Слова

Когда нужно заканчивать многосерийный проект

Связь между качеством материала и качеством зрителя, кайф вертикального сериала и сложный перезапуск героев: российские кинематографисты об историях, которые тянутся бесконечно 

  • 5 сентября
  • 1231
Петр Скопин

Алексей
Сашин

Сценарист сериалов «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей»
Денис
Курышев

Сценарист фильмов «Черновик» и «Метро», сериалов «Защита» и «Острог. Дело Федора Сеченова»
Олег
Сироткин

Сценарист фильмов «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!», «Подарок с характером» и сериала «Завещание Ленина»
Олег
Маловичко

Сценарист фильмов «Ёлки 1914» и «Призрак», сериалов «Метод» и «Черная кошка»
Станислав
Либин

Режиссер сериалов «Хорошая жена», «Акушерка», «Без следа» и «Бедная Настя»
Андрей
Золотарев

Сценарист фильмов «Ледокол», «Притяжение» и «Напарник»

Каждый сериал стремится стать бесконечным. Это его смысл, его цель. Команда любого проекта (в первую очередь — креативный продюсер и сценарист) пытается соорудить  вечный двигатель. Рецепт известен: нужна история, где интересный герой каждую серию ошибается, а потом с огромным трудом исправляет свою ошибку. В детективных сериалах такими ошибками должны быть ложные версии – на пути к поимке злодея. В мелодрамах это — бесконечные влюбленности героинь в «плохих парней» на пути к «хорошим».


Некоторым креативным командам удается создавать проекты, которые идут на ТВ десятки лет и которым, кажется, все нипочем. Мне довелось работать на нескольких историях, которые длились больше десяти сезонов. Надеюсь, в том числе, и благодаря мне. Это детективные сериалы «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей».
 
Трейлер сериала «Москва. Три вокзала»

В первых сезонах «Улиц», прославленный режиссер Александр Рогожкин заложил такую огромную долю драматургии, юмора и правды характеров, что проект просуществовал рекордные двадцать лет. Но — были моменты, когда проект нужно было спасать, лечить. Так, после пятого сезона «Фонари» покинули несколько ведущих артистов, сериал мог отторгнуть зритель. Нужен был сильный продюсерский ход. Таким образом, в проект попало сразу несколько сильных артистов — Кучера, Дятлов… Один Куравлев чего стоит!


Мне, тогда начинающему редактору, вместе со сценаристами пришлось придумывать для приглашенных звезд характеры, личные линии и конфликты со старожилами проекта. Права на ошибку не было. Все имело значение: даже к именам героев подходили, все взвесив. Например, герою Оскара Кучеры я придумал фамилию Порохня, исходя из того, что с одной стороны герой просто «огонь», а с другой — склонен к любой фигне. Ну, и сами детективы были очень удачными. Достаточно сказать, что ведущую роль среди авторов играл Андрей Тумаркин, ярчайший сценарист криминального жанра. Общими усилиями, ситуация была выправлена, и шестой сезон прошел «на ура».
 
Сцены из сериала «Улицы разбитых фонарей»

После восьмого сезона, когда рейтинги немного поползли вниз, я предложил сценаристам серьезно перестроить композицию каждой серии. На вооружение взяли традиционную для популярных западных сериалов и на тот момент новую для российских проектов трехчастную телевизионную новеллу. Версий преступления предлагалось делать по три в каждой серии. Кроме того, больше нельзя было по нескольку раз проговаривать то, что зритель уже видел или слышал. В итоге девятый сезон стал одним из самых повторяемых на отечественном ТВ.


Именно вертикальные сериалы удобнее всего тянуть «бесконечно». Зритель обожает короткие качественные детективы с преступлениями, которые раскрываются за серию или за две. При наличии сильного артиста в главной роли сценаристу нужно только писать сценарии «по науке», учитывая особенности, фишки центральных персонажей.

Заканчивать удачные проекты имеет смысл лишь тогда, когда зритель перестает их смотреть. Если зрителю проект нужен, шоу должно продолжаться, как в случае «Коломбо», когда съемки новых эпизодов прекратились через сорок лет после начала проекта в связи со смертью артиста, игравшего в сериале главную роль.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Adi Goldstein
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2202
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1483
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1213
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1164
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1128
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее