Практика

Как это снято: «Вычислитель»

Исландия наш, заморская знаменитость, фиги в кармане и годные спецэффекты – tvkinoradio.ru выясняет, из чего собран «Вычислитель», еще одна отчаянная попытка наших кинематографистов покорить жанр научной фантастики


Жанр




Научную фантастику в России почти не снимают. Традиция, худо-бедно существовавшая в советском кино, уже двадцать лет как прервалась. Новая же – так и не проклюнулась. Немногочисленные попытки, вроде «Азирис нуна», скорее подтверждают, что с этим жанром у нас все плохо: то визуальные эффекты не убедительны, то отечественные артисты не годятся в инопланетяне, то драматургия кривая, то монтаж сплошь клиповый. В итоге самым громким и относительно успешным сай-фай проектом вот уже пять лет как остается дилогия Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Без ее влияния, очевидно, не обошелся и «Вычислитель», так как Бондарчук приложил руку к картине в качестве продюсера. В свою очередь постановщик «Вычислителя» Дмитрий Грачев работал вторым режиссером на «Сталинграде».

 

Экранизация



 
Не секрет, что почти всегда залог успеха научно-фантастического фильма – драматургия. Убедительный сюжет, вразумительное действие, обилие деталей – без этого просторы Вселенной лучше не бороздить и другие миры не выдумывать. В основе «Вычислителя» лежит одноименная повесть Александра Громова, которого не редко называют лучшим современным писателем-фантастом России. Действие книги разворачивается в далеком будущем на некой планете Хлябь (кстати, по словам Евгения Миронова, он согласился на участие в проекте сразу, как только услышал это название), где построено тоталитарное общество. Неугодных режиму здесь не казнят, а изгоняют в болото, даря призрачный шанс на выживание. Один из осужденных, обладая недюжинными интеллектуальными способностями, рассчитывает не только спастись, но и побороть систему. Важный момент – сам Громов нередко причисляет себя к авторам «социальной фантастики». Оттого и книга, и фильм изобилуют довольно едкими аллюзиями на отечественную действительность (в качестве примера до боли актуальная фраза одного героя: «Когда мою идею возвели в закон, никто из граждан не возразил, ни один человек, даже ты»). По нынешним временам кажется странным, что кино вообще пустили в прокат. Так или иначе, все новое есть хорошо забытое старое – спустя четверть века такие подзабытые явления, как «эзопов язык» и «фиги в кармане» возвращаются на отечественный экран.

 

Исландия




Сюжет «Вычислителя» требовал экзотических инопланетных локаций, а потому не удивительно, что съемки проходили в Исландии, едва ли не там же, где раньше бывали группы «Интерстеллара», «Ноя», «Обливиона», «Прометея», «Фауста», «Игры престолов» и других подобных проектов. В общем, места намоленные. К тому же, надо полагать, свою роль сыграло местное законодательство: для иностранных кинокомпаний в стране действуют налоговые льготы, позволяющие вернуть до 20% потраченных здесь средств. Минус съемок на острове – переменчивые погодные условия, сильная облачность, частые дожди, град. Однако даже эти обстоятельства в итоге сыграли на пользу: изначально у героя Евгения Миронова была длинная золотистая шевелюра под Аллу Борисовну, но порывистый ветер вынудил отказаться от подобной эксцентрики. Да, еще любопытно, что изначально никакой Исландии и вовсе не предполагалось. Инопланетные пейзажи планировалось сделать с помощью зеленого экрана. Обошлось. Проводились съемки в августе-сентябре 2013 года и продлились 22 дня, из которых на Исландию ушло 17.

 

Винни Джонс



 
Заморские знаменитости (по крайней мере, до недавних пор) зачастили в российское кино. После Томаса Кречманна в «Сталинграде», Шэрон Стоун в «Любви в большом городе 3», Джейсона Флеминга в «Вие», Майкла Мэдсена в «Скором “Москва-Россия”» и нашего-все Жерара Депардье, ряды иностранцев на отечественном экране пополнились британцем Винни Джонсом. Звезда ранних фильмов Гая Ричи и бывший футболист появляется в «Вычислителе» в привычном амплуа эксцентричного негодяя с добрым сердцем. Что важно – Джонс приглашен не ради пары эпизодов и имени на афише. Актер действует на протяжении почти всей картины, являясь главным антагонистом. На съемочной площадке он провел столько же времени, сколько и Евгений Миронов с Анной Чиповской и, говорят, давал прикурить российским коллегам. Режиссер Дмитрий Грачев работу с Джонсом характеризует так: «Он знал про сцену и своего героя даже больше, чем я. Это немного пугало и дисциплинировало. Рядом с ним все выкладывались на полную катушку, чтобы соответствовать высочайшему голливудскому уровню. При этом Джонс не так доверяет режиссеру, как российские актеры, которых учили это делать. Для него режиссер – менеджер площадки, а он сам делает свою роль». Добавим, что Джонс ранее уже был замечен в интересе к России. В 2013 году актер участвовал в 6-серийном документальном проекте National Geographic «Винни Джонс: Реально о России», благодаря которому попробовал пожить у нас в разных веселых местах, вроде Воркуты. Как видим, остался цел.

 

Костюмы



 
Костюмы героев фильма делала художник Татьяна Княжева, ранее работавшая, к примеру, над «Обратной стороной Луны» и «Темным миром». Надо отдать должное, благодаря ее усилиям в кой-то веки наши актеры в футуристическом облачении не выглядят ряжеными.  Костюмы-комбинезоны героев-осужденных были сшиты из особого немаркого текстильного материала, обладающего к тому же термостойкостью.   
 

Визуальные эффекты



 
Как и полагается научной фантастике, большую роль в картине играют спецэффекты. Инопланетные существа, с которыми сталкиваются герои, различные детали окружающего пространства, инопланетный город были созданы усилиями команды Argunov Studio. Компания, между прочим, была организована специально для этого проекта, что помогло удешевить производство. Живые и неживые элементы продумывались в единой эстетике в духе холодного, мрачного хай-тека. В плане создания местной живности трудность носила не столько технический, сколько творческий характер. Инопланетные монстры были наделены специфической кристаллообразной или карбоновой структурой и необычной динамикой. Длительное время продумывался и создавался город, хотя на экране он появляется всего на пару минут. Кстати, вспоминая об аллюзиях, не трудно узнать источник вдохновения авторов этого города – Москва-Сити. Также чтобы усилить инопланетную атмосферу на компьютере был значительно изменен и доработан исландский ландшафт, в частности, из кадра полностью была убрана любая зелень. Всего в картине насчитывается 500 шотов, в которых использованы визуальные эффекты, а работа по их созданию заняла более года.

 

Музыка

 


Саундтрек картины создавался совместными усилиями композитора Алексея Айги и звукорежиссера Тимура Ибаттулина и во многом был вдохновлен музыкой из культовой антиутопии «Гаттака» и из «Темного рыцаря». Айги работал с живыми инструментами и пригласил на запись симфонический оркестр. Ибаттулин создавал синтетические звуки необходимые для ощущения инопланетной жизни, вроде звуков издаваемых местной «кристаллической» живностью, звездолетами т.п. Да, ну и конечно фильм, снятый в Исландии, не смог обойтись без трека Sigur Rós. 



 
Сами авторы «Вычислителя» убеждены, что картина имеет все шансы стать первой ласточкой не только обновленного сай-фая по-русски, но и в целом нашего интеллектуального коммерческого кино. Хочется верить, учитывая, что многое из того, что в картине сделано хорошо – сделано в нашем кинематографе впервые. Дело за зрителем и за тем, с каким успехом эстафету от «Вычислителя» примут другие ожидаемые научно-фантастические проекты, вроде «Марсианина», «Обратной стороны Луны» и «Космического Маугли».

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4270
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3246
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2688
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее