Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 3598
Петр Скопин

Иван
Поморин

Сериалы «Блиндаж», «Ласточкино гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Евгений
Коропцов

Cериалы «Дети», «Ворона» и «Взрыв»
Дмитрий
Савинов

«Птица», «Жизнь после жизни»
Давид
Хайзников

Cериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»
Даниил
Фомичев

Фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
Александра
Авдонина

Короткометражные фильмы «Гейм» и «Род»

Анаморфотная оптика мне очень близка, потому что, еще учась во ВГИКе, я снял свою первую работу «Сын» в системе широкого экрана на пленку. Впоследствии она стала моим дипломом.  Не так давно мы отреставрировали это кино, и я даже за него получил приз за операторскую работу на фестивале SKEY-CINEMA в 2018 году.


Фильм «Сын»

Я очень хорошо помню, что каждую съемочную смену «Сына» я начинал с того, что ставил камеры на коллиматор и зажимал все, что можно было зажать, на поддержке оптики, после чего выезжал на смену или заходил в павильон. 

Практически вся картина была снята на два объектива, а вернее — на две камеры: трехглазый Конвас с объективом ЛОМО НАС 35мм и одноглазый Конвас с объективом ЛОМО БАС 75 мм. У меня в арсенале был еще объектив 50 мм БАС и трансфокатор с анаморфотной насадкой на задний участок 40-240 мм и одна прижимная анаморфотная рамка на две камеры, которую приходилось переставлять. 

Я старался не менять оптики — не был уверен, что задний отрезок будет сохранен. Объектив 35мм был нужен для общих и средних планов, 75 мм — для длиннофокусных и крупных планов.

В процессе съемки «Сына» я понял, почему советские операторы так не любили применять систему широкого экрана. Ведь нужно было всегда обеспечить диафрагму минимум 4, чтобы добиться идеальной вертикальной и горизонтальной резкости по всему полю кадра. А советские пленки были малочувствительными, и приходилось использовать много света. Это сейчас малая глубина резкости и размытые края привлекают современных молодых операторов-клипмейкеров.

После своей дипломной работы во ВГИКе я успел снять на анаморфотную оптику документалку про фронтового оператора Семена Школьникова. Тогда я понял, насколько широкоэкранное кино критично к горизонту на экране и к ручной камере.


Про фронтового Оператора Семена Школьникова

Мой однокурсник Игорь Гринякин, снимая картину «Викинг» на нашей отечественной анаморфотной оптике, попытался все кино выдержать на диафрагме режим 11-16, что дало зримый результат на проекции, даже на большом экране «Дома кино». Цифровое изображение стало сейчас настолько кристальным, что современные операторы ищут интересные естественные оптические дисторсии объективов, обращаясь даже больше к  ретро-оптике.
 
О создании фильма «Викинг» (2016)

Недавно я снимал видеоматериал для проекции на новой концертной программе группы «Пикник». Это было видео в стиле вестерн, и нам очень хотелось, чтобы оно выглядело соответствующе. Но бюджет был очень невелик. У меня не было возможности на этом проекте использовать полноценную анаморфотную оптику и камеры типа RED Dragon или ALEXA Mini. В итоге я нашел бюджетное решение в виде камеры Panasonic GH 5 и анаморфотной насадки от старых DV-камер Panasonic. Коэффициент анаморфирования у насадки был 1х1,33. Что на широкоэкранной матрице дает формат кадра почти 1:2,39.

Формат матрицы камеры GH 5 невелик (как модно сейчас говорить, он «кропнутый»), и я применял стандартную оптику с невысокой светосилой, а насадка замечательно покрывала практически все фокусные расстояния от 12-60 мм. Длинный фокус 45-150 мм я использовал уже без анаморфотной насадки, так как уже не было никакой резкости рам. 

Так для чего же нужна анаморфотная оптика сегодня, и целесообразно ли ее использовать?

Анаморфотная оптика дает совершенно другое ощущение экранной плоскости, но я давно с ней не работаю, потому как она достаточно сильно увеличивает бюджет как на камеру и оптику, так и на свет. Конечно, если у меня случится высокобюджетное кино, дорогая реклама или клип, я обязательно еще раз с радостью погружусь в мир анаморфотов.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: @CVDOP Limbocker

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2128
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1775
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1646
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1576
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1388
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1347
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее