Слова

Когда оператору лучше снимать с рук?

Погружение зрителя в пучину событий, длинные кадры и импровизация: российские операторы о том, зачем применять ручную камеру

  • 26 октября 2018
  • 3381
Петр Скопин

Татьяна
Маковская (Колядко)

«Охотники»
Кирилл
Клепалов

«Я худею», «Дурак», «Майор», сериал «Ольга»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», «Да и да», сериал «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Максим
Миханюк

«Лес. Покров», сериалы «Моя мама — робот» и «Горная болезнь»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»

Есть два диаметрально противоположных мнения относительно ручной съемки. Некоторые используют ручную камеру как дань авторскому европейскому кино и снимают на нее, даже когда живая камера не оправдана драматургией кадра. С другой стороны, некоторые считают, что с рук снимать вообще не нужно, поскольку в арсенале современного кинематографиста есть и другие инструменты для движения камеры — электронные системы стабилизации, стедикамы, тележки, краны и прочее.

Истина где-то посередине. Ручную камеру можно и нужно использовать для определенной пластики кадра. «Живая» камера может помочь отразить определенное внутреннее состояние героев — стресс, невроз и даже панику (достаточно вспомнить последний фильм Гаспара Ноэ). Ручная камера, находящаяся рядом с героем и следующая за ним, как в ставших классическими фильмах братьев Дарденн, погружает нас во внутренний мир персонажа, в его переживания.
 
Трейлер фильма «Экстаз» (2018) 

В СССР ручную камеру активно и очень успешно использовал Сергей УрусевскийЛетят журавли», «Неотправленное письмо»). В своих интервью он говорил, что для него очень важна пластика актеров и ручная камера передает ее. Этим приемом можно показать, что оператор находится рядом с героем и как бы живет вместе с ним.

Но если ручную камеру использовать бездумно, интересный операторский прием превращается в инструмент сокращения временных и финансовых затрат, что вредит качеству финального кинопроизведения. Идут два персонажа мирно по берегу моря, и за ними следует ручная, несколько невротическая камера. Соответственно, зритель ждет, что на героев с минуты на минуту нападет монстр, а они в это время могут разговаривать про Шопена, и никакого саспенса по сюжету дальше не будет.

Я стараюсь использовать ручную камеру на своих проектах, когда ее дыхание оправдано драматургией кадра. Например, в военной картине «Тайный десант» моя камера иногда имитировала камеру военного документалиста. А на последних рекламных съемках мы использовали исключительно электронные системы стабилизации, поскольку нам необходимо было задать плавное и в несколько монотонное существование героев в кадре.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Jacob Owens 
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8448
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4194
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3690
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 3573
Обзоры

Программы для монтажа видео: от приложений для начинающих до профессиональных систем

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

  • 4 июля
  • 2848
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 1863
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее