камере, лучше использовать внешние рекордеры.

Минимальный набор можно считать «экстренным», когда выбирать уже не приходится. Рассмотрим, что же входит в полноценный комплект, с которым можно работать на серьезных съемках:
  • рекордер;
  • петличный микрофон;
  • «пушка»;
  • наушники.
 

Рекордеры


Рекордеры — это внешние устройства, к которым можно подключать внешние микрофоны. Их огромный плюс — вы сможете записывать звук независимо от положения камеры, а значит — записывать сигнал с удобной позиции.

Из минусов стоит отметить необходимость синхронизации на постпродакшне, однако профессиональные программы монтажа делают это достаточно быстро и автоматически.

До сих пор самые распространенные рекордеры среди начинающих звукооператоров — устройства компании Zoom.
 
Презентация Zoom H4n

Модель H4n имеет 2 входа XLR/TRS, что позволяет подключить два внешних микрофона, а встроенный стерео-микрофон XY поможет вам качественно записать атмосферу локации.

Не менее качественные рекордеры производит компания Tascam.

Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam
Рекордер Tascam DR-44WL / Фото: Tascam
 

«Пушки»


Микрофоны типа «пушки» (‘shotguns’) широко используются в кинопроизводстве. «Пушки» — именно те микрофоны, которые сохраняют атмосферу и акустику пространства на записи. Порой на стадии сведения предпочтение отдают именно записям, сделанным на микрофон этого типа.

Вот несколько моделей из разных ценовых категорий.

Недорогой вариант микрофона-пушки — Audio-Technica ATR6550.

Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica
Audio-Technica ATR6550 / Фото: Audio-Technica 

Более качественные (и дорогие) аналоги — микрофоны MKE-600 от компании Sennheiser и NTG2 от Rode:
Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Sennheiser MKE-600 / Фото: Sennheiser

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Микрофон Rode NTG2 / Фото: Rode

Не забывайте использовать ветрозащиту при записи на натуре. Так как «бум» часто закреплен на удочке сверху, ветер легко может застать вас врасплох в самый ответственный момент записи.
 

Петличные микрофоны


«Петлички» — самые популярные микрофоны для записи диалогов. Они достаточно легко фиксируются на одежде (в кино — часто под ней) и записывают качественный сигнал, с которым можно работать.

Помните, что фоновые шумы вы сможете перезаписать или добавить их из библиотеки, а вот заново вызвать актеров и заставить их точно также сыграть роль вряд ли выйдет.
 

Наушники


В процессе записи важны хорошие наушники, чтобы слышать, что вы записываете. В качестве бюджетных моделей хорошего качества можно взять Sony MDR7506 и Audio-Technica ATH-M30x.
Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Sony MDR 7506 Фото: Sony

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Наушники Audio-Technica ATH-M30x

Сейчас можно собрать сетап для записи с практически любым бюджетом — от 100$ до 10000$. Не стоит паниковать, если вы не можете купить или взять в аренду все устройства, которые вы планировали. Помните, что работа звукооператора начинается еще до съемок, когда у вас есть время верно подобрать оборудование и продумать запасные варианты.

Источники:   

Обложка: Max Pixel

 

Комментарии

Комментариев: 5

Нужно обязательно уточнить, что с этим комплектом звук для кино, хорошего качества, записать не получится, тк  предусилители Zoom h4n шумят очень сильно, также как и пушка NTG2, как со своим встроенным придусилителем, так и без него. Накамерные пушки в принципе, подходят только для документальных историй, в качестве дополнительного источника звука, но никак не основного. Подобный комплект подойдёт для видео продакшена без претензий к качеству звука.
Игорь Гладкий
По поводу связки NTG-2 и Zoom, соглашусь с вами не полностью. У самого NTG-2 шумов не много, но слабый сигнал, потому у рекордера должны быть очень хорошие преампы. У Zoom H4n преампы шумноваты, хотя у H6 и H4n PRO, уже преампы намного лучше. Также существуют компактные предусилители, которые можно просто воткнуть в микрофон.
Игорь Гладкий
Игорь дело говорит ))) Точно знаю ! ) 
Комментарий удален
Игорь Гладкий
Игорь, спасибо за комментарий!

Фраза о том, что набор лишь с накамерной «пушкой» является не более, чем «экстренным», есть в статье.
«Зуму» есть альтернатива в качестве «Таскама». К тому же, версия H4n приводится лишь в качестве примера. 

Соглашусь, конечно, есть варианты получше, однако студентам нужно ведь на что-то снимать курсовые работы. (Которые часто именно короткометражные фильмы). Для этой аудитории этот материал и готовился. :)

С уважением,
Павел Новиков

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 574
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 446
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2179
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2120
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1088
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1395
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее