Тенденция

Смартфоны убьют кино! Или нет? 

Острый вопрос — как смартфоны влияют на то, как мы смотрим и снимаем кино. Скандалы, интриги, расследования (на самом деле нет). Цифры, мнения кинематографистов, новые творческие решения, а также дух Томаса Эдисона 

  • 29 октября
  • 753
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Томас Эдисон против братьев Люмьер


Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь, затронув и кинематограф. Вспомним хотя бы, что съемка фильмов на смартфон стала обычным делом, к которому прибегают и начинающие авторы, и крупнейшие режиссеры, например, Стивен Содерберг и Мишель Гондри. А некоторые картины, снятые на камеру телефона, были отмечены престижными фестивалями и премиями, в том числе «Сандэнсом» и «Оскаром».

Но популярность смартфонов влияет не только на то, как кино создается, но и на то, как его смотрят. Мы сейчас не говорим про зрителей в кинозале, которые во время сеанса начинают пользоваться телефоном, мешая окружающим. Речь о том, что смартфон постепенно становится конкурентом кинотеатру.
 
О кинетоскопе Томаса Эдисона 

Удивительно, но, кажется, спустя сто двадцать лет после изобретения кинематографа эдисоновская модель киносмотрения начинает брать реванш у люмьеровской. Братья-французы изобрели «синематограф», аппарат, позволяющий проецировать изображение на экран. Это, соответственно, предполагало коллективный просмотр в специально отведенном для этого пространстве. Томас Эдисон же создал «кинетоскоп», устройство совсем иного формата. Он позволял наблюдать изображение через окуляр (и, кстати, слушать с помощью наушников), что делало просмотр индивидуальным. На заре кинематографа эдисоновский путь был отвергнут, но сегодня мы, по сути, наблюдаем возрождение этой модели.
 

Немного цифр


Можно долго говорить о личных наблюдениях, но масштаб сдвигов надежнее передают цифры. Увы, тут мы сталкиваемся с проблемой. Исследований просмотра кино именно на смартфонах, во всяком случае, в открытом доступе, нам найти не удалось. Но можно сделать некоторые выводы по косвенным данным.

Например, согласно исследованию 2018 года, 30% мировой аудитории Netflix смотрят контент (а это, кстати, не только кино), с помощью смартфонов. От 50% до 70% просмотров на YouTube (где много и полнометражных картин) приходится на мобильные устройства. И цифры эти растут — Netflix в 2016 году с телефонов смотрели только 10% пользователей, а на YouTube в 2012 году приходилось 25% «мобильных» просмотров.

Фото: Sara Kurfess
Фото: Sara Kurfess

Согласно опросу 2016 года, лишь 36% обладателей смартфонов в США никогда не смотрели кино и телешоу со смартфона. Зато 17% пробовали это раз или два, 7% смотрят так кино и телепередачи раз в месяц, 15% — раз в неделю, а 24% — ежедневно. Можно сделать вывод, что привычка смотреть кино со смартфона формируется.

Впрочем, есть и другое любопытное исследование 2015 года, касающееся раздражающих факторов при таком просмотре. Маленький экран мешает смотреть 67% опрошенных. 30% недовольны качеством звука, а 16% — качеством изображения. Также 50% заботит ограничение заряда устройства, 33% — ожидание загрузки, а 24% — скорость соединения. Таким образом, можно сделать вывод, что люди, для которых просмотр кино на смартфоне малоприемлем, еще остаются в изрядном количестве.

Кроме того, пока нельзя однозначно сказать, что смартфоны как-то серьезно негативно влияют на посещаемость кинотеатров. Во всяком случае в тех же США количество проданных билетов за последние десять лет радикально не меняется и постоянно колеблется в диапазоне от 1 млрд 420 млн билетов (2009 год) до 1 млрд 220 млн билетов (2017 год).

Фото: Alvaro Felipe
Фото: Alvaro Felipe

Самые активные пользователи смартфонов — это молодежь. И в США в возрастных группах до 29 лет их доля составляет до 94%. При этом за последние пять лет процент людей молодого возраста среди посетителей кинотеатров несколько упал. Если в 2013 году 11% посетителей кинотеатров были в возрасте от 12 до 17 лет, а 13% — в возрасте от 18 до 24 лет, то в 2017 году те же группы составляют 10% и 11% соответственно.

Статистика по России (где, кстати, последние годы посещаемость кинотеатров в целом стабильно растет) так же говорит о падении доли молодых посетителей кинотеатров. Если еще в 2017 году люди 14-17 лет и 18-24 лет составляли 15% и 28% соответственно, то в 2018 году их стало 13% и 24%. Но вряд ли можно в такой тенденции обвинить только лишь смартфоны.
 

Что о смартфонах думают кинематографисты


Дэвид Линч в фильме «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992) / Фото: New Line Cinema
Дэвид Линч в фильме «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992) / Фото: New Line Cinema

Мнения самих кинематографистов о том, можно ли киносмотреть на смартфоне, ожидаемо разнятся. Например, маэстро сюрреализма Дэвид Линч этим явлением опечален. На его взгляд погружение в другой мир требует «большого изображения в темной комнате с отличным звуком». «Это духовный, магический опыт, — убежден режиссер. — А если ты смотришь кино на маленьком мониторчике с плохим звуком — а именно так люди сейчас знакомятся с кино — это очень печально. Позорно, постыдно и жалко».

Спайку Ли «мобильное» смотрение и вовсе «разбивает сердце». Режиссер сетует, что так зрители убивают труд авторов: «Это разрушает монтаж, свет, звук». С этим согласен и Роберт Земекис: «Идеальная композиция вашего кадра не имеет смысла, если фильм смотрят на iPhone, не так ли?»

Спайк Ли на съемках фильма «Чирак» (2015) / Фото: Parrish Lewis
Спайк Ли на съемках фильма «Чирак» (2015) / Фото: Parrish Lewis

Но несколько иначе на проблему смотрит Джордж Лукас. Отец «Звездных войн» отмечает, что делает кино для большого экрана, однако признает, что не в его власти указывать людям, как смотреть фильмы: «Если вы хотите получить полноценный кинематографический опыт, отправляйтесь в хороший кинотеатр с достойным звуком. Да и коллективный просмотр работает лучше. Но если вы хотите посмотреть кино на маленьком телефоне, ради бога. Нельзя диктовать людям, как им смотреть фильмы, особенно это не удастся сделать в будущем. Нужно просто принять, что люди пользуются телефонами».

Джордж Лукас на съемках фильма «Звездные войны. Эпизод 3: Месть Ситхов» (2005) / Фото: Lucasfilm 
Джордж Лукас на съемках фильма «Звездные войны. Эпизод 3: Месть Ситхов» (2005) / Фото: Lucasfilm 

Обратимся и к мнению российских кинематографистов. Режиссер Борис Гуц, снявший на iPhone комедию «Фагот», говорит: «Если зритель тянется к индивидуальному просмотру на ноутбуке, на телефоне, на планшете у себя дома под пледом на диване, то пусть, пожалуйста, почему нет? Я тоже некоторые вещи смотрю на iPhone, иногда так удобнее. Но, конечно, какое-то большое кино, блокбастеры или классику, типа „Сталкера“ Тарковского, хочется посмотреть или пересмотреть на большом экране. Многие фильмы, а уж тем более сериалы сегодня тяготеют к локальным, к диалоговым историям, и их вполне комфортно смотреть на телефонах. Например, мое кино, абсолютно диалоговое и не очень визуально насыщенное, вполне подходит для телефонов».
 

Чем смартфон лучше кинотеатра


Но давайте разовьем тему. Почему смартфон многих привлекает больше, чем кинотеатр? Авторы ряда статей сходятся на нескольких достаточно очевидных причинах, которые кинематографисты будто бы упускают из виду.

Во-первых, поход в кино становится все более дорогим, тогда как просмотр фильма на телефоне (даже нового, будем откровенны) может не стоить вообще ничего. Во-вторых, домашний просмотр на телефоне может быть более комфортным. Во всяком случае, он гарантированно избавляет от шумящих, воняющих едой (да, у автора был травматичный опыт встречи в кинозале с селедкой под шубой) и всячески мешающих наслаждаться фильмом посетителей кинотеатра. Идеально для интровертов. Наконец, индивидуальный просмотр на телефоне может обеспечить необходимую степень погружения и интимности, если речь идет, например, о хорошей душещипательной драме.

Фото: Krists Luhaers
Фото: Krists Luhaers

Тут заметим, что миниатюрные гаджеты действительно подталкивают к индивидуальному просмотру. По данным исследования 2015 года, со смартфона что-либо смотрят в одиночестве 64% опрошенных, с близкими — 20% и только 5% — в компании. При этом, согласно данным того же исследования, смартфоны пока проигрывают в домашнем просмотре телевизорам, компьютерам и планшетам, но (наряду с планшетом), лидируют в просмотрах вне дома: на работе, учебе, в дороге, поездках и так далее.
 

Как кинематографисты отвечают смартфонам


Напоследок вернемся к вопросу кинопроизводства. Что же могут предпринять кинематографисты, зная, что часть аудитории будет смотреть их фильм с телефона? Очевидно, что проблема смартфонов в меньшей степени касается масштабного, эпического, зрелищного кино. Полагаем (возможно, наивно), что даже самые ярые адепты киносмотрения с телефона понимают, что маленький экран лишает смысла условный кинокомикс Marvel. Судя по всему, под удар не попали хорроры и, частично, комедии, для которых, в силу жанровой специфики, особенно важно коллективное сопереживание.

Режиссер Борис Гуц / Фото: Виктор Вытольский
Режиссер Борис Гуц / Фото: Виктор Вытольский

Когда же об эпике и необходимом коллективизме речь не идет, с мобильным просмотром можно «договариваться», экспериментируя с драматургией и визуальным рядом. Развернутый ответ о том, что в этом плане нужно учитывать автору фильма нам дал Борис Гуц: «Снимая „Фагот“, мы понимали, что 90% наших зрителей будут смотреть фильм в интернете, даже с учетом проката. Мы закладывали это в визуальную специфику. В первую очередь это крупные планы, минимум общих. 95% нашего фильма — крупные и средние планы. По поводу драматургии можно вспомнить Роберта Макки. В книжке „Диалоги“ он говорит, что современное кино тяготеет к диалоговому, камерному формату. То есть нужно опираться на саму историю, людей, их эмоции. Также смартфон требует сумасшедшего ритма. Но это тоже в целом тенденция современного кино. Есть стереотип, что в интернете смотрят только 30-40-секундные ролики, или не больше трех минут на YouTube. Но я думаю, что если интересно, то смотреть будут и час, и больше. В метро люди едут 10-15 минут, еще минуту на эскалаторе, и в это время смотрят кино. Наверное это означает, что сцены должны быть динамичными, нельзя делать на 15 минут монолог — его будет просто неудобно смотреть. То есть, думаю, все идет к сумасшедшему ритму, никаких длительных пауз между сценами, проходок — это, вероятно, канет в лету. Но может будет и как-то по-другому. В любом случае, никто не отменял главного — качества сценария и того, что кино должно быть интересным».
 
Трейлер фильма «Фагот» (2018)  

Одним из способов адаптации кино под гаджеты (не только смартфоны) можно считать придуманный Тимуром Бекмамбетовым формат ScreenLife. Например, в молодежной комедии «Днюха» часть действия мы видим через смартфоны героев. Фильм, кстати, и снимался самостоятельно актерами на телефоны.
 
Трейлер фильма «Днюха» (2018)  

Еще одним решением кажется интерактив. В фильмах «Андроид» и «Ночная игра» телефон зрителя как бы интегрируется в действие, то есть в определенные моменты для продолжения просмотра аудитории тоже необходимо что-то делать. Вопрос, как происходит просмотр — в кинотеатре или дома под одеялом — здесь отодвигается на второй план, а смартфон по умолчанию включается в историю. Правда, пока не приходится говорить о каком-то крупном успехе таких проектов.
 
Трейлер фильма «Андроид» (2013)

Суммируя, скажем, что вряд ли сейчас можно делать какие-либо радикальные выводы относительно влияния смартфонов на киносмотрение. Миниатюрный экран явно не убьет кинотеатры, как это в свое время не удалось сделать даже телевидению. Скорее стоит говорить, что возник новый, параллельный формат просмотра и восприятия, требующий осмысления и творческой работы. И некоторые кинематографисты этим уже занимаются, и на свет появляются, как минимум, любопытные эксперименты.
 

Обложка: Netflix 

 


Комментарии

Комментариев: 2

Вопрос поставлен неправильно. Цифра! Вот что убивает кинематограф. А какая она будет? Это уже не важно.

Проблема вовсе не в смартфонах. Она в пиратстве и все. 
Лет 7 назад люди смотрели через ноутбук, 15 лет назад на ПК и dvd, а еще раньше на кассетах. И всегда, практически всегда смотрели за счет дешевого проката кассет, дешевых двд дисков, копий видеофайлов на ПК, и наконец за счет скоростного интернета на смартфонах и развитым пиратством и нарушением прав кинопроизводителей. 
Если вдруг исчезнут все сайты кино (baskino, kinogid, kino...), смартфоны будут валятся в пыли. И те кто будут покупать фильм у стрим каналов, интернет каналов, низачто не будут смотреть его на смартфоне. Они от жадности захотят смотреть на большом телевизоре, а потом станет ясно, что хотят в кино. Проблема в пиратстве. 

P.s. Я смотрю кино в интернете. Но будь они платные, на всех сайтах мира, но копейки.( скажем 15% от билета). Я бы с радостью платил. Возможно в будущем, интернет будет более контр-ым, и не будут нарушаться права киношников. 
 

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3068
Практика

Смерть — не предел, или Как визуальные эффекты продлевают жизнь актерам

Мы живем в интересное время: еще никогда актеры не играли в фильмах уже после смерти. Но в последние пару лет этим уже никого не удивишь

  • 30 октября
  • 2559
Обзоры

Я тебя породил, я тебя и убью: 8 режиссеров против собственных фильмов

Далеко не всегда режиссеры остаются довольны собственными творениями. Но иногда фильм не удается настолько, что авторы открещиваются от своего «детища» и даже препятствуют его «появлению на свет». Вспоминаем несколько таких случаев

  • 3 ноября
  • 2346
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 1796
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • Вчера
  • 1660
Практика

«У любого диктора уход за голосом должен быть в приоритете — это нормальное отношение к своей профессии»

У каждого, кто занимается голосом, хочет стать диктором, ведущим или вокалистом, есть вопросы, как правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Что есть, что пить, как выстроить свой рабочий день, от каких привычек отказаться, а какие могут быть полезны. Мы отправились на конференцию «Голос — 2018», чтобы получить ответы на некоторые самые распространенные вопросы

  • 30 октября
  • 1469
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее