Слова

Когда нужно заканчивать многосерийный проект

Связь между качеством материала и качеством зрителя, кайф вертикального сериала и сложный перезапуск героев: российские кинематографисты об историях, которые тянутся бесконечно 

Алексей
Сашин

Сценарист сериалов «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей»
Денис
Курышев

Сценарист фильмов «Черновик» и «Метро», сериалов «Защита» и «Острог. Дело Федора Сеченова»
Олег
Сироткин

Сценарист фильмов «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!», «Подарок с характером» и сериала «Завещание Ленина»
Олег
Маловичко

Сценарист фильмов «Ёлки 1914» и «Призрак», сериалов «Метод» и «Черная кошка»
Станислав
Либин

Режиссер сериалов «Хорошая жена», «Акушерка», «Без следа» и «Бедная Настя»
Андрей
Золотарев

Сценарист фильмов «Ледокол», «Притяжение» и «Напарник»

Каждый сериал стремится стать бесконечным. Это его смысл, его цель. Команда любого проекта (в первую очередь — креативный продюсер и сценарист) пытается соорудить  вечный двигатель. Рецепт известен: нужна история, где интересный герой каждую серию ошибается, а потом с огромным трудом исправляет свою ошибку. В детективных сериалах такими ошибками должны быть ложные версии – на пути к поимке злодея. В мелодрамах это — бесконечные влюбленности героинь в «плохих парней» на пути к «хорошим».


Некоторым креативным командам удается создавать проекты, которые идут на ТВ десятки лет и которым, кажется, все нипочем. Мне довелось работать на нескольких историях, которые длились больше десяти сезонов. Надеюсь, в том числе, и благодаря мне. Это детективные сериалы «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей».
 
Трейлер сериала «Москва. Три вокзала»

В первых сезонах «Улиц», прославленный режиссер Александр Рогожкин заложил такую огромную долю драматургии, юмора и правды характеров, что проект просуществовал рекордные двадцать лет. Но — были моменты, когда проект нужно было спасать, лечить. Так, после пятого сезона «Фонари» покинули несколько ведущих артистов, сериал мог отторгнуть зритель. Нужен был сильный продюсерский ход. Таким образом, в проект попало сразу несколько сильных артистов — Кучера, Дятлов… Один Куравлев чего стоит!


Мне, тогда начинающему редактору, вместе со сценаристами пришлось придумывать для приглашенных звезд характеры, личные линии и конфликты со старожилами проекта. Права на ошибку не было. Все имело значение: даже к именам героев подходили, все взвесив. Например, герою Оскара Кучеры я придумал фамилию Порохня, исходя из того, что с одной стороны герой просто «огонь», а с другой — склонен к любой фигне. Ну, и сами детективы были очень удачными. Достаточно сказать, что ведущую роль среди авторов играл Андрей Тумаркин, ярчайший сценарист криминального жанра. Общими усилиями, ситуация была выправлена, и шестой сезон прошел «на ура».
 
Сцены из сериала «Улицы разбитых фонарей»

После восьмого сезона, когда рейтинги немного поползли вниз, я предложил сценаристам серьезно перестроить композицию каждой серии. На вооружение взяли традиционную для популярных западных сериалов и на тот момент новую для российских проектов трехчастную телевизионную новеллу. Версий преступления предлагалось делать по три в каждой серии. Кроме того, больше нельзя было по нескольку раз проговаривать то, что зритель уже видел или слышал. В итоге девятый сезон стал одним из самых повторяемых на отечественном ТВ.


Именно вертикальные сериалы удобнее всего тянуть «бесконечно». Зритель обожает короткие качественные детективы с преступлениями, которые раскрываются за серию или за две. При наличии сильного артиста в главной роли сценаристу нужно только писать сценарии «по науке», учитывая особенности, фишки центральных персонажей.

Заканчивать удачные проекты имеет смысл лишь тогда, когда зритель перестает их смотреть. Если зрителю проект нужен, шоу должно продолжаться, как в случае «Коломбо», когда съемки новых эпизодов прекратились через сорок лет после начала проекта в связи со смертью артиста, игравшего в сериале главную роль.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Adi Goldstein
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 691
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 495
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2285
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2226
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1117
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1416
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее