Слова

Когда нужно заканчивать многосерийный проект

Связь между качеством материала и качеством зрителя, кайф вертикального сериала и сложный перезапуск героев: российские кинематографисты об историях, которые тянутся бесконечно 

  • 5 сентября 2018
  • 1288
Петр Скопин

Алексей
Сашин

Сценарист сериалов «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей»
Денис
Курышев

Сценарист фильмов «Черновик» и «Метро», сериалов «Защита» и «Острог. Дело Федора Сеченова»
Олег
Сироткин

Сценарист фильмов «Частное пионерское. Ура, каникулы!!!», «Подарок с характером» и сериала «Завещание Ленина»
Олег
Маловичко

Сценарист фильмов «Ёлки 1914» и «Призрак», сериалов «Метод» и «Черная кошка»
Станислав
Либин

Режиссер сериалов «Хорошая жена», «Акушерка», «Без следа» и «Бедная Настя»
Андрей
Золотарев

Сценарист фильмов «Ледокол», «Притяжение» и «Напарник»

Каждый сериал стремится стать бесконечным. Это его смысл, его цель. Команда любого проекта (в первую очередь — креативный продюсер и сценарист) пытается соорудить  вечный двигатель. Рецепт известен: нужна история, где интересный герой каждую серию ошибается, а потом с огромным трудом исправляет свою ошибку. В детективных сериалах такими ошибками должны быть ложные версии – на пути к поимке злодея. В мелодрамах это — бесконечные влюбленности героинь в «плохих парней» на пути к «хорошим».


Некоторым креативным командам удается создавать проекты, которые идут на ТВ десятки лет и которым, кажется, все нипочем. Мне довелось работать на нескольких историях, которые длились больше десяти сезонов. Надеюсь, в том числе, и благодаря мне. Это детективные сериалы «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей».
 
Трейлер сериала «Москва. Три вокзала»

В первых сезонах «Улиц», прославленный режиссер Александр Рогожкин заложил такую огромную долю драматургии, юмора и правды характеров, что проект просуществовал рекордные двадцать лет. Но — были моменты, когда проект нужно было спасать, лечить. Так, после пятого сезона «Фонари» покинули несколько ведущих артистов, сериал мог отторгнуть зритель. Нужен был сильный продюсерский ход. Таким образом, в проект попало сразу несколько сильных артистов — Кучера, Дятлов… Один Куравлев чего стоит!


Мне, тогда начинающему редактору, вместе со сценаристами пришлось придумывать для приглашенных звезд характеры, личные линии и конфликты со старожилами проекта. Права на ошибку не было. Все имело значение: даже к именам героев подходили, все взвесив. Например, герою Оскара Кучеры я придумал фамилию Порохня, исходя из того, что с одной стороны герой просто «огонь», а с другой — склонен к любой фигне. Ну, и сами детективы были очень удачными. Достаточно сказать, что ведущую роль среди авторов играл Андрей Тумаркин, ярчайший сценарист криминального жанра. Общими усилиями, ситуация была выправлена, и шестой сезон прошел «на ура».
 
Сцены из сериала «Улицы разбитых фонарей»

После восьмого сезона, когда рейтинги немного поползли вниз, я предложил сценаристам серьезно перестроить композицию каждой серии. На вооружение взяли традиционную для популярных западных сериалов и на тот момент новую для российских проектов трехчастную телевизионную новеллу. Версий преступления предлагалось делать по три в каждой серии. Кроме того, больше нельзя было по нескольку раз проговаривать то, что зритель уже видел или слышал. В итоге девятый сезон стал одним из самых повторяемых на отечественном ТВ.


Именно вертикальные сериалы удобнее всего тянуть «бесконечно». Зритель обожает короткие качественные детективы с преступлениями, которые раскрываются за серию или за две. При наличии сильного артиста в главной роли сценаристу нужно только писать сценарии «по науке», учитывая особенности, фишки центральных персонажей.

Заканчивать удачные проекты имеет смысл лишь тогда, когда зритель перестает их смотреть. Если зрителю проект нужен, шоу должно продолжаться, как в случае «Коломбо», когда съемки новых эпизодов прекратились через сорок лет после начала проекта в связи со смертью артиста, игравшего в сериале главную роль.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Adi Goldstein
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 13392
Практика

Как стать продюсером?

Кто такой продюсер, что он должен делать и за что отвечать — если вы не знаете ответов на эти вопросы, наша статья поможет составить общее представление

  • 5 мая
  • 2613
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 1973
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1667
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1616
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1528
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее