Тенденция

Почему закрылся Withoutabox и как это повлияет на кинофестивали

Система подачи заявок через интернет Withoutabox закроется в следующем году, а ее главный конкурент, FilmFreeway, обещает быть лучше и учесть ошибки. Но не появится ли на рынке новая монополия?

  • 23 октября 2018
  • 324

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

В прошлую пятницу IMDb объявил, что собирается прекратить работу системы Withoutabox (WAB). Файлы пользователей перестанут приниматься 16 сентября 2019 года. В каком-то смысле это конец эпохи: в 2000 году WAB произвел революцию, позволив подавать заявки на фестивали через интернет. Режиссеры смогли отправлять свои фильмы на киносмотры по всему миру всего лишь через один сайт.

Лого Withoutabox / Фото: Withoutabox
Лого Withoutabox

Инновацию с распростертыми объятиями приняли не только авторы фильмов (которым больше не надо было искать правила подачи заявок и отправлять DVD-диски по почте), но и сами фестивали. Хотя последние должны были отчислять WAB около 18% сумм, которую платили потенциальные участники за шанс показать свой фильм, новые технологии позволяли прилично сэкономить на административных расходах, и, что самое главное, привели к росту количества заявок. В 2008 году IMDb, подразделение Amazon, купило WAB.

Помимо прочего, WAB была монополией, и статус этот закреплял 20-летний патент, который компания получила в 2001 году. Благодаря ему и юридическим ресурсам самой Amazon, конкуренты боялись что-то противопоставить уже существующей системе.

Тем не менее монополия привела к беспечности, и WAB начали откровенно презирать в сообществе независимых кинематографистов. В результате в 2014 году FilmFreeway, небольшой стартап из четырех человек, смог отхватить как минимум половину рынка.

Фото: Сhristian Stahl
Фото: Сhristian Stahl

«У нас появилась возможность разрушить установившуюся монополию, поскольку мы прекрасно понимали, что и кинематографистов и сами фестивали утомило отношение Withoutabox к своим пользователям, высокие цены и полное отсутствие техподдержки», — объясняет Эндрю Майкл, директор отдела развития FilmFreeway.

Пользователи были недовольны системой уже несколько лет. В 2012 году некоторые даже призывали к бойкоту компании из-за повышения цен и технических ошибок, в том числе системы защищенного стриминга, которую, по словам директоров кинофестивалей, было невозможно использовать. Это могло бы стать началом конкурентной борьбы на открытом рынке, но WAB угрожала другим сервисам патентом и судебными тяжбами и обещала прекратить сотрудничать с фестивалями, которые предлагали потенциальным участникам альтернативные варианты.

На вопрос, сможет ли WAB отстоять свой патент в суде, никто не хотел искать ответа, ведь для этого нужно было идти против Amazon с ее почти бесконечными ресурсами. «Мы прекрасно знали, что WAB активно пользовалась патентом, чтобы вытеснить перспективных конкурентов с рынка, — рассказал Майкл. — Тем не менее Withoutabox не получила патент в Канаде, поэтому, хотя они теоретически могли помешать клиентам в США пользоваться FilmFreeway, они не могли повлиять на нашу работу в целом — в Канаде мы существуем вполне легально».

Прежде чем программисты FilmFreeway приступили к работе, компания посоветовалась с ведущими юристами страны и убедилась, что своей деятельностью не нарушит патент конкурентов. Однако они все равно были готовы к ответным действиям Amazon. Но WAB, которую в 2014 году уже проверяла Федеральная торговая комиссия, решила не нападать.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

За два года FilmFreeway сумела отвоевать значительную часть рынка. По данным Alexa.com, в 2015 году сервис обошел WAB по количеству кликов. В этом месяце FilmFreeway популярнее WAB почти в три раза.

В ответ WAB начала развивать техническую часть, делая сервис удобнее для пользователей и привлекая крупные фестивали эксклюзивными предложениями. Все эти шаги были недешевы, требовали спонсорских сделок, бесплатной рекламы на IMDb и WAB, а также информации о фестивалях на IMDbPro.

FilmFreeway / Фото: FilmFreeway
Лого FilmFreeway

«Насколько я знаю, Withoutabox закрывается не сразу, а постепенно потому, что компании нужно выполнить обязательства перед своими клиентами, а многие фестивали получают ежегодные выплаты», — рассказал Майкл.

Представитель IMDb отказался разглашать детали своих отношений с клиентами.

Хотя WAB стал лучше, спасти репутацию в среде независимого кино им спасти не удалось. IMDb старалась конкурировать с FilmFreeway, но при этом доля компании на рынке не повышалась. Результат — за следующий год компания полностью закроется и фестивали перейдут на сотрудничество с FilmFreeway.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Несколько стартапов, которые поддерживают большие компании, также хотят занять пустующую нишу рынка и помогать кинематографистам подавать заявки через интернет. Конечно, у WAB все еще остается патент, который истекает в июне 2022 года, но многие сомневаются, что он может как-то помешать новым компаниям, если никто не будет отстаивать его в суде.

Пока что FilmFreeway, по крайней мере в США, оказался новой монополией. Майкл утверждает, что компания, в которой сейчас работает 20 человек, сфокусируется на развитии технологий, улучшении кода и повышении удобства пользователей. Недавно она позволила фестивалям продавать билеты через FilmFreeway, а сейчас готовится выпустить бесплатный инструмент для создания DCP.

В ближайшее время FilmFreeway готовится объявить о снижении цены. Кроме того, Майкл пообещал, что он с коллегами не будет пользоваться своим положением и навязывать фестивалям эксклюзивные предложения.

«Мы будем очень рады, если фестивали выберут работать эксклюзивно с FilmFreeway, но никогда не будем этого требовать. Со стороны WAB такие шаги были недальновидным решением. Фестивали должны быть автономными, а мы верим, что именно высококачественные услуги привлекут к нам новых клиентов».

Источник: indiewire.com
 

Обложка: Tim Mossholder

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6629
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6507
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3245
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2828
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2740
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2398
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее