Практика

Экспозиция: как познакомить зрителя с историей и персонажами

Хорошая история способна захватить внимание уже в первые 5 минут. Чтобы первое впечатление оказалось сильным, нужно продумать, какие события станут отправной точкой сюжета, как представить предысторию персонажа и общую атмосферу картины


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Помните смешной диалог между героями Вуди Аллена и Дайан Китон в «Энни Холл»? Сцена происходит в кинотеатре на показе «Лицом к лицу» Бергмана.
 
— Фильм начался?
— 2 минуты назад.
— Вот как. Ну все, я не могу войти.
— 2 минуты!
— Прости, я не могу, мы и так все испортили. Я, видишь ли, не могу входить в середине фильма.
— В середине? Мы только титры пропустим, а они на шведском!

Первые кадры фильма — это возможность сразу погрузиться в атмосферу и способ еще лучше понять историю. Экспозиция в кино похожа на завтрак: пропустишь — и весь фильм (день) идет не по плану. Вот почему на сеансы лучше не опаздывать.
 

Что такое экспозиция и для чего она нужна


Чаще всего, говоря об экспозиции в кино, мы подразумеваем первые минуты, которые «впускают» нас в историю, сообщая о месте, времени и главных героях.

Кадр из фильма «Энни Холл» (1977) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Энни Холл» (1977) / Фото: United Artists 

Фактически у экспозиции две задачи: драматургическая и описательная. Первая выявляет проблемную ситуацию, без которой увлекательное повествование невозможнно, а вторая информирует зрителя обо всем, что важно знать, чтобы с интересом следить за развитием событий.

Для сценариста грамотно выстроенное начало — это платформа для дальнейших сюжетных поворотов. Это своего рода эпиграф, в котором заключена основная мысль картины. Для равновесия такому эпиграфу необходим эпилог — закрывающая сцена, которая поставит убедительную точку в теме. Поэтому идеальная экспозиция раскрывается постепенно через всю историю и должна быть неочевидной, то есть не сообщать того, о чем зритель может догадаться самостоятельно.

Экспозиция акцентирует внимание на том, что важно в конкретном случае — место действия, историческое прошлое, биография персонажа или основные для его экранной судьбы события, детали, воспоминания. Это мостик к завязке. Но бывает, что экспозиция и завязка сливаются в одну часть, и не всегда понятно, как отделить одно от другого. Разберемся, с чего чаще всего начинаются фильмы.
 

1Общий план


Самый простой вариант погружения в историю без слов и действий — через общую панораму места.

Так, например, делает Микеланджело Антониони в фильме «Ночь», показывая виды города в отражении окон небоскреба Пирелли.
 
Открывающая сцена фильма «Ночь» (1961)

Вуди Аллен в «Манхэттене» и в «Полночи в Париже» водит нас по городу с помощью кадров-открыток и статичных планов.
 
Открывающая сцена фильма «Манхэттен» (1979)

В этих случаях экспозиция, прежде всего, знакомит нас с местом действия и задает повествованию тон. Атмосфера передается за счет движения камеры и музыки.
 

2Действие и диалог


«Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать», — считал Альфред Хичкок. Иными словами, нет ничего лучше, чем активное действие без лишних предисловий. Именно так он начинает свое «Головокружение» — с эффектной погони по крышам и трагичной смерти полицейского, сорвавшегося вниз в момент спасения главного героя.
 
Открывающая сцена фильма  «Головокружение» (1958)

«Серпико» Сидни Люмета начинается с протяжного гула сирен и крупного плана Аль Пачино, которого везут в больницу. Поступает звонок в участок, сообщают, что Фрэнка Серпико подстрелили и под подозрением сами полицейские. Из экспозиции сразу понятно, кто главный герой, чем он занимается и каков конфликт. Такой прием в литературе называется «предвестием» (от англ. foreshadowing), когда автор в самом начале говорит о финальных событиях, а потом возвращается в прошлое и рассказывает, как все было.

Некоторые признанные авторы считают разговоры пустой тратой экранного времени (тот же Хичкок называл их просто звуками в море других звуков), другие (например, театрал Бергман) превозносят важность хорошего диалога. Как бы там ни было, через слова в экспозиции мы получаем основную информацию о контексте истории и о действующих лицах (их социальном положении, жизненной ситуации, чертах характера, целях, проблемах).
 
Открывающая сцена фильма «Социальная сеть» (2010)

В начале «Социальной сети» герой Джесси Айзенберга разговаривает в пабе со своей девушкой. Из диалога мы узнаем, что Марк и Эрика — студенты. Он учится в Гарварде, а она — в Бостонском университете. Их быстрый обмен репликами демонстрирует умственные способности Марка, рассказывает о его специализации, главной цели (попасть в клубы), параллельно информируя об отношении к спорту, деньгам, власти. Можно было бы усадить Цукерберга за компьютер уже с первых минут — его увлечения остались бы понятными. А вот эмоции, мысли, мечты — все, что так важно для убедительного портрета — без диалога не проявились бы так ярко.
 

3Мизансцена и детали


Декорации, интерьеры, различные элементы, важные для сюжета, в первых кадрах формируют не только портрет героя, но могут давать и конкретные подсказки зрителю. Иногда экспозиция буквально раскрывает все карты истории, но при грамотном построении делает это незаметно.

В «Вечном сиянии чистого разума» мы знакомимся с Джоэлом ранним утром — он просыпается в тускло освещенной комнате, разбитый, расстроенный. Мизансцены, а также определенные цвета и освещение без действий и диалогов отражают сложные отношения главных героев.
 
Открывающая сцена фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)

Еще один вариант знакомства с персонажем — акцент на деталях.

В хичкоковском «Окне во двор» после обзора внутреннего двора, где будет разворачиваться действие всего фильма, камера перемещается в комнату: мы видим спящего Джеймса Стюарта, ногу в гипсе, на которой написано: «Здесь покоятся славные кости Л.Б. Джеффриса», а после замечаем предметы на столе — разбитый фотоаппарат, снимки в рамках, негатив и стопку журналов с Грейс Келли на обложке. Без единого слова мы узнаем имя главного персонажа, профессию и ситуацию, в которой он находится.

Открывающая сцена фильма «Окно во двор» (1954)

А первая часть «Назад в будущее» начинается с кадров всевозможных часов, что заставляет зрителя задуматься если не сразу о приключениях во времени, то о его важности для этой истории.
 
Открывающая сцена фильма «Назад в будущее» (1995)
 

4Текст


В эпоху немого кино субтитры были одним из главных элементов. C приходом звука о надписях никто не забыл — они продолжают использоваться в экспозициях современных фильмов. Сразу вспоминаются «Звездные войны», рассказывающие, что происходило в далекой-далекой галактике, через вступительные титры.

В некоторых фильмах текст разделяет сюжет на главы («Жить своей жизнью» Жана-Люка Годара, «Рассекая волны» Ларса фон Триера). Такая короткая экспозиция в нескольких фразах описывает то, что будет происходить в каждой части.

Иногда текст используется в форме закадрового голоса, и тогда всю основную информацию мы получаем через рассказчика. Он может звучать на протяжении всего фильма или только во вступительной части. Например, у Тима Бертона в «Эде Вуде» в самом начале камера под зловещую музыку пролетает через распахнутые окна, и эффектно поднявшийся из гроба Джеффри Джонс сообщает зрителям о чем, собственно, будет история. В целом, такой вид экспозиции часто встречается в исторических, биографических лентах или в сказках.
 
Открывающая сцена из фильма «Эд Вуд» (1994)

В «Догвилле» вообще используется сразу несколько видов экспозиции: текст перед каждой частью, дополняющий его закадровый голос и мизансцены, построенные чисто формальной разметкой на полу.
 
Открывающая сцена из фильма «Догвилль» (2003) 
 

5Воспоминания


Экспозиция через сны, флэшбеки, ретроспективу, хронику — лучший способ привлечь внимание к внутренним переживаниям персонажа или кратко пересказать события прошлого.

Например, знакомство с Амели Пулен мы начинаем с ретроспективы: видим, как девочка родилась, что в этот момент происходило в разных местах, как она взрослела, чем увлекалась. По такой экспозиции нетрудно сделать вывод, что героиня — романтичная натура со странностями.

Первые минуты «Господина Никто» — документальные кадры экспериментов с голубем. Не сразу понятно, к чему это относится — здесь не заявлен конфликт, не представлены герои, но есть загадка.
 
Открывающая сцена фильма «Господин Никто» (2009)

В сериалах экспозиция в форме воспоминаний не только увеличивает хронометраж, но и раскрывает зрителям небольшой секрет из прошлого персонажа. Журналистка Камилла Прикер из «Острых предметов» в начале первой серии видит во сне себя и свою сестру. В последующих эпизодах сновидения шаг за шагом рассказывают о ее детстве.
 

6Музыка


Встречаются такие необычные экспозиции, когда на экране не происходит ровным счетом ничего. Нет никаких ситуаций, персонажей, мест, закадровых голосов, воспоминаний и никакого конфликта. Самый яркий пример — черный экран в течение первых трех минут «Космической Одиссеи». В этом случае только музыка передает атмосферу.
 
Сцена из фильма «Космическая Одиссея» (1968)

Музыкальный ряд практически всегда задает тональность картины, если мы говорим о построении экспозиции через общие планы, мизансцену, воспоминания. В этом случае звуки помогают зрителю настроиться на нужную волну восприятия. В начальной сцене недавнего «Между рядами» погрузчики кружат по проходам супермаркета под звуки «Голубого Дуная» Штраусса (привет Кубрику): визуальный ряд представляет место действия, музыкальный — задает настроение.
 

7Внутренняя экспозиция


Если в середине фильма есть отсылки к начальным кадрам или в сюжет введены сны, воспоминания, ретроспектива — они тоже считаются экспозицией, потому что дают нам дополнительные ключи к пониманию сюжета.

Довольно банальная начальная экспозиция в «Касабланке» с объяснением извилистого пути беженцев из пункта А в пункт Б дополняется интересной внутренней во второй части — воспоминания Рика о знакомстве с Ильзой и счастливых днях, которые они провели в Париже.
 
Открывающая сцена фильма «Касабланка» (1942)
 
Пример экспозиции, которая превращается в отдельную линию повествования — фильм венгерского режиссера Ильдико Эньеди «О теле и душе». Олени, гуляющие по лесу в начале фильма, кажутся простой картинкой-открыткой или своеобразной метафорой, но затем они появляются в фильме снова, и этот параллельный реальности мир постепенно раскрывает секреты и состояние главных героев.

Удачное решение экспозиции, уравновешенной финальной сценой — «Охота» Томаса Винтерберга. В первых кадрах герой Мадса Миккельсена охотится вместе со своим сыном в лесу, а в основной части фильма охота (в метафоричном смысле) начинается уже на него самого. Завершается картина опять же сценой охоты с неожиданным исходом — некто стреляет в сторону главного героя, но промахивается специально или нарочно. Так начало и конец образуют смысловое кольцо.
 

Подведем итоги


Фильм может начинаться с видовой картинки, активного действия, диалога, воспоминания, текста или статичного плана в сопровождении музыки. Даже когда экспозиция сразу переходит в завязку, она может проявиться позднее в середине фильма. В любом случае внимание к этим пояснениям — первый шаг на пути к понимаю смысла хорошо рассказанной истории.
 

Обложка: кадр из фильма «Касабланка» (1942) / Warner Bros. 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8256
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 4360
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3158
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2772
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее