Слова

Когда оператору лучше снимать с рук?

Погружение зрителя в пучину событий, длинные кадры и импровизация: российские операторы о том, зачем применять ручную камеру

  • 26 октября 2018
  • 3071
Петр Скопин

Татьяна
Маковская (Колядко)

«Охотники»
Кирилл
Клепалов

«Я худею», «Дурак», «Майор», сериал «Ольга»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», «Да и да», сериал «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Максим
Миханюк

«Лес. Покров», сериалы «Моя мама — робот» и «Горная болезнь»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»

Есть два диаметрально противоположных мнения относительно ручной съемки. Некоторые используют ручную камеру как дань авторскому европейскому кино и снимают на нее, даже когда живая камера не оправдана драматургией кадра. С другой стороны, некоторые считают, что с рук снимать вообще не нужно, поскольку в арсенале современного кинематографиста есть и другие инструменты для движения камеры — электронные системы стабилизации, стедикамы, тележки, краны и прочее.

Истина где-то посередине. Ручную камеру можно и нужно использовать для определенной пластики кадра. «Живая» камера может помочь отразить определенное внутреннее состояние героев — стресс, невроз и даже панику (достаточно вспомнить последний фильм Гаспара Ноэ). Ручная камера, находящаяся рядом с героем и следующая за ним, как в ставших классическими фильмах братьев Дарденн, погружает нас во внутренний мир персонажа, в его переживания.
 
Трейлер фильма «Экстаз» (2018) 

В СССР ручную камеру активно и очень успешно использовал Сергей УрусевскийЛетят журавли», «Неотправленное письмо»). В своих интервью он говорил, что для него очень важна пластика актеров и ручная камера передает ее. Этим приемом можно показать, что оператор находится рядом с героем и как бы живет вместе с ним.

Но если ручную камеру использовать бездумно, интересный операторский прием превращается в инструмент сокращения временных и финансовых затрат, что вредит качеству финального кинопроизведения. Идут два персонажа мирно по берегу моря, и за ними следует ручная, несколько невротическая камера. Соответственно, зритель ждет, что на героев с минуты на минуту нападет монстр, а они в это время могут разговаривать про Шопена, и никакого саспенса по сюжету дальше не будет.

Я стараюсь использовать ручную камеру на своих проектах, когда ее дыхание оправдано драматургией кадра. Например, в военной картине «Тайный десант» моя камера иногда имитировала камеру военного документалиста. А на последних рекламных съемках мы использовали исключительно электронные системы стабилизации, поскольку нам необходимо было задать плавное и в несколько монотонное существование героев в кадре.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Jacob Owens 
 
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6770
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6643
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3340
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2847
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2790
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2472
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее