Практика

Как Терренс Малик создал альтернативную версию «Древа жизни»

188-минутный фильм, выпущенный компанией Criterion, кардинально отличается от оригинального «Древа жизни» 2011 года

  • 14 сентября 2018
  • 1465

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Технический директор Criterion Ли Клайн уже давно работает над альтернативными версиями картин известных режиссеров. 172-минутная режиссерская версия «Нового света» Терренса Малика вышла несколько лет назад, и, как говорит сам Малик, ему никогда не нравился театральный релиз, на котором настаивали в New Line Cinema в далеком 2005 году.

И все-таки свежая версия «Древа жизни» Малика во многом отличается от других подобных проектов Criterion. Мало того, что хронометраж «нового старого фильма» на 49 минут длиннее (теперь 188 минут), так еще можно смело сказать, что новая сборка картины наполнила ее совсем другим смыслом.
 
Тизер режиссерской версии «Древа жизни» (2018) 

«В отличие от „Нового света“, „Древо жизни“, которое вышло в кинотеатрах в 2011 году, полностью соответствовало видению Малика. Что интересно — так это то, что Терри не нравится, когда новый монтаж „Древа“ называют улучшенной версией фильма: они просто разные», — рассказывает Клайн.

Отправной точкой послужила непринужденная беседа с режиссером на Каннском кинофестивале несколько лет назад, когда Малик рассказал, что хотел бы сделать что-нибудь совсем новое к выходу «Древа жизни» на DVD и Blu-Ray и что у него накопилось очень много материала со съемок, который не попал в финальную версию картины. Когда в Criterion узнали о намерениях Малика, компания начала вести переговоры с Fox, чтобы получить права на фильм.

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

Клайн рассказал, что изначально Малик хотел использовать не вошедшие в фильм кадры, чтобы создать новую сюжетную арку: «Терри очень любит делать небольшие поправки то здесь, то там. Он это объясняет на примере Боба Дилана: „Его ведь не просят играть одну композицию одинаково из раза в раз, не так ли? Так почему я должен ограничиваться всего лишь одним фильмом после съемок?“»

Малику очень нравятся новые технологии на DVD/Blu-Ray: обычно несколько версий записываются на диск одновременно, например, с разными возрастными ограничениями (R, NC-17), альтернативными концовками и вырезанными сценами. Однако теперь можно указывать, какие конкретно сцены воспроизводить и в каком порядке. Терренс Малик решил, что может подстроить эту технологию под себя .

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

«Мы решили, что плеер будет в случайном порядке воспроизводить вырезанные сцены, чтобы создавать разные сюжетные линии. Я слышал эту идею снова и снова. То есть фильм собирался случайным образом и каждый раз смотрелся бы по-новому. Появлялся стимул к нему возвращаться».

Малик провел очень много времени с техническими специалистами Criterion, чтобы воплотить свою идею. В результате все вместе пришли к выводу, что было бы очень рискованно полагаться на алгоритмы, поскольку качество просмотра фильма может очень сильно разниться в зависимости от плеера. Именно так началась работа над абсолютно новой версией картины, которая стала самым грандиозным проектом Criterion.

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

«Театральный релиз длится два с лишним часа, но в этот раз поменялось абсолютно все. Пленку, на которой остались дополнительные сцены, никто не обрабатывал, никто не занимался цветокоррекцией изображения и не редактировал звуковую дорожку. И чтобы новая версия вышла ничем не хуже театральной, мы приложили титанические усилия: по ощущениям это было все равно, что делать новый фильм — я никогда не занимался такой работой», — рассказывает Клайн, который взял на себя роль постпродакшн-супервайзера проекта.

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

К счастью, права на музыкальные дорожки и актеров, которые появлялись во всех отснятых кадрах, были очищены еще в 2011 году. Звукомонтажер Джоэл Доэрти, который принимал участие в сборке театральной версии, также присоединился к новой команде, чтобы добавить новые эффекты. он же сделал скомпонованную из старого и нового материала аудиодорожку.

Цветокоррекция также не обошла изменений — оператор Эммануэль Любецки решил, что нужно обработать не только дополнительные 50 минут фильма, но и всю ленту.

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

Самой трудоемкой частью творческого процесса оказались поиски и сканирование негативов пленки: долгие месяцы монтажер Эй Джей Эдвардс и Малик продолжали работатьс оригинальными проектами в Avid и файлами в низком разрешении. Когда монтаж почти подошел к концу, к работе присоединилась помощница монтажера Келси Хокмюллер (также принимала участие в проекте в роли координатора постпродакшна, не указана в титрах), которая помогла перевести кадры с 35-мм пленки в формат 4K.

«Жаль, что у меня нет точных цифр, но количество материала, которое было у нас на руках, было огромным. В нашем распоряжении оказалась куча бобин пленки, которую нам доставили со склада, расположенного в Валенсии (Калифорния), где они оказались после завершения съемок. Поскольку все вырезанные сцены никто не сортировал, нам приходилось их долго искать. Месяцы ушли на поиски иголки в стоге сена».

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

Когда «Древо жизни» монтировали в первый раз, Малик сделал особый рил с материалом, который нравился ему больше всего. Он хотел им воспользоваться снова, но никто не мог его найти.

«Правда, мы искали везде, где могли. Я предложил Терри придумать что-нибудь новое, но он уперся и сказал, что это невозможно. Он не шутил, — рассказывает Клайн, — Хокмюллер была последней надеждой Малика, когда он отправил ее на поиски в ту самую студию в Калифорнии, и ей удалось раздобыть желанный рил почти что сразу. Тогда же продолжилась обработка пленки.

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

«Как только мы понимали, с какой бобиной нужно работать, специалисты по сканированию приступали к своим обязанностям и сопоставляли пленку с проектом в Avid. При этом нужно было ничего не перепутать. Это очень кропотливая работа, нам пришлось нанять человека, который смог бы работать над исходниками круглыми сутками».

Как любой другой фильм Терренса Малика, «Древо жизни» было сложно закончить. Criterion, на которой лежали все расходы, вышла за пределы бюджета.

Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion
Кадр из фильма «Древо жизни» (2018) / Фото: Criterion

«Любая работа Малика в формате 4K и на большом экране — это что-то невероятное. Правда, точно сказать, сможет ли эта версия выйти в прокат, нельзя — слишком много зависит от правообладателя», — подытоживает Клайн.

Источник: indiewire.com
 

Обложка: кадр из фильма «Древо жизни» (2011) / Fox Searchlight Pictures

 


Комментарии

Комментариев: 1

Помнится Малик ещё 7 лет назад задумал режиссёрскую версию «Древа жизни», но тогда планы совсем уж «Наполеоновские» были, аж 6-ти часовую версию выпустить собирался. 

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

Пока школьники и студенты готовятся к экзаменам различной степени сложности и важности, их родители, родственники и прочие лодыри могут расслабиться в обнимку с компьютером, телевизором и прочими гаджетами и провести время с любимыми телесериалами. А мы поможем им выбрать, что стоит смотреть летом 2019 года

  • 9 июня
  • 4185
Практика

Концепт, идея и платежеспособная аудитория: как сделать интерактивный веб-сериал

Основатели студии «Дикий Digital» Виктор и Виктория Кравченко на примере интерактивного проекта «Digital Доктор» рассказывают, как с нуля снять свой веб-сериал: нужно ли профессиональное кинообразование, реально ли привлечь звезд, какой понадобится бюджет и как вести продвижение

  • 5 июня
  • 2614
Обзоры

19 фильмов 30-го «Кинотавра»

С 9 по 16 июня в Сочи пройдет юбилейный «Кинотавр». Смотрим обзор всех фильмов главного национального кинофестиваля: новые работы Быкова и Германики, Тодоровского и Смирнова, лауреаты Канн и участники Берлинале, дебюты и эксперименты

  • 7 июня
  • 1985
Практика

Как убедить продюсера дать деньги на проект: 8 советов от профессионалов индустрии

Будьте оригинальными, но в тренде, досконально изучите того, к кому идете за деньгами, «питчите» в лифте и за бокалом вина: российские кинематографисты о том, как заинтересовать продюсера своей идеей, сценарием и проектом

  • 8 июня
  • 1684
Практика

Мастер: Брайан Де Пальма

Разгул секса и насилия, вуайеризм и субъективная камера, зональные линзы и сплит-скрин, цитаты Хичкока и Эйзенштейна — разбираем стиль Брайана Де Пальмы, мастера китчевого триллера и автора таких хитов, как «Кэрри», «Лицо со шрамом» и «Неприкасаемые»

  • 6 июня
  • 1241
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1193
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее