Слова

Когда оператору лучше снимать с рук?

Погружение зрителя в пучину событий, длинные кадры и импровизация: российские операторы о том, зачем применять ручную камеру

Татьяна
Маковская (Колядко)

«Охотники»
Кирилл
Клепалов

«Я худею», «Дурак», «Майор», сериал «Ольга»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», «Да и да», сериал «Школа» и «Краткий курс счастливой жизни»
Максим
Миханюк

«Лес. Покров», сериалы «Моя мама — робот» и «Горная болезнь»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»

Есть два диаметрально противоположных мнения относительно ручной съемки. Некоторые используют ручную камеру как дань авторскому европейскому кино и снимают на нее, даже когда живая камера не оправдана драматургией кадра. С другой стороны, некоторые считают, что с рук снимать вообще не нужно, поскольку в арсенале современного кинематографиста есть и другие инструменты для движения камеры — электронные системы стабилизации, стедикамы, тележки, краны и прочее.

Истина где-то посередине. Ручную камеру можно и нужно использовать для определенной пластики кадра. «Живая» камера может помочь отразить определенное внутреннее состояние героев — стресс, невроз и даже панику (достаточно вспомнить последний фильм Гаспара Ноэ). Ручная камера, находящаяся рядом с героем и следующая за ним, как в ставших классическими фильмах братьев Дарденн, погружает нас во внутренний мир персонажа, в его переживания.
 
Трейлер фильма «Экстаз» (2018) 

В СССР ручную камеру активно и очень успешно использовал Сергей УрусевскийЛетят журавли», «Неотправленное письмо»). В своих интервью он говорил, что для него очень важна пластика актеров и ручная камера передает ее. Этим приемом можно показать, что оператор находится рядом с героем и как бы живет вместе с ним.

Но если ручную камеру использовать бездумно, интересный операторский прием превращается в инструмент сокращения временных и финансовых затрат, что вредит качеству финального кинопроизведения. Идут два персонажа мирно по берегу моря, и за ними следует ручная, несколько невротическая камера. Соответственно, зритель ждет, что на героев с минуты на минуту нападет монстр, а они в это время могут разговаривать про Шопена, и никакого саспенса по сюжету дальше не будет.

Я стараюсь использовать ручную камеру на своих проектах, когда ее дыхание оправдано драматургией кадра. Например, в военной картине «Тайный десант» моя камера иногда имитировала камеру военного документалиста. А на последних рекламных съемках мы использовали исключительно электронные системы стабилизации, поскольку нам необходимо было задать плавное и в несколько монотонное существование героев в кадре.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Jacob Owens 
 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 500
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 408
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2106
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2055
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1070
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее