Слова

Когда нужно заканчивать многосерийный проект

Связь между качеством материала и качеством зрителя, кайф вертикального сериала и сложный перезапуск героев: российские кинематографисты об историях, которые тянутся бесконечно 

  • 5 сентября 2018
  • 1269
Петр Скопин

Алексей
Сашин

Сценарист сериалов «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей»
Денис
Курышев

Сценарист фильмов «Черновик» и «Метро», сериалов «Защита» и «Острог. Дело Федора Сеченова»
Олег
Сироткин

Сценарист фильмов «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!», «Подарок с характером» и сериала «Завещание Ленина»
Олег
Маловичко

Сценарист фильмов «Ёлки 1914» и «Призрак», сериалов «Метод» и «Черная кошка»
Станислав
Либин

Режиссер сериалов «Хорошая жена», «Акушерка», «Без следа» и «Бедная Настя»
Андрей
Золотарев

Сценарист фильмов «Ледокол», «Притяжение» и «Напарник»

Каждый сериал стремится стать бесконечным. Это его смысл, его цель. Команда любого проекта (в первую очередь — креативный продюсер и сценарист) пытается соорудить  вечный двигатель. Рецепт известен: нужна история, где интересный герой каждую серию ошибается, а потом с огромным трудом исправляет свою ошибку. В детективных сериалах такими ошибками должны быть ложные версии – на пути к поимке злодея. В мелодрамах это — бесконечные влюбленности героинь в «плохих парней» на пути к «хорошим».


Некоторым креативным командам удается создавать проекты, которые идут на ТВ десятки лет и которым, кажется, все нипочем. Мне довелось работать на нескольких историях, которые длились больше десяти сезонов. Надеюсь, в том числе, и благодаря мне. Это детективные сериалы «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей».
 
Трейлер сериала «Москва. Три вокзала»

В первых сезонах «Улиц», прославленный режиссер Александр Рогожкин заложил такую огромную долю драматургии, юмора и правды характеров, что проект просуществовал рекордные двадцать лет. Но — были моменты, когда проект нужно было спасать, лечить. Так, после пятого сезона «Фонари» покинули несколько ведущих артистов, сериал мог отторгнуть зритель. Нужен был сильный продюсерский ход. Таким образом, в проект попало сразу несколько сильных артистов — Кучера, Дятлов… Один Куравлев чего стоит!


Мне, тогда начинающему редактору, вместе со сценаристами пришлось придумывать для приглашенных звезд характеры, личные линии и конфликты со старожилами проекта. Права на ошибку не было. Все имело значение: даже к именам героев подходили, все взвесив. Например, герою Оскара Кучеры я придумал фамилию Порохня, исходя из того, что с одной стороны герой просто «огонь», а с другой — склонен к любой фигне. Ну, и сами детективы были очень удачными. Достаточно сказать, что ведущую роль среди авторов играл Андрей Тумаркин, ярчайший сценарист криминального жанра. Общими усилиями, ситуация была выправлена, и шестой сезон прошел «на ура».
 
Сцены из сериала «Улицы разбитых фонарей»

После восьмого сезона, когда рейтинги немного поползли вниз, я предложил сценаристам серьезно перестроить композицию каждой серии. На вооружение взяли традиционную для популярных западных сериалов и на тот момент новую для российских проектов трехчастную телевизионную новеллу. Версий преступления предлагалось делать по три в каждой серии. Кроме того, больше нельзя было по нескольку раз проговаривать то, что зритель уже видел или слышал. В итоге девятый сезон стал одним из самых повторяемых на отечественном ТВ.


Именно вертикальные сериалы удобнее всего тянуть «бесконечно». Зритель обожает короткие качественные детективы с преступлениями, которые раскрываются за серию или за две. При наличии сильного артиста в главной роли сценаристу нужно только писать сценарии «по науке», учитывая особенности, фишки центральных персонажей.

Заканчивать удачные проекты имеет смысл лишь тогда, когда зритель перестает их смотреть. Если зрителю проект нужен, шоу должно продолжаться, как в случае «Коломбо», когда съемки новых эпизодов прекратились через сорок лет после начала проекта в связи со смертью артиста, игравшего в сериале главную роль.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Adi Goldstein
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3688
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1684
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1636
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1478
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1394
Обзоры

15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами смотра. Участие России в этом году довольно скромное, но интересного все равно хватает

  • 7 февраля
  • 1350
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее