Практика

Творческий тандем: режиссер Альфред Хичкок и художник по костюмам Эдит Хэд

Многие режиссеры предпочитают работать с одними и теми же художниками: с теми, кто их устраивает, кому они доверяют. Как говорит режиссер Джон Лэндис: «Так они могут быть уверены, что не будут разочарованы». Такая привязанность рождает известные творческие тандемы и характерный кинематографический стиль

  • 2 октября
  • 1515

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Альфред Хичкок правильно утверждал, что «в художественных фильмах режиссер — Бог». Но даже Хичкок не мог снять фильм в одиночку. Фильм — это коллективные усилия, результат творческого сотрудничества команды. Как дирижер оркестра, режиссер извлекает все нужное из таланта и опыта своих сотрудников.

Вместе с известным художником по костюмам Эдит Хэд Хичкок снял одиннадцать фильмов. Из-за него она ушла со студии Paramount, где проработала 43 года главой костюмного департамента, на Universal.

Эдит Хэд / Фото: Paramount Pictures
Эдит Хэд / Фото: Paramount Pictures

Это сотрудничество не было легким и безмятежным. Хичкок дотошно относился к визуальному ряду, сам рисовал раскадровки и прописывал в сценарии цвет и стиль костюмов. Он следил, чтобы костюмы и декорации выстраивались в нужную для развития сюжета цветовую гармонию.

Офис Хитча на Paramount был рядом с костюмерными, поэтому он часто заглядывал туда во время примерок, контролируя, чтобы все было так, как ему нужно.

Предлагаю вспомнить некоторые моменты из совместной работы режиссера и художника по костюмам над их известными фильмами.
 

«Дурная слава» (1946)


Именно этот фильм стал началом тридцатилетнего сотрудничества между Хэд и Хичкоком. Художника по костюмам специально пригласили на RKO по настоянию актрисы Ингрид Бергман, считавшей, что только она сможет справиться с этим фильмом.

Хичкок попросил сделать Бергман элегантной, но правдоподобной в образе шпионки. Эдит писала в своей книге «The Dress Doctor» (1959): «В „Дурной славе“ меня призвали к высокому стилю, но Ингрид… преображает вещи, которые она носит... Бергман идут более простые линии, и чем меньше орнамента, тем лучше. Упрощение — лучшее лекарство, чтобы сделать красивую женщину более красивой».

На съемках фильма «Дурная слава» (1946) / Фото: ABC/Disney/Buena Vista
Кадр из фильма «Дурная слава» (1946) / Фото: ABC/Disney/Buena Vista

В фильме Ингрид Бергман носит одежду графичных черно-белых цветов и их контрастную комбинацию, с помощью которой авторы достигали различных эффектов: «На черно-белой пленке глаз сразу привлекает резкий контраст черного и белого, поскольку другие цвета становятся различными оттенками серого», — говорила Эдит Хэд.

Кадр из фильма  «Дурная слава» (1946) / Фото: ABC/Disney/Buena Vista
Кадр из фильма «Дурная слава» (1946) / Фото: ABC/Disney/Buena Vista

Единственный раз, когда режиссер захотел выделить героиню, Ингрид одели в топ с блестками и рисунком под зебру. «В других драматических сценах она была одета в чистый белый или сплошной черный цвет. Верные философии Хичкока, эти цвета отражали ее настроение», — рассказывала Хэд.
 

«Окно во двор» (1954)


Кадр из фильма «Окно во двор» (1954) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Окно во двор» (1954) / Фото: Paramount Pictures

Первый совместный фильм давался Эдит трудно, зато потом все стало складываться гораздо лучше.

Вот как она вспоминает работу над фильмом «Окно во двор»: «…Хичкок подчеркнул, как важно, чтобы одежда Грейс помогла выявить конфликт в этой истории. Героиня должна была быть типичной красивой моделью, которая влюбляется в неряшливого фотографа. Он не уверен в себе и думает, что недостаточно хорош для нее. Хич хотел, чтобы Грейс выглядела, словно предмет дрезденского фарфора, как что-то хрупкое, к чему страшно прикоснуться. Одежда также помогла продвинуть повествование. Черно-белое платье, которое я использовала в первой любовной сцене, имело простой вырез, который обрамлял ее лицо на крупном плане. Затем, когда камера отодвинулась назад, бисерная вышивка на шифоновой юбке сразу же сказала зрителям, что она богатая девушка.
Эскиз и платье из фильма «Окно во двор» (1954) / Фото: Paramount Pictures

Эскиз и платье из фильма «Окно во двор» (1954) / Фото: Paramount Pictures

Эскиз и платье из фильма «Окно во двор» (1954) / Фото: Paramount Pictures

Эскиз и платье из фильма «Окно во двор» (1954) / Фото: Paramount Pictures

Грейс появилась в пеньюаре в спальне Джимми Стюарта, но это была очень невинная сцена. Почему? Нога Джимми была в гипсе, и он был практически беспомощен, когда дело дошло до романтики. Грейс демонстрировала то, что ему было недоступно. Это был прекрасный пример необычного чувства юмора Хичкока»
 

«Поймать вора» (1955)


Грейс Келли и Эдит Хэд на съемках фильма «Поймать вора» (1955) / Фото: Paramount Pictures
Грейс Келли и Эдит Хэд на съемках фильма «Поймать вора» (1955) / Фото: Paramount Pictures

Снимая свои фильмы, Хичкок всегда просил Эдит чаще быть на съемочной площадке, поэтому он настоял, чтобы она отправилась вместе со всеми на Французскую Ривьеру, где в июне 1954 года начались съемки фильма «Поймать вора».

На этом фильме Хичкок дал Грейс Келли больше свободы в выборе одежды, чем обычно разрешал своим актрисам. Поэтому Эдит Хэд сначала обсуждала костюмы с Грейс, а уже потом показывала результат Хичкоку.

Эскизы платьев для фильма «Поймать вора» (1955) / Фото: Paramount PicturesЭскизы платьев для фильма «Поймать вора» (1955) / Фото: Paramount Pictures

Режиссер хотел, чтобы Эдит использовала для героини холодные цвета, чтобы сделать из нее ледяную принцессу. И подчеркнул, что, поскольку действие фильма происходит во Франции, Мекке моды, и сюжет построен на краже драгоценностей у богачей, то все костюмы должны быть на высоком уровне.

Кадр из фильма «Поймать вора» (1955) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Поймать вора» (1955) / Фото: Paramount Pictures

Одной из самых эффектных сцен в этом фильме была сцена бала-маскарада, в которой все статисты были одеты в стиле Марии-Антуанетты. Кульминацией стал наряд Фрэнсис. Она появляется на балу в золотом парике, маске и платье, сшитом из золотых ламе и сетки. Юбка и парик были декорированы золотыми птицами, любимым мотивом Хичкока, который намекал на опасность.
 

«Головокружение» (1958)


Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Этот фильм об одержимости и идентичности часто называют самым автобиографичным для Хичкока, известного своим контролем над внешностью актрис.

В фильме Ким Новак играет сразу две роли: таинственную, холодную Мадлен, и земную, простоватую Джуди. Их сходство и различие построено на костюме. Для Мадлен Хичкок хотел серый костюм, в котором «девушка должна выглядеть так, будто она только что вышла из тумана Сан-Франциско».

Простая задача оказалась трудновыполнимой. «Чтобы быть успешным дизайнером в Голливуде, нужно обладать комбинацией талантов психиатра, художника, модельера, костюмера, подушки для булавок, историка, медсестры и агента по закупкам, — говорила Эдит. — Я обычно не ввязываюсь в битвы, но создание костюмов Ким Новак для ее роли в „Головокружении“ Альфреда Хичкока (1958) подвергло испытанию всю мою подготовку по психологии».
Эскизы платья и кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Эскизы платья и кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Эскизы платья и кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Эскизы платья и кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Новак сопротивлялась серому костюму и черным туфлям с такой страстью, что художник по костюмам отправила ее к режиссеру. «Я не думала, что для него будет важно, какие туфли я ношу, — вспоминала актриса, — У меня никогда не было режиссера, который бы придавал особое значение костюмам, их дизайну, цвету. Две вещи, которые он хотел больше всего, были эти черные туфли и серый костюм. Когда Эдит Хэд показала мне тот костюм, я сказала: „О боже, мне будет очень трудно в нем работать“. Я также подумала, что могу использовать это для роли — он может помочь мне почувствовать, что я должна быть Мадлен, что я вынуждена быть ею. И это сработало. Костюм и туфли были благословением. Они мне постоянно напоминали, что я не была собой».
 

«Птицы» (1963)


Кадр из фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures

Для Хичкока персонаж всегда начинался с его визуализации.

«У него была фобия по поводу того, что он называл „ловушкой для глаз“: например, сцена с женщиной в ярко-фиолетовом или мужчиной в оранжевом костюме, — рассказывала Эдит Хэд. — Если нет сюжетной причины для цвета, мы всегда держим его приглушенным, потому что Хичкок считает, что он может отвлекать от важной сцены».

Хэд знала, как использовать цвет в своих интересах, позволяя ему помочь раскрыть характер персонажа. «Вы видите цвет прежде, чем детали, и некоторые клише обязательно сработают — девственно белый для девушки, черный — для вамп», — говорила она.

Эскиз платья и на съемках фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures
Эскиз платья и кадр со съемок фильма «Птицы» (1963) / Фото: Universal Pictures

Зеленый цвет для Хичкока означал целомудрие, холодность. Для Мелани Дэниелз Эдит воскресила идею костюма цвета нильской воды, который носит Грейс Келли в «Окне во двор», но на этот раз он имеет фактуру, более похожую на «Шанель». Для фильма были изготовлены шесть дублей этого костюма, поскольку большинство из них должны были быть испорчены птицами.

О том, насколько важен был для Хичкока внешний вид актрис, говорит тот факт, что он сам лично подбирал ювелирные украшения для актрисы Типпи Хедрен: браслет, кольцо и нитку жемчуга. Ее Мелани должна была выглядеть элегантной. А чтобы показать ее высокий статус и материальный достаток, Хичкок выбрал роскошную норковую шубу, которую, к слову, подарил актрисе после съемок.

Хичкок заплатил Хэд за разработку личного гардероба Типпи для промоушена фильма. Рассказывают, что каждый этот наряд представлял собой птицу.

В этой статье я рассказала далеко не обо всех фильмах, снятых творческим тандемом Хичкок — Хэд. Были еще «Неприятности с Гарри» (1955), «Человек, который слишком много знал» (1956), «Марни» (1964), «Разорванный занавес» (1966), «Топаз» (1969) и последний фильм Хичкока — «Семейный заговор» (1976). Вместе они прошли длинный путь, оставив яркий след. И в том, что сегодня фильмы Хичкока считаются культовыми, есть и заслуга Эдит Хэд, человека, который помогал ему визуализировать яркие характеры персонажей. А сама она говорила, что работа с Хичкоком была для нее «обучением сдержанности».
 

Обложка: на съемках фильма «Дурная слава» (1946) / Фото: ABC/Disney/Buena Vista

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2605
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2049
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1709
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1602
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1506
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1346
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее