Слова

Когда нужно заканчивать многосерийный проект

Связь между качеством материала и качеством зрителя, кайф вертикального сериала и сложный перезапуск героев: российские кинематографисты об историях, которые тянутся бесконечно 


Алексей
Сашин

Денис
Курышев

Олег
Сироткин

Олег
Маловичко

Станислав
Либин

Андрей
Золотарев

Каждый сериал стремится стать бесконечным. Это его смысл, его цель. Команда любого проекта (в первую очередь — креативный продюсер и сценарист) пытается соорудить  вечный двигатель. Рецепт известен: нужна история, где интересный герой каждую серию ошибается, а потом с огромным трудом исправляет свою ошибку. В детективных сериалах такими ошибками должны быть ложные версии – на пути к поимке злодея. В мелодрамах это — бесконечные влюбленности героинь в «плохих парней» на пути к «хорошим».


Некоторым креативным командам удается создавать проекты, которые идут на ТВ десятки лет и которым, кажется, все нипочем. Мне довелось работать на нескольких историях, которые длились больше десяти сезонов. Надеюсь, в том числе, и благодаря мне. Это детективные сериалы «Паутина», «Москва. Три вокзала» и «Улицы разбитых фонарей».
 
Трейлер сериала «Москва. Три вокзала»

В первых сезонах «Улиц», прославленный режиссер Александр Рогожкин заложил такую огромную долю драматургии, юмора и правды характеров, что проект просуществовал рекордные двадцать лет. Но — были моменты, когда проект нужно было спасать, лечить. Так, после пятого сезона «Фонари» покинули несколько ведущих артистов, сериал мог отторгнуть зритель. Нужен был сильный продюсерский ход. Таким образом, в проект попало сразу несколько сильных артистов — Кучера, Дятлов… Один Куравлев чего стоит!


Мне, тогда начинающему редактору, вместе со сценаристами пришлось придумывать для приглашенных звезд характеры, личные линии и конфликты со старожилами проекта. Права на ошибку не было. Все имело значение: даже к именам героев подходили, все взвесив. Например, герою Оскара Кучеры я придумал фамилию Порохня, исходя из того, что с одной стороны герой просто «огонь», а с другой — склонен к любой фигне. Ну, и сами детективы были очень удачными. Достаточно сказать, что ведущую роль среди авторов играл Андрей Тумаркин, ярчайший сценарист криминального жанра. Общими усилиями, ситуация была выправлена, и шестой сезон прошел «на ура».
 
Сцены из сериала «Улицы разбитых фонарей»

После восьмого сезона, когда рейтинги немного поползли вниз, я предложил сценаристам серьезно перестроить композицию каждой серии. На вооружение взяли традиционную для популярных западных сериалов и на тот момент новую для российских проектов трехчастную телевизионную новеллу. Версий преступления предлагалось делать по три в каждой серии. Кроме того, больше нельзя было по нескольку раз проговаривать то, что зритель уже видел или слышал. В итоге девятый сезон стал одним из самых повторяемых на отечественном ТВ.


Именно вертикальные сериалы удобнее всего тянуть «бесконечно». Зритель обожает короткие качественные детективы с преступлениями, которые раскрываются за серию или за две. При наличии сильного артиста в главной роли сценаристу нужно только писать сценарии «по науке», учитывая особенности, фишки центральных персонажей.

Заканчивать удачные проекты имеет смысл лишь тогда, когда зритель перестает их смотреть. Если зрителю проект нужен, шоу должно продолжаться, как в случае «Коломбо», когда съемки новых эпизодов прекратились через сорок лет после начала проекта в связи со смертью артиста, игравшего в сериале главную роль.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Adi Goldstein
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 4597
Слова

Как создавался сериал «Жуки»: от названия до цветокоррекции

Максим Пешков и Сергей Нотариус, авторы сериала «Жуки» (ТНТ), рассказали о прелестях и трудностях работы на натуре, выборе идеального названия для проекта, необязательности учебников по сценарному мастерству и каково это — работать над фильмом «на равных» с продюсером телеканала

5 сентября 3457
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 2537
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Лебедев и Эрнст экранизируют «Мастера и Маргариту», «Ленфильм» адаптирует сказку Андерсена «Огниво», а режиссер документального фильма «Про рок» готовит картину о «третьем возрасте»

4 сентября 2119
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее