Практика

Снимаем на Panasonic EVA1: эксперименты со светом и достойное киноизображение

Проект Анатолия Белого «Кинопоэзия» стал площадкой для поиска необычных средств выразительности, а также теста технических новинок. Мы побывали на съемках свежего эпизода и узнали, в чем особенность жанра поэтического мини-фильма и как в условиях эксперимента себя показывает камера Panasonic EVA1


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

— Как возник проект «Кинопоэзия»? В чем особенность работы в жанре поэтического мини-кино?

Анатолий Белый (актер, продюсер, создатель проекта «Кинопоэзия»): Я давно увлекаюсь поэзией — люблю ее, много читаю со сцены. Всегда думал, что интерпретация поэзии в кино просится сама. Два года назад я воплотил свои мысли в проекте «Кинопоэзия» — это поэтические мини-фильмы. Это, конечно, делали и до меня, но такого постоянного жанра в киноискусстве нет, по крайней мере в нашей стране. На мой взгляд, он имеет право на существование наряду с игровым, документальным кино, музыкальным клипом, видеоартом.

Александр Белый и Александр Хант на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
Александр Белый и Александр Хант на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

Суть жанра для режиссера — в формате короткометражки на три-пять минут создать свой образ. Сценаристов у нас нет. Видеоряд, звук, музыка, чтение в кадре или за кадром — все это создает объем, который раскрывает стихотворение еще больше.

На мой взгляд, «Кинопоэзия» — довольно современная вещь, потому что молодые люди, на которых наш проект направлен в первую очередь, воспринимают все глазами. Таким образом мы можем приблизить к современным людям нашу великую русскую поэзию, показать им, что поэзия — это не скучно, а прекрасно, замечательно и отражает наше время.


Backstage спецпроекта «Кинопоэзия»

— Расскажите о киноэпизоде на стихи Игоря Северянина «Когда ночами все тихо-тихо»: как появилась эта история?

Анатолий Белый: В этот раз у нас на «Кинопоэзии» довольно особый случай. Предложения поступило извне, от креативного продюсера Amediateka Home of HBO Александры Нелюбиной. Она пришла с концептуальной идеей к стихотворению Северянина. Мы сотрудничаем с прошлого года — на сервисе и каналах Amedia TV уже показывают наш контент. В какой-то момент они решили не только ротировать нас, но и участвовать в производстве. Воплощение концепции взяла на себя 1147 PRODUCTIONS, которая предложила посотрудничать в проекте компании Panasonic — и съемка, по сути, стала тестированием камеры AU-EVA1. Вот такой непростой партнерский пазл для реализации нового фильма для цикла «Кинопоэзия». Поэтому проект для меня стал настоящим экспериментом, в котором мы одновременно решали задачи «Кинопоэзии» и выясняли возможности камеры.

С режиссером Александром Хантом у нас возникла условная история, поэтичная, метафоричная, с хорошими, правильными, работающими на смысл эффектами. По свету, по атмосфере мы хотели показать разные состояния, и Антону Жабину, оператору-постановщику этого проекта, по-моему это удалось.

Камера Panasonic EVA1 на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
Камера Panasonic EVA1 на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

— Александр, а как вы оказались частью проекта, чем он вас привлек?

Александр Хант (режиссер): Этот проект — сотрудничество «Кинопоэзии», «Амедиатеки», Panasonic и 1147 Productions. У них была готовая команда, кроме режиссера. Оператор Антон Жабин предложил мою кандидатуру — его поддержали. Я тоже был заинтересован, потому что формат нестандартный. Особенность в том, что историю надо рассказать не с помощью четкого нарратива, а с помощью настроения, чувств, атмосферных кадров передать состояние героя. Интересный вызов.

Александр Хант на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
Александр Хант на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

Уже на этапе монтажа у меня было ощущение, что все складывается как надо, что мы правильно уцепились за эту историю, что у нас вырисовывается образ, метафора.

— Как готовился проект, создавалась концепция, как проходили съемки?

Александр Хант: Особой спешки не было. Мы попробовали разные идеи, истории, прописали несколько сценариев. В итоге у нас сложилась общая идея, место, персонаж и то, что с ним происходит. А потом занялись организацией съемок. История малобюджетная, так что мы долго искали, как в этих условиях реализовать свои идеи. Месяц, наверное, ушел на поиски объекта и людей, которые готовы поучаствовать. У нас было две смены, потом пост: монтаж, а дальше звук и цветокоррекция.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

Анатолий Белый: Мы придумали некого героя. Это творческий человек, который находится в тупике, в кризисе. Он ищет из него выход, ищет свое вдохновение. Практически он доходит до смерти, если не физической, то духовной, но посредством божьей искры, какого-то разряда, возвращается к жизни. Стихотворение Северянина как раз об этом — о том, что у каждого из нас в жизни однажды наступает момент тупика, момент темноты. И творчество способно возродить человека к жизни.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

Антон Жабин (оператор-постановщик): Наша история должна была носить условный характер. От этого мы отталкивались при выборе атмосферы и художественного решения. Например, мы придумали, что у нас есть окно как вход во внутренний мир героя. Смысловой характер несет все помещение: пустой стол, стена.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

— Какими визуальными средствами решались эти задачи? Как вы работали со светом?

Антон Жабин: Необходимо было создать гнетущее состояние. Соответственно, я свет ставил так, чтобы имитировать пасмурный день. Развитие внутреннего состояния героя мы раскрывали с помощью динамического света — когда в пасмурную атмосферу внедряется нечто иррациональное и теплое, не требующее оправдания.

Динамический свет мы делали несколькими способами. На общем плане — с помощью вертушки, которую крепили вверху павильона, она позволяла нам вращать прибор над героем. Для крупных планов источник света передвигался ровно по окружности, в центре которой находится герой. Когда свет меняет свое положение вокруг оси, меняется облик героя. Нижний, верхний или боковой свет — при одной и той же эмоции герой выглядит совершенно по-разному и несет разный внутренний характер.
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

— Для съемки с таким светом нужна камера с широким динамическим диапазоном.

Антон Жабин: Да, и в этом проекте перед Panasonic EVA1 стояли довольно сложные задачи. Первая часть эпизода снималась в полумгле, в темноте. То есть основной динамический диапазон располагался внизу характеристической кривой. У нас почти отсутствовали света, а весь диапазон был растянут на тень. Если бы у камеры не было такого динамического диапазона, у нас бы просто не было деталей в черном. Мы получили в нижней части кривой несколько ступеней, так что и атмосферу, которую мы хотели, тоже удалось создать.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

— У камеры две чувствительности — 800 и 2500, какие возможности это дает?

Антон Жабин: 2500 — это экстренная чувствительность, которую использовать в постановочных съемках не имеет никакого смысла. Она замечательно будет работать в документальном кино, где нет возможности осветить кадр. Это чувствительность настолько высокая, что любой самый маленький источник света будет экспонировать кадр, как нужно. На тестах мы в этом убедились. Но на проекте такая чувствительность не использовалась. Это интересная и важная возможность для документального кино.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

Александр Хант: По моим ощущениям, камера дает пластичное изображение даже в таком абсолютно художественном пространстве, которое мы создали: павильон с дымом, минимумом света, мягкими переходами.

Антон Жабин: Но при этом выяснилось, что ограничена возможность скоростной съемки в условиях низкой освещенности.

Александр Хант: Да, когда мы переключились на 120 кадров в секунду, то получили кроп, камера прилично зашумела. Мы сняли так несколько кадров, их пришлось серьезно обрабатывать шумодавом.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

Антон Жабин: В рапиде изменяются параметры записи, уменьшается битность, появляются проблемы с шумом в тенях. И это уже надо исправлять на посте. Но в основном режиме 25 кадров в секунду шумы минимальны, использовать какой-либо дополнительный шумодав не приходилось.

Опять же, в условиях высокой освещенности, — например на натуре, — не думаю, что с этим будут проблемы.

— То есть на этапе цветокоррекции вам удалось достичь нужного изображения?

Антон Жабин: На постпродакшне мы хотели получить тот контраст и то изображение, который были в нашей художественной задумке. Нам были важны детали — можем ли мы работать с ними, менять цвет, свет и контраст. В итоге в и черном, и в белом такая возможность была, мы нигде не по потеряли деталей и фактуру.
 
Фильм проекта «Кинопоэзия» на стихи И. Северянина «Когда ночами тихо-тихо...»

— Антон, какое у вас, как у оператора-постановщика, впечатление от работы с Panasonic EVA1 в целом?

Антон Жабин: Общее впечатление положительное. Большой плюс, что у камеры есть встроенные ND-фильтры. Ближайший аналог со встроенными ND-фильтрами — это ARRI Alexa Mini. Это чрезвычайно удобная функция, когда ты можешь быстро, не используя внешние фильтры, поставить то или иное стекло.

На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
На съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

В EVA1 изначально присутствует EF-Mount под объективы, в том числе Canon (переходники с байонета EF на PL для камеры EVA1 уже выпускаются разными компаниями, например, Wooden Camera, MFT — прим.ред.). У объективов Canon довольно большая линейка. Мы использовали комплект Canon Cine, который разрабатывался специально для съемок кино. Конечно, если бы у камеры изначально был байонет PL, то я бы на этом проекте использовал бы классическую кинооптику, вроде Cooke или Zeiss.
Также можно отметить, что камера легкая и небольшая.

— Какие аксессуары вы использовали в процессе съемки?

Антон Жабин: Штатив, компендиум, плечевой упор. В этом плане было неудобно, что единственный видоискатель, визир камеры, имеет шахту, защищающую монитор от внешних бликов. Если бы мы были где-то на натуре, в условиях полевой съемки, это была бы необходимая вещь, но в павильоне она сильно мешала — в камеру ты можешь смотреть только под определенным углом. И эта шахта не снимается. Отсюда чувствуется: Panasonic делал ставку на то, что это должна быть хорошая, классная камера для документального фильма или репортажа, скажем, премиум-класса.

Камера Panasonic EVA1 на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов
Камера Panasonic EVA1 на съемках проекта «Кинопоэзия» / Фото: Павел Орлов

— А для документального кино камера подойдет?

Антон Жабин: У камеры прекрасные цветопередача, диапазон, она хорошо себя повела на цветокоррекции и позволила добиться киноизображения — можно схватить разный цвет и крутить его на постпродакшне. В этих вопросах камера себя чувствует уверенно. К тому же она компактная, удобная, может писать звук. Я бы сказал, что Panasonic EVA1 просто идеальна в жанре документального кино.
 

Обложка: на съемках проекта «Кинопоэзия» / Павел Орлов

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее