Практика

«Зрители могли самостоятельно выстраивать драматургию матча в режиме реального времени, не теряя нить происходящего»

Редакция журнала ТКТ поговорила сразу с несколькими техническими специалистами Первого канала и узнала, как проходила подготовка к трансляции Чемпионата мира по футболу и какие технологии для этого понадобились

  • 4 октября
  • 761

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

2018 год навсегда войдет в историю России как год проведения Чемпионата мира по футболу. Мы показали себя достойной футбольной державой. Стадионы заполнялись на 98%, в страну-хозяйку мундиаля прибыло более миллиона болельщиков, и свыше трех миллиардов телезрителей наблюдали за матчами по телевидению. Каким образом было принято решение организовать трансляцию встреч Чемпионата мира в 4К и звуковом формате Dolby Atmos?

Во время подготовки к Чемпионату мира по футболу компания HBS, официальный производитель и поставщик контента для Чемпионата мира, объявила вещателям о том, что контент будет доступен в 4К и со звуковым сопровождением пространственного звучания Dolby Atmos. В свою очередь, Дирекция спортивного вещания Первого канала не упустила шанса воспользоваться данной возможностью. <…>

Изначально планировалось задействовать окружающий звук Dolby Atmos и формат UHD только в Интернет-трансляциях матчей мундиаля. Ведь Интернет — идеальная среда для доставки контента самого разного формата и качества, а также интеграции интерактивных сервисов. Однако было принято решение протестировать Dolby Atmos и UHD и в классической телевизионной среде — сделать «шаг в завтра».

Схема работы Dolby Atmos на FIFA2018 / Фото: предоставлено ТКТ
Схема работы Dolby Atmos на FIFA2018 / Фото: предоставлено ТКТ

Переговоры с Dolby и дальнейшая совместная работа над проектом начались в 2017 году. В тесном сотрудничестве с компанией команда специалистов Первого канала в течение полугода осуществляла тестирование и моделирование процессов, многочисленные технические пробы и оценивала различные варианты реализации вещания. <…>

— Могли бы Вы поделиться техническими деталями проекта?

— С технической точки зрения вся работа построена следующим образом: для контроля и микширования была создана специальная аппаратная, для работы с иммерсивным звуком — установлены дополнительные акустические системы для контроля потолочных каналов.

Исходный сигнал Первый канал получал от HBS в формате 4K с HDR, с так называемой «чистой» звуковой программой в формате 5.1.4. Далее звукорежиссер добавлял комментатора на русском языке, формируя окончательную звуковую картину с русским комментарием, а также стерео-даунмикс, сформированный из Dolby Atmos. Звук Dolby Atmos кодировался в формат Dolby Digital Plus JOC.

В свою очередь, на смарт-платформы подавался 4К-видеосигнал с HDR со звуком Dolby Atmos.

Фото: предоставлено ТКТ
Фото: предоставлено ТКТ

Для традиционного эфира видео 4К с HDR преобразовывалось в 4К со стандартным динамическим диапазоном (SDR) со звуковым сопровождением Dolby Atmos и передавалось спутниковым, кабельным и наземным операторам. Программа в формате HD со стереозвуком передавалась через мобильное приложение Первого канала.

— Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями при реализации проекта? Каким образом выстраивалась работа с техническими партнерами при подготовке и обеспечении тестового вещания Первого канала в формате сверхвысокой четкости и Dolby Atmos?

— Основной сложностью было связать воедино все используемые форматы доставки видеосигнала на конечные устройства аудитории. Определенные проблемы возникали как при формировании входящего сигнала, так и при обеспечении Интернет-вещания. Как камеры постоянно подстраивались под различные объекты съемки в ходе матчей, так и мы динамически адаптировали качество изображения на лету, во время прямой трансляции. Наряду с ограничениями полосы пропускания и отсутствием современной системы компрессии сигнала у некоторых операторов связи, мы также столкнулись с техническими ограничениями принимающих устройств: не все телевизоры на данный момент способны проиграть контент в высоком качестве, ввиду того что их процессоры не успевают мгновенно обрабатывать компрессированный сигнал.

Над проектом работала команда Отдела технического развития, Дирекция спортивного вещания, Дирекция Интернет-вещания Первого канала и команда специалистов Dolby. Немаловажно, что нам удалось договориться с рядом зарубежных вендоров, а также российских компаний-провайдеров и дистрибьюторов о безвозмездном использовании их оборудования и программного обеспечения в рамках реализации тестового вещания Первого канала в формате 4K UHD. Нашими техническими партнерами, помимо компании Dolby, стали ФГУП ТТЦ «Останкино», а также «Телерент», Evertz, Ateme, Dell, Ericsson, Canon, Sony, «Cинтерра-медиа», ФГУП «РТРС» и «СВН Групп».

Фото: скриншот из видео
Фото: скриншот из видео

Вместо звуковых каналов, Dolby Atmos работает со звуковыми объектами — любой звуковой информацией, сопровождаемой метаданными о ее положении в трехмерном пространстве. Технология позволяет перемещать и размещать звуковые объекты в любой точке помещения, включая область над головой зрителя, благодаря чему любители спорта становятся частью происходящего. Максимально реалистичный и естественный звук позволяет погрузиться в игру и услышать все вокруг в малейших деталях: события на экране оживают, а зрители будто оказываются на стадионе.

— Расскажите об эксклюзивных сервисах, которые были доступны телезрителям в специальных онлайн-приложениях Первого канала, насколько они были востребованы аудиторией?

— Если ранее замедленные повторы и выбор оптимального ракурса просмотра были прерогативой режиссеров трансляций, то теперь, благодаря специальному онлайн-плееру Первого канала, зрители могли сами решать, с какой камеры им наблюдать за игрой. Интерактивный сервис, появившийся на сайте Первого, позволил каждому пользователю одним кликом оказаться в любой точке игрового поля на любой секунде матча. Как показывает статистика, с помощью нашего онлайн-плеера многие зрители пересматривали кульминационные моменты матча с самых разных ракурсов, а также оценивали почему и как именно происходили нарушения во время турнира. Таким образом, зрители могли самостоятельно выстраивать драматургию матча и не потерять нить происходящего в режиме реального времени.

Помимо этого, на сайте Первого можно было просматривать полные версии всех финалов чемпионатов мира с 1930-2014 гг., а также видео, посвященные легендам мирового футбола и памятным мгновениям футбольной истории. Дирекция спортивного вещания Первого канала проделала кропотливую работу и пригласила известных комментаторов для переозвучки всех 19 финальных матчей, предоставленных нам FIFA.

Команда, работавшая над вещанием Чемпионата мира по футболу в формате UHD / Фото: предоставлено ТКТ
Команда, работавшая над вещанием Чемпионата мира по футболу в формате UHD / Фото: предоставлено ТКТ

— Как вы оцениваете итоги и перспективы данного проекта?

— Это, безусловно, удачный эксперимент. Первый канал стал единственным европейским вещателем, который транслировал футбольные матчи Чемпионата мира по футболу в формате UHD с пространственным звуковым сопровождением Dolby Atmos, а всего в мире таких телекомпаний было пять: в Великобритании, Бразилии, Китае, Японии и ОАЭ. Это сложный и масштабный проект, который стал важной вехой в развитии российского телевидения. Его реализация стала возможной только благодаря консолидации множества сил на рынке. Чемпионат стал настоящим праздником футбола — ярким, зрелищным, насыщенным. И с помощью технологий UHD и Dolby Atmos болельщикам было необязательно покупать билеты на стадионы, чтобы по-настоящему погрузиться в игру. Они могли просто включить прямую трансляцию Первого канала.

Обеспечив доступ к эксклюзивному контенту для всех жителей России, где бы они ни находились и какими бы устройствами ни пользовались для просмотра, Первый канал добился высочайших показателей по охвату аудитории не только в эфирном вещании, но также на остальных своих медиаплатформах и в социальных сетях. Телекомпания показала 27 встреч турнира в прямом эфире, охватив трансляциями более 71% населения России. <…>

Мы не говорим о том, что уже в ближайшее время Первый канал начнет вещать в UHD HDR и со звуковым сопровождением пространственного звучания Dolby Atmos, это огромнейшие затраты! Плюс ко всему, на телевизионном рынке сейчас не выработано окончательных рекомендаций для перехода к регулярному вещанию в UHD HDR.

На сегодняшний момент мы хотели доказать, что российская вещательная компания может справиться с задачей такого масштаба. Самое ценное в процессе практических работ — это опыт и знания, полученные как на стороне формирования, так и доставки сигнала. Основным драйвером нашего успеха стал высокий профессионализм специалистов, которые на волне куража реализовали задумку в рекордно сжатые сроки. Нам хотелось сделать то, что никто никогда не делал, и у нас это получилось!
 

Команда Первого канала, работавшая над вещанием Чемпионата мира по футболу


Сергей ПохоменковЗаместитель директора дирекции спортивного вещания Сергей Похоменков. В рамках проекта отвечал за подготовку, организацию, координацию и руководство трансляциями Первого канала с Чемпионата мира по футболу.


Игорь ЯдыкинЗаместитель руководителя отдела технического развития Первого канала Игорь Ядыкин. Осуществлял руководство разработкой и подготовкой технологии трансляций Чемпионата мира в формате UHD со звуком Dolby Atmos.


Сергей СторожевТехнический директор дирекции общественных связей и интернет-вещания Сергей Сторожев. В рамках проекта курировал организацию и обеспечение трансляций Чемпионата мира по футболу в среде ОТТ в формате UHD со звуком Dolby Atmos для смарт-платформ, разработку и поддержку мобильного приложения Первого канала.


Андрей МакашовГлавный специалист отдела технического развития Первого канала Андрей Макашов. В рамках проекта Чемпионата отвечал за проектирование, построение трактов вещания и техническую поддержку трансляций Чемпионата мира в формате UHD со звуком Dolby Atmos.


Алексей ДроновЗаместитель директора дирекции сетей распространения программ Алексей Дронов. По проекту Чемпионата: организация и обеспечение каналов доставки и вещания.


Александр ШмелевЗвукорежиссер дирекции спортивного вещания Александр Шмелев. Осуществлял подготовку инфраструктуры и формирование трансляций Чемпионата мира со звуковым сопровождением 5.1.4 Dolby Atmos.



Читать интервью целиком

В полной версии статьи вы найдете комментарии представителей компаний-партнеров канала: «СВН Групп», Sony Electronics, Canon и Evertz
 

Обложка: предоставлено ТКТ

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3443
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3370
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2832
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2358
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2296
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1929
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее