tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Реставрация звука в iZotope RX 7

Современное оборудование позволяет записывать звук в формате 5.1 прямо на съемочной площадке, но это не исключает брака из-за форс-мажоров и плохих акустических условий на локациях. Можно ли исправить ошибки на стадии сведения?

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

iZotope RX — самая популярная программа для реставрации звука, доступная на PC и Mac. На прошлой неделе iZotope, Inc. выпустила новую, седьмую версию, где появилось много новых инструментов для работы со звуковыми файлами. Рассмотрим как старые, так и новые модули обработки.
 

De-noise


Модуль «De-Noise» / Фото: iZotope
Модуль «De-Noise» / Фото: iZotope

Самая распространенная проблема, с которой сталкиваются звукорежиссеры, записывающие речь на натуре, — посторонние шумы. То прохожий что-то крикнет, то машина мимо проедет, а то и вовсе подует ветер, растрепав листья на деревьях. Для решения этих проблем iZotope создали модуль »De-Noise» (шумоподавитель).

Инструмент прост в настройке: в нем есть два режима подавления шума — Learn и Adaptive mode. Learn — известен по другим плагинам шумоподавления и работает по принципу определения спектра шума, а затем — его подавления. Adaptive mode — особенность RX, автоматически определяет лишние звуки и подавляет их, изолируя голос. Параметры порога срабатывания (threshold) и подавления (reduction) позволяют детально настроить инструмент.
 

Dialogue Isolate


Модуль «Dialogue Isolate» / Фото: iZotope
Модуль «Dialogue Isolate» / Фото: iZotope

В iZotope RX нашлось место и отдельному инструменту подавления шумов в записях диалогов. Dialogue Isolate подойдет для чистки диалогов от нестационарного фонового шума (шаги, толпа, дождь и т.д). Для настройки доступно несколько параметров, позволяющих найти оптимальное отношение сигнал/шум.
 

De-wind


Модуль «De-wind» / Фото: iZotope
Модуль «De-wind» / Фото: iZotope

Записывая реплики на улице, легко «поймать» порыв ветра, который забракует запись. Используя модуль De-wind, это можно исправить. Параметр Reduction определяет отношение полезного сигнала/порыва ветра, Crossover Frequency — ограничивает предел по ВЧ для обработки алгоритмом, Fundamental Recovery — ресинтезирует потерянные частоты голоса по НЧ, а Artifact Smoothing помогает сгладить артефакты, возникшие при обработке плагином.
 

De-clip


Модуль «De-Clip» / Фото: iZotope
Модуль «De-Clip» / Фото: iZotope

Порой неверная отстройка чувствительности микрофона приводит к перегрузу или клиппингу (clipping). Программа помогает справиться и с этим с помощью модуля De-Clip. Как и везде, настройки просты — параметр порога (Threshold) и Makeup gain дают возможность устранить перегруз и восстановить потерянную громкость.
 

De-rustle


Модуль «De-rustle» / Фото: iZotope
Модуль «De-rustle» / Фото: iZotope

Одна из самых раздражающих проблем при записи голоса на петличные микрофоны — трение одежды о микрофон. Этот звук — один из самых непредсказуемых, так как в зависимости от передвижения актера и материала одежды трение может звучать на разных частотах и повторяться с разной скоростью. De-rustle помогает значительно снизить уровень шелеста, а то и вовсе вырезать его из записи. Reduction Strength — параметр чувствительности плагина ко входному сигналу, а Ambience Preservation отвечает за отношение на выходном сигнале.
 

De-reverb


Модуль «De-reverb» / Фото: iZotope
Модуль «De-reverb» / Фото: iZotope

Модуль De-reverb позволяет контролировать акустическое пространство в записи. Уверен, каждому приходилось записывать речь не в студийных условиях, к примеру, в небольшой комнате, а на этапе сведения требовалось изменить пространство на более подходящее к видео. Данный плагин поможет изолировать голос, после чего появляется возможность обработать сигнал ревербератором с нужными нам настройками.

Инструмент довольно гибкий — можно настроить не только степень подавления акустики, но и работать с подавлением определенных профилей спектра (LF,LMF, HMF, HF).

Стоит отметить, что в седьмой версии iZotope RX появился также модуль Dialogue De-reverb, — деревербератор, адаптированный для обработки записей диалогов.
 

Dialogue Contour


Модуль «Dialogue Contour» / Фото: iZotope
Модуль «Dialogue Contour» / Фото: iZotope

Когда актер уже на гастролях в другом городе и перезаписать ничего не выйдет, но режиссеру вдруг не нравится интонация в одном из предложений закадрового голоса, Dialogue Contour приходит на помощь. Инструмент, впервые появившийся в седьмой версии iZotope RX, позволяет детально работать с аудиофайлом в рамках звуковысотной составляющей. Изменяя кривую, можно повысить или понизить тональность голоса. Этот инструмент был разработан исключительно для речи, что сводит количество нежелательных артефактов к минимуму.
 

Music Rebalance


Модуль «Music Rebalance» / Фото: iZotope
Модуль «Music Rebalance» / Фото: iZotope

Еще одна новинка из RX7. С помощью модуля ребалансировки музыки можно как извлечь вокал из сведенной композиции, так и превратить готовую песню в инструментал. Плагин отлично подойдет для случаев, когда в качестве фоновой музыки на диалог выбрана музыка с вокалом, а возможности запросить инструментал нет.
 

Repair Assistant


Модуль «Repair Assistant» / Фото: iZotope
Модуль «Repair Assistant» / Фото: iZotope

Главное нововведение RX7 — это, пожалуй, Repair Assistant. Выбрав тип аудио (музыка, диалог, другое), плагин автоматически подберет самые оптимальные настройки к вашей записи, проанализировав сигнал на нежелательные шумы, клики, шорохи и так далее.

Конечно, перед финальным рендерингом вы сможете отредактировать подобранные программой настройки.

К слову, инструмент очень напоминает Master Assistant из iZotope Ozone, так что можно ожидать, что iZotope будут нас баловать автоматическими ассистентами и в последующих плагинах компании.
 

Как видите, сейчас спасти записи возможно, даже когда-то считавшиеся браком, непригодным для работы. При всем при этом стоит помнить, что ничего не может быть лучше, чем изначально хорошая чистовая запись.
 

Обложка: iZotope

 

Комментарии

Комментариев: 3

Вот как объяснить людям, что искаженные шумодавом и реверберацией площадочные голоса звучат в тысячи раз менее естественно, чем обыкновенный студийный звук, особенно на фоне библиотечных шумов. Нужно быть глухим, чтобы этого не замечать. 

Вместо того, чтобы создавать нормальный объем и глубину, занимаются ерундой. 

 
Григорий Букия
Спасибо , Кэп !!

Я больше скажу , мокрая акапелла , обработаннвя грамотным звукорежем , звучит ещё лучше студийного Звука )))
Григорий Букия
Григорий, спасибо за комментарий!

Никто ведь и не спорит, что студийный звук лучше :)
При этом ситуации бывают разные. И раз софт позволяет достичь нужного результата, почему бы им не воспользоваться? 

К примеру, «Игру Престолов» iZotope «спасал» не раз:
 
 

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8759
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3672
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2453
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1810
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее