Слова

Когда оператору лучше снимать с рук?

Погружение зрителя в пучину событий, длинные кадры и импровизация: российские операторы о том, зачем применять ручную камеру

Татьяна
Маковская (Колядко)

«Охотники»
Кирилл
Клепалов

«Я худею», «Дурак», «Майор», сериал «Ольга»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», «Да и да», сериал «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Максим
Миханюк

«Лес. Покров», сериалы «Моя мама — робот» и «Горная болезнь»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»

Есть два диаметрально противоположных мнения относительно ручной съемки. Некоторые используют ручную камеру как дань авторскому европейскому кино и снимают на нее, даже когда живая камера не оправдана драматургией кадра. С другой стороны, некоторые считают, что с рук снимать вообще не нужно, поскольку в арсенале современного кинематографиста есть и другие инструменты для движения камеры — электронные системы стабилизации, стедикамы, тележки, краны и прочее.

Истина где-то посередине. Ручную камеру можно и нужно использовать для определенной пластики кадра. «Живая» камера может помочь отразить определенное внутреннее состояние героев — стресс, невроз и даже панику (достаточно вспомнить последний фильм Гаспара Ноэ). Ручная камера, находящаяся рядом с героем и следующая за ним, как в ставших классическими фильмах братьев Дарденн, погружает нас во внутренний мир персонажа, в его переживания.
 
Трейлер фильма «Экстаз» (2018) 

В СССР ручную камеру активно и очень успешно использовал Сергей УрусевскийЛетят журавли», «Неотправленное письмо»). В своих интервью он говорил, что для него очень важна пластика актеров и ручная камера передает ее. Этим приемом можно показать, что оператор находится рядом с героем и как бы живет вместе с ним.

Но если ручную камеру использовать бездумно, интересный операторский прием превращается в инструмент сокращения временных и финансовых затрат, что вредит качеству финального кинопроизведения. Идут два персонажа мирно по берегу моря, и за ними следует ручная, несколько невротическая камера. Соответственно, зритель ждет, что на героев с минуты на минуту нападет монстр, а они в это время могут разговаривать про Шопена, и никакого саспенса по сюжету дальше не будет.

Я стараюсь использовать ручную камеру на своих проектах, когда ее дыхание оправдано драматургией кадра. Например, в военной картине «Тайный десант» моя камера иногда имитировала камеру военного документалиста. А на последних рекламных съемках мы использовали исключительно электронные системы стабилизации, поскольку нам необходимо было задать плавное и в несколько монотонное существование героев в кадре.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Jacob Owens 
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 32263
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 20031
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 10095
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 7966
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 4398
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4005
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее