Слова

«Ты никогда не узнаешь, насколько успешный фильм ты придумал и снял, не посмотрев его вместе с залом»

«Король» сюжетных твистов М. Найт Шьямалан рассказал нам о своем подходе к сценариям, работе над «Сплитом», продлившейся 15 лет, и презентовал «Стекло» — финал трилогии, начатой еще в 2000 году. Разумеется, будет много спойлеров!

  • 17 октября 2018
  • 1422
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

На последним конвенте «Comic Con Russia 2018» главным событием неожиданно стало посещение выставки голливудским режиссером М. Найтом Шьямаланом. Казалось бы, что делает на самом крупном комикс-фестивале страны серьезный автор таких триллеров, как «Шестое чувство», «Таинственный лес» и «Знаки»? Но все встает на свои места, если вспомнить сцену после титров фильма «Сплит», в которой самым необыкновенным образом появляется Брюс Уиллис в образе супергероя Дэвида Данна. Это прямая отсылка к фильму «Неуязвимый», вышедшему в 2000 году.
 
Финальная сцена фильма «Сплит» (2016) 

Новый фильм «Стекло» режиссера, сценариста и продюсера М. Найта Шьямалана станет финалом своеобразной трилогии, где появятся сам Данн (Брюс Уиллис), помешанный на комиксах мистер Стекло (Сэмюэль Л. Джексон) и сочетающий в себе 24 личности Кевин (Джеймс Макэвой).
 
Трейлер фильма «Стекло» (2019) 

До выступления на «Комик-Коне» мистер Шьямалан поговорил с нами в рамках круглого стола, на котором присутствовали несколько журналистов, включая корреспондентов tvkinoradio.ru.

— Вас можно назвать мастером самых неожиданных сюжетных твистов. Есть сценаристы, которые сначала придумывают хук и лишь потом начинают наделять его «мясом». Как работаете вы?

— В каждом случае это происходит по-разному. Как правило, мне интересно работать со структурой истории. Я будто разговариваю с вами и слежу за вашим вниманием. Например, вы думаете, что фильм перешел во второй акт, но вдруг понимаете, что все еще находитесь в первом акте. И тогда вам становится интересно: «Ничего себе, а что же будет дальше?»

Или вы ставите себя на место рассказчика, писателя, и вдруг обнаруживаете, что рассказ ведется от лица другого человека. Я наслаждаюсь, когда такие приемы срабатывают, я получаю искреннее наслаждение, ломая стандарты, к которым привык зритель. Так что все зависит от аудитории. Ты никогда не узнаешь, насколько успешный фильм ты придумал и снял, не посмотрев его вместе с залом.

На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: Jessica Kourkounis / Universal Pictures
На съемках фильма «Стекло» (2019) / Фото: Jessica Kourkounis / Universal Pictures

Мне вообще нравится писать, думая о зрителе. С самого начала я никогда не знаю, каким будет финал. Помню, когда я писал «Неуязвимого», я шел по улице и все думал: «Как же заявить злодея, чтобы зритель аж подпрыгнул от неожиданности?» И придумал. И сам подпрыгнул от радости. В том «Неуязвимом» изначально уже был прописан злодей Кевин, страдающий синдромом множества личностей, а Элайджа, «мистер Стекло», был его ментором. Но как только я понял, что Кевин не нужен, достаточно одного персонажа Сэма Джексона, все сразу срослось.

— Мы посмотрели лишь отрывки вашего будущего фильма. Есть ли в «Стекле» такие шокирующие сюжетные твисты?

— Да, безусловно.

— Расскажете?

— Нет, ни в коем случае. Вы должны сами это увидеть. Я сам закончил работать над «Стеклом» только на прошлой неделе, поэтому даже те отрывки, которые вы посмотрели, — это абсолютная премьера, которую я показываю впервые здесь у вас в Москве.
Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: WDSSPR

Кадр из фильма «Стекло» (2019) / Фото: WDSSPR

— Вы сказали, что задумывали «Сплит» и персонажа Кевина 15 лет назад. Почему прошло столько времени от замысла до съемок?

— В 2000 году никто не относился к комиксам так серьезно. Сама идея соединить «Сплит» и «Неуязвимого» была очень мрачна, меня бы не поняли. Это сейчас все стараются снимать кино по комиксам все мрачнее и мрачнее. Но за это время я приобрел известность серьезного режиссера, который может снимать триллеры не как «би-муви». А сами комиксы, которыми одержим мистер Стекло, стали частью мейнстрима, так что я понял, что пришло время Кевина, главного героя «Сплита». И я рад, что этот фильм понравился зрителям.

Кадр из фильма «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Сплит» (2016) / Фото: Universal Pictures 

Но в 2000 году ни у кого и мысли бы не возникло, что есть такой антигерой, как Кевин, который похищает девушек, чтобы их съесть. Это выглядело бы полным сумасшествием на экране, особенно для старшего поколения.

Когда я начинал писать «Неуязвимого», мода на фильмы, которые погружали нас в темные миры, только зарождалась. До 1999 года балом правили Стивен Спилберг, Роберт Земекис, Рон Ховард, а о Кристофере Нолане и Дэвиде Финчере мало кто слышал. Я понимал, что нахожусь в переломном моменте, когда аудитория все меньше хотела смотреть развлекательное кино и была готова к фильмам, исследующим более темные стороны персонажей.

Я инстинктивно понимал, что идея фильма, в котором связанные девушки просыпались и видели Кевина в женском платье, который здоровается с ними и представляется: «Привет, я Патрисия», может выглядеть как очень смешно, так и очень пугающе. Я представлял себе «Сплит» сатирическим триллером, но в 1999-2000 годах такого жанра еще не существовало. Например, в сцене, где в Кевине просыпается личность 9-тилетнего ребенка Хедвига, зритель смеется, но когда мы посмотрим на эту сцену глазами похищенной девушки Кейси, нам становится не по себе.
 
Сцена из фильма «Сплит» (2016) 

— А у вас не было мысли о том, чтобы собрать своих героев и сделать «Вселенную Шьямалана», наподобие «Вселенной Марвел»? Добавить, скажем, Хайли Джоэла Осмета из «Шестого чувства», девочку из «Таинственного леса»… Забыл, как ее звали…

— Айви?

— Да, точно, Айви!

— Нет, конечно (смеется). Я никогда в своих идеях так далеко не заходил, чтобы соединить персонажей в одном фильме. Это просто с ума сойти! С меня хватит и того, что в «Стекле» вновь появятся Кейси Кук и Джозеф Данн.

— Можно сказать, что из-за «Неуязвимого» вы стали одним из первых режиссеров, который снял супергеройское кино еще до того, как супергерои стали востребованы?

— Да, получается, что так и есть. Но меня никто не понимал. Тогда в кино не было даже «Людей Икс». Было время, когда я впадал в депрессию из-за этого. Я чувствовал себя изгоем, закрывался в квартире и читал новости про то, что «Гринч — похититель Рождества» возглавляет бокс-офисы по всему миру. Есть какая-то ирония судьбы в том, что компания Disney тогда не знала, как продавать кинокомиксы, зато сейчас она даже помогает продвигать мое кино.

Кадр из фильма «Неуязвимый» (2000) / Фото: Buena Vista Pictures
Кадр из фильма «Неуязвимый» (2000) / Фото: Buena Vista Pictures

Я никогда не забуду разговор с отделом маркетинга одной из кинокомпаний, где мне говорили, что они не возьмутся за мой фильм про супергероя, потому что целевая аудитория кинокомиксов — это гики, то есть очень маленький сегмент кинозрителей. Эта идея, что среди нас ходят люди, обладающие супергеройскими качествами, казалась для них очень странной.

Возьмите, например, сцену, когда сын Данна, желая проверить, правда ли его отец — неуязвимый супергерой, собирается стрелять в него. Она была решена как реалистичная драма, одним кадром для придания реалистичности. Но это нелегко. То, что вы видите в фильме — это пятнадцатый дубль, мы очень долго репетировали эту сцену с актерами и операторской группой. И вообще мы снимали так, как это рисуют в комиксах, в «Неуязвимом» у нас лишь 400 монтажных склеек.
 
Сцена из фильма «Неуязвимый» (2000) 

Все были мягко говоря удивлены такой манере съемок. Я почувствовал даже слегка уязвленным такой реакцией на фильм, это еще одна причина, почему я отложил съемки «Сплита» на много лет. Все ждали от меня продолжения «Шестого чувства». То есть то, что мальчик видит мертвецов, — это было нормально, а вот то, что человек может выжить в железнодорожной катастрофе или понимать намерения людей одним прикосновением, — ненормально.

— Есть ли у вас любимый герой или антигерой?

— В кино?

— Да, в кино.

— Я думаю, что Marvel правильно сделала, когда поручила играть Железного человека Роберту Дауни с определенными отрицательными качествами. Сегодня невозможно себе представить супергероя сверхположительным, будь то Тони Старк или Джек Воробей: у всех есть дуализм, набор как плюсов, так и минусов.

То же самое касается антигероев. Например, Джокер — не просто злодей, а в первую очередь человек. DC, а за ним и Marvel, существенно усложнило характеры своих персонажей. Теперь они стали сюжетообразующим элементом. Сейчас никого не удивишь сверхспособностями: летает ли кто-то или стреляет лазерами из глаз.

Разница между тем, что снимает Marvel Studios или DC, и моими фильмами в том, что я стараюсь снимать кино так, как это могло бы быть на самом деле. Это удивительно, но среди нас есть люди, которые могут сделать невозможное. Я читал одну историю, когда мама — обычная женщина — приподняла многотонный автомобиль, чтобы спасти своего ребенка. И таких примеров очень много. Ведь есть же на самом деле люди, страдающие расщеплением личности, как Кевин, есть и люди, болеющие несовершенным остеогенезом, как Элайджа. Такие истории — это мое.

М. Найт Шьямалан на «Comic Con Russia 2018» / Фото: WDSSPR
М. Найт Шьямалан на «Comic Con Russia 2018» / Фото: WDSSPR

Вечером того же дня М. Найт Шьямалан выступил на большой сцене Comic Con Russia, где показал многотысячной публике эксклюзивные и даже уже дублированные отрывки из будущего фильма «Стекло», который выйдет в прокат в январе следующего года.
 

Обложка: режиссер М. Найт Шьямалан / WDSSPR

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6629
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6507
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3245
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2828
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2740
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2398
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее