Обзоры

Превизуалиция своими руками – это не фантастика!

Вы решили снять кино, как взрослый режиссёр? Вы не умеете рисовать раскадровки? Вы не знаете, как сделать превиз без особых финансовых вложений? tvkinoradio.ru дарит вам драгоценные советы. Проверено на себе!

  • 22 декабря 2014
  • 3424
Родион Чемонин

От теории простейшей превизуализации мы переходим к практике. Это только кажется, что рисование раскадровок, создание аниматиков и построение 3D-превизов – пустая трата времени, которое лучше потратить на съёмочной площадке, объясняя актёрам «зерно ролей». Поверьте, это «зерно» вам так или иначе придётся объяснять, потому что у актёров это такая исхищрённая форма издевательства над режиссёром: вновь и вновь уточнять мотивы поведения персонажа. Зато если у вас на руках будет готовая превизуализация, хотя бы на уровне раскадровок, вас будут меньше одолевать на площадке. Имея простейшую превизуализацию, вы получите карт-бланш в ситуации контроля над фильмом и уважение группы, которая будет не мешать своими расспросами, а заниматься своим делом.

Первая мысль, которая может прийти в голову: «Я не умею рисовать, что делать?» Никто и не ждёт от вашей режиссёрской раскадровки полотен Гигера. Вы должны понимать несколько вещей, первая из которых – раскадровка не имеет отношения к красивым рисункам. Вторая – вас не должно волновать, кто поймет эти раскадровки. Главное, что их понимаете вы. И, опционально, оператор-постановщик.

Каждый рисует свою раскадровку так, как ему самому удобно. По сколько кадров должно быть на листе А4? Должен ли это быть вообще А4? Конечно, можно рисовать и в тетради, но клеточки могут слегка дезориентировать и заключать в формальные рамки, которые как раз в процессе препродакшна не должны вас никоим образом волновать. Главное, чтобы вы, рисуя карандашом, не думали ни о чём, кроме мизансцены, точки зрения, планов и ракурсов. Пускай это будут кружочки с квадратиками, главное уже сделано – вы сами понимаете значения этих странных элементов. Всё, точка.

Наиболее принята практика маленьких кадриков на чистой и недорогой бумаге. Почему недорогой? Потому что так вы будете меньше стараться и сможете черкать, как вам только вздумается. Чем привлекательна форма мелких раскадровок? Тем, что можно несколькими линиями, штрижками и стрелками объединить несколько кадриков для понимания, можно ли снять это на одном и том же фокусном расстоянии, или с одного и того же ракурса, не меняя мизансцену. С крупными раскадровками больше возни. Оно вам надо, таскаться с пачками бумаг по площадке, когда можно иметь несколько листочков, сложенных пополам?

Ещё один хороший бонус «грязных» раскадровок. Представьте себе, что вы долго вырисовывали лицо персонажа на крупном плане, но, проснувшись утром, поняли, что вам не сдался этот кадр. Вам будет жалко зачёркивать его, ведь вы столько старались над его прорисовкой… В случае же «грязной» раскадровки, вы легко и без жалости замалюете его и пойдёте дальше.

Я не знаю, как делал Ксавье Долан раскадровки к своей «Мамочке»; скорее всего, канадский пижон-вундеркинд относится к тем самым типам, которые предпочитают не марать руки перед съёмками, больше полагаясь на интуицию и на спонтанность. Противники Долана должны обрадоваться и сказать: «Оно и видно».

Если режиссёр правильный, то он, помимо экспликации, пишет еще и режиссёрский горизонтальный сценарий. По всем стандартам в нём, помимо пунктов «номер сцены», «описание сцены», «крупность/план», «хронометраж» и «диалог», должно быть окошко для вставки картинки, куда он и встраивает отрисованный кадр.

Конечно, возникает вопрос: насколько красиво нужно рисовать? Например, раскадровки «Андрея Рублёва» Тарковского выходят книгами. Сториборды «Звёздных войн» становятся толстыми высокохудожественными альбомами. Здесь надо решать самим создателям. Просто местами надо отдавать себе отчёт, что вы ещё не совсем Тарковский и не очень Лукас. 

Итак, черновая раскадровка сделана, обсуждена с оператором. Теперь вы несёте ее художнику, объясняете ему задачи, и он красиво отрисовывает, чтобы вы несли сториборд продюсерам, инвесторам, выкладывали на краудфандинговые платформы.

Художник может нарисовать вот так:



Или так:



Без разницы. Лично мне более симпатичен художник Кристофера Нолана, у него видна динамика кадра и очень наглядно представлены проблемы, которые возникнут во время съёмки сцены драки в невесомости. Но это вам решать. Кстати, художники в идеале тоже должны проходить особый кастинг, такой же, как операторы, костюмеры и виды камер.

Но если у вас нет художника? Или нет денег на него? Всё очень просто.

Способ первый. Вы снимаете на фотоаппарат мизансцены, в которых вместо актёров в кадре стоят ваши друзья, родственники, однокурсники и прочие ребята с вашего двора, без разницы. Потом распечатываете получившееся на принтере и по принципу ротоскопии отрисовываете поверх фотографий кадры на кальке или любой другой более-менее тонкой бумаге, позволяющей видеть нижний слой на просвет. Если у вас есть подходящее оборудование, вы можете рисовать прямо в фотошопе.

Способ второй, позволяющий на препродакшне убить две проблемы: поиск локаций и саму раскадровку. Вам нужен ещё один человек, три-четыре «разнополые» куклы и фотоаппарат. Вы выходите на локацию, выбираете угол для ракурса, ставите куклы, которые держит ваш помощник, фотографируете. Всё, кадр готов, локация отснята. Можно даже не отрисовывать потом получившееся, и без этого понятно, что имеется в виду.

Есть ещё простейшая вещь. Тоже нужен фотоаппарат и… игрушки «Лего». Детский сад, скажите вы? Да, но некоторым удалось целый полнометражный мультфильм снять (жалко, что у нас «The Lego Movie» прошёл почти незаметно, в отличие от США, где этот остроумно придуманный мультик собрал внушительную кассу и был номинирован на все возможные кинонаграды в 2015 году).


Приступаем к созданию аниматика. Сканируем получившееся и собираем в любой монтажной программе. Лучше всего делать аниматики получается художникам-аниматорам. Да, называйте меня капитаном Очевидность, но чем долго возиться с превизами самостоятельно, не лучше ли позвать на помощь профессионалов этого дела? 

Например, аниматик «Аватара. Легенда об Аанге» (Avatar) уже выглядит, как черновой набросок самого мультфильма.



Аниматик «Гадкий я» (Despicable Me), напротив, смотрится как двухмерный комикс со звуком, не хватает разве что цвета и трёхмерной картинки. Это стиломатик – вид превиза, построенный на картинках с минимум движения, но со звуком и выстроенной длиной кадра.



Профессиональные видеоаниматики для больших голливудских проектов вроде «Железного человека 3» (Iron Man 3) делает целая группа специально обученных людей, которая собирает картинку на монтажном столе с помощью целого комплекса программ: флэш-анимации, трёхмерных визуализаторов и простой графики.



На примере аниматика к «Бэтмену» 1989 года можно узнать, как Тим Бёртон отказался от идеи появления в фильме персонажа Робина (Джокера, кстати, озвучивает Марк Хэмилл).



Видеорекламисты – это, наверное, главные пользователи аниматиков. Без утверждённого клиентом превиза они не будут работать, а утверждённый превиз предполагает ещё и выплату гонорара или аванса. После этой фазы капризный клиент уже не может изменить что-либо в видеоролике, а рекламисты будут снимать только в чётко оговоренных и утверждённых рамках.

Вот как выглядит аниматик ролика одного дезодоранта:


                                                                                             
Также рекламисты часто показывают своим клиентам рип-о-матик. Это когда ролик собирается из кадров разных уже существующих фильмов.

Музыкальные видеоклипы – тоже своего рода реклама. У Gorillaz почти все клипы – трёхмерная анимация. В «Feel Good Inc» планы, ракурсы и длина кадра выстроены с учетом сильных музыкальных долей.




Для создания трёхмерной превизуализации режиссёры обычно приглашают настоящих профессионалов. Но есть простые в обращении программы, такие, как StoryBoard Quick (и вообще вся линейка Power Production), FrameForge Pre-viz, SketchUp Pro (последний хорош для рисования интерьеров и натур), помогающие при создании любых видов превизов от 2D-раскадровок до 3D-сторибордов. Многие из программ имеют демоверсии.

Чем может помочь подробная 3D-раскадровка? На примере CG-сториборда к «Войне миров Z» (WWZ) можно понять, что без неё сцены с большим количеством массовки, различным типом освещения и сложными спецэффектами, наверное, не удалось бы снять в принципе.



Вот менее эффектный вариант применения CGI-программы, но зато идеально показывающий каскадёрам задачи в фильме «Индиана Джонс и Королевство Кристального Черепа» (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull)»:



Многие начинающие VFX-специалисты берут уже готовый фильм и делают на его основе CG-сториборды. Хорошая, полезная практика. В интернете можно найти много таких фан-визаулизаций. К примеру, фан-превиз «Пиратов Карибского Моря: На краю света» (Pirates of the Caribbean. At World's End), сделанный неизвестным автором:



Завершая разговор о роли превизуализации, готов сказать, что самое важное для режиссёра на момент препродакшна – не бояться и ничего не стесняться. Не умеете рисовать? Ха! А кто умеет? Плохо работаете в CG-программах? Попросите знакомых, любой будет доволен интересной работе (ведь никто же не сомневается, что с вами интересно работать). И конечно – работать, работать и ещё раз работать, как завещал великий Спилберг. Учиться новому никогда не поздно.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 3158
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2888
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 2932
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1683
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1345
    Обзоры

    Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Р.Р. Мартина

    Томительное ожидание между новыми эпизодами «Игры престолов» предлагаем скрасить фильмами из списка Джорджа Мартина. Писатель и сценарист специально подготовил топ самого важного, по его мнению, фэнтези в истории кино

    • 22 июля
    • 1018