Практика

Как это снято: «Вычислитель»

Исландия наш, заморская знаменитость, фиги в кармане и годные спецэффекты – tvkinoradio.ru выясняет, из чего собран «Вычислитель», еще одна отчаянная попытка наших кинематографистов покорить жанр научной фантастики

Жанр




Научную фантастику в России почти не снимают. Традиция, худо-бедно существовавшая в советском кино, уже двадцать лет как прервалась. Новая же – так и не проклюнулась. Немногочисленные попытки, вроде «Азирис нуна», скорее подтверждают, что с этим жанром у нас все плохо: то визуальные эффекты не убедительны, то отечественные артисты не годятся в инопланетяне, то драматургия кривая, то монтаж сплошь клиповый. В итоге самым громким и относительно успешным сай-фай проектом вот уже пять лет как остается дилогия Федора Бондарчука «Обитаемый остров». Без ее влияния, очевидно, не обошелся и «Вычислитель», так как Бондарчук приложил руку к картине в качестве продюсера. В свою очередь постановщик «Вычислителя» Дмитрий Грачев работал вторым режиссером на «Сталинграде».

 

Экранизация



 
Не секрет, что почти всегда залог успеха научно-фантастического фильма – драматургия. Убедительный сюжет, вразумительное действие, обилие деталей – без этого просторы Вселенной лучше не бороздить и другие миры не выдумывать. В основе «Вычислителя» лежит одноименная повесть Александра Громова, которого не редко называют лучшим современным писателем-фантастом России. Действие книги разворачивается в далеком будущем на некой планете Хлябь (кстати, по словам Евгения Миронова, он согласился на участие в проекте сразу, как только услышал это название), где построено тоталитарное общество. Неугодных режиму здесь не казнят, а изгоняют в болото, даря призрачный шанс на выживание. Один из осужденных, обладая недюжинными интеллектуальными способностями, рассчитывает не только спастись, но и побороть систему. Важный момент – сам Громов нередко причисляет себя к авторам «социальной фантастики». Оттого и книга, и фильм изобилуют довольно едкими аллюзиями на отечественную действительность (в качестве примера до боли актуальная фраза одного героя: «Когда мою идею возвели в закон, никто из граждан не возразил, ни один человек, даже ты»). По нынешним временам кажется странным, что кино вообще пустили в прокат. Так или иначе, все новое есть хорошо забытое старое – спустя четверть века такие подзабытые явления, как «эзопов язык» и «фиги в кармане» возвращаются на отечественный экран.

 

Исландия




Сюжет «Вычислителя» требовал экзотических инопланетных локаций, а потому не удивительно, что съемки проходили в Исландии, едва ли не там же, где раньше бывали группы «Интерстеллара», «Ноя», «Обливиона», «Прометея», «Фауста», «Игры престолов» и других подобных проектов. В общем, места намоленные. К тому же, надо полагать, свою роль сыграло местное законодательство: для иностранных кинокомпаний в стране действуют налоговые льготы, позволяющие вернуть до 20% потраченных здесь средств. Минус съемок на острове – переменчивые погодные условия, сильная облачность, частые дожди, град. Однако даже эти обстоятельства в итоге сыграли на пользу: изначально у героя Евгения Миронова была длинная золотистая шевелюра под Аллу Борисовну, но порывистый ветер вынудил отказаться от подобной эксцентрики. Да, еще любопытно, что изначально никакой Исландии и вовсе не предполагалось. Инопланетные пейзажи планировалось сделать с помощью зеленого экрана. Обошлось. Проводились съемки в августе-сентябре 2013 года и продлились 22 дня, из которых на Исландию ушло 17.

 

Винни Джонс



 
Заморские знаменитости (по крайней мере, до недавних пор) зачастили в российское кино. После Томаса Кречманна в «Сталинграде», Шэрон Стоун в «Любви в большом городе 3», Джейсона Флеминга в «Вие», Майкла Мэдсена в «Скором “Москва-Россия”» и нашего-все Жерара Депардье, ряды иностранцев на отечественном экране пополнились британцем Винни Джонсом. Звезда ранних фильмов Гая Ричи и бывший футболист появляется в «Вычислителе» в привычном амплуа эксцентричного негодяя с добрым сердцем. Что важно – Джонс приглашен не ради пары эпизодов и имени на афише. Актер действует на протяжении почти всей картины, являясь главным антагонистом. На съемочной площадке он провел столько же времени, сколько и Евгений Миронов с Анной Чиповской и, говорят, давал прикурить российским коллегам. Режиссер Дмитрий Грачев работу с Джонсом характеризует так: «Он знал про сцену и своего героя даже больше, чем я. Это немного пугало и дисциплинировало. Рядом с ним все выкладывались на полную катушку, чтобы соответствовать высочайшему голливудскому уровню. При этом Джонс не так доверяет режиссеру, как российские актеры, которых учили это делать. Для него режиссер – менеджер площадки, а он сам делает свою роль». Добавим, что Джонс ранее уже был замечен в интересе к России. В 2013 году актер участвовал в 6-серийном документальном проекте National Geographic «Винни Джонс: Реально о России», благодаря которому попробовал пожить у нас в разных веселых местах, вроде Воркуты. Как видим, остался цел.

 

Костюмы



 
Костюмы героев фильма делала художник Татьяна Княжева, ранее работавшая, к примеру, над «Обратной стороной Луны» и «Темным миром». Надо отдать должное, благодаря ее усилиям в кой-то веки наши актеры в футуристическом облачении не выглядят ряжеными.  Костюмы-комбинезоны героев-осужденных были сшиты из особого немаркого текстильного материала, обладающего к тому же термостойкостью.   
 

Визуальные эффекты



 
Как и полагается научной фантастике, большую роль в картине играют спецэффекты. Инопланетные существа, с которыми сталкиваются герои, различные детали окружающего пространства, инопланетный город были созданы усилиями команды Argunov Studio. Компания, между прочим, была организована специально для этого проекта, что помогло удешевить производство. Живые и неживые элементы продумывались в единой эстетике в духе холодного, мрачного хай-тека. В плане создания местной живности трудность носила не столько технический, сколько творческий характер. Инопланетные монстры были наделены специфической кристаллообразной или карбоновой структурой и необычной динамикой. Длительное время продумывался и создавался город, хотя на экране он появляется всего на пару минут. Кстати, вспоминая об аллюзиях, не трудно узнать источник вдохновения авторов этого города – Москва-Сити. Также чтобы усилить инопланетную атмосферу на компьютере был значительно изменен и доработан исландский ландшафт, в частности, из кадра полностью была убрана любая зелень. Всего в картине насчитывается 500 шотов, в которых использованы визуальные эффекты, а работа по их созданию заняла более года.

 

Музыка

 


Саундтрек картины создавался совместными усилиями композитора Алексея Айги и звукорежиссера Тимура Ибаттулина и во многом был вдохновлен музыкой из культовой антиутопии «Гаттака» и из «Темного рыцаря». Айги работал с живыми инструментами и пригласил на запись симфонический оркестр. Ибаттулин создавал синтетические звуки необходимые для ощущения инопланетной жизни, вроде звуков издаваемых местной «кристаллической» живностью, звездолетами т.п. Да, ну и конечно фильм, снятый в Исландии, не смог обойтись без трека Sigur Rós. 



 
Сами авторы «Вычислителя» убеждены, что картина имеет все шансы стать первой ласточкой не только обновленного сай-фая по-русски, но и в целом нашего интеллектуального коммерческого кино. Хочется верить, учитывая, что многое из того, что в картине сделано хорошо – сделано в нашем кинематографе впервые. Дело за зрителем и за тем, с каким успехом эстафету от «Вычислителя» примут другие ожидаемые научно-фантастические проекты, вроде «Марсианина», «Обратной стороны Луны» и «Космического Маугли».

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 33966
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 22086
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 11357
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 9289
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 5872
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5140
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее