Практика

Экспозиция: как познакомить зрителя с историей и персонажами

Хорошая история способна захватить внимание уже в первые 5 минут. Чтобы первое впечатление оказалось сильным, нужно продумать, какие события станут отправной точкой сюжета, как представить предысторию персонажа и общую атмосферу картины

  • 3 сентября
  • 2681
Екатерина Семенова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Помните смешной диалог между героями Вуди Аллена и Дайан Китон в «Энни Холл»? Сцена происходит в кинотеатре на показе «Лицом к лицу» Бергмана.
 
— Фильм начался?
— 2 минуты назад.
— Вот как. Ну все, я не могу войти.
— 2 минуты!
— Прости, я не могу, мы и так все испортили. Я, видишь ли, не могу входить в середине фильма.
— В середине? Мы только титры пропустим, а они на шведском!

Первые кадры фильма — это возможность сразу погрузиться в атмосферу и способ еще лучше понять историю. Экспозиция в кино похожа на завтрак: пропустишь — и весь фильм (день) идет не по плану. Вот почему на сеансы лучше не опаздывать.
 

Что такое экспозиция и для чего она нужна


Чаще всего, говоря об экспозиции в кино, мы подразумеваем первые минуты, которые «впускают» нас в историю, сообщая о месте, времени и главных героях.

Кадр из фильма «Энни Холл» (1977) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Энни Холл» (1977) / Фото: United Artists 

Фактически у экспозиции две задачи: драматургическая и описательная. Первая выявляет проблемную ситуацию, без которой увлекательное повествование невозможнно, а вторая информирует зрителя обо всем, что важно знать, чтобы с интересом следить за развитием событий.

Для сценариста грамотно выстроенное начало — это платформа для дальнейших сюжетных поворотов. Это своего рода эпиграф, в котором заключена основная мысль картины. Для равновесия такому эпиграфу необходим эпилог — закрывающая сцена, которая поставит убедительную точку в теме. Поэтому идеальная экспозиция раскрывается постепенно через всю историю и должна быть неочевидной, то есть не сообщать того, о чем зритель может догадаться самостоятельно.

Экспозиция акцентирует внимание на том, что важно в конкретном случае — место действия, историческое прошлое, биография персонажа или основные для его экранной судьбы события, детали, воспоминания. Это мостик к завязке. Но бывает, что экспозиция и завязка сливаются в одну часть, и не всегда понятно, как отделить одно от другого. Разберемся, с чего чаще всего начинаются фильмы.
 

1Общий план


Самый простой вариант погружения в историю без слов и действий — через общую панораму места.

Так, например, делает Микеланджело Антониони в фильме «Ночь», показывая виды города в отражении окон небоскреба Пирелли.
 
Открывающая сцена фильма «Ночь» (1961)

Вуди Аллен в «Манхэттене» и в «Полночи в Париже» водит нас по городу с помощью кадров-открыток и статичных планов.
 
Открывающая сцена фильма «Манхэттен» (1979)

В этих случаях экспозиция, прежде всего, знакомит нас с местом действия и задает повествованию тон. Атмосфера передается за счет движения камеры и музыки.
 

2Действие и диалог


«Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать», — считал Альфред Хичкок. Иными словами, нет ничего лучше, чем активное действие без лишних предисловий. Именно так он начинает свое «Головокружение» — с эффектной погони по крышам и трагичной смерти полицейского, сорвавшегося вниз в момент спасения главного героя.
 
Открывающая сцена фильма  «Головокружение» (1958)

«Серпико» Сидни Люмета начинается с протяжного гула сирен и крупного плана Аль Пачино, которого везут в больницу. Поступает звонок в участок, сообщают, что Фрэнка Серпико подстрелили и под подозрением сами полицейские. Из экспозиции сразу понятно, кто главный герой, чем он занимается и каков конфликт. Такой прием в литературе называется «предвестием» (от англ. foreshadowing), когда автор в самом начале говорит о финальных событиях, а потом возвращается в прошлое и рассказывает, как все было.

Некоторые признанные авторы считают разговоры пустой тратой экранного времени (тот же Хичкок называл их просто звуками в море других звуков), другие (например, театрал Бергман) превозносят важность хорошего диалога. Как бы там ни было, через слова в экспозиции мы получаем основную информацию о контексте истории и о действующих лицах (их социальном положении, жизненной ситуации, чертах характера, целях, проблемах).
 
Открывающая сцена фильма «Социальная сеть» (2010)

В начале «Социальной сети» герой Джесси Айзенберга разговаривает в пабе со своей девушкой. Из диалога мы узнаем, что Марк и Эрика — студенты. Он учится в Гарварде, а она — в Бостонском университете. Их быстрый обмен репликами демонстрирует умственные способности Марка, рассказывает о его специализации, главной цели (попасть в клубы), параллельно информируя об отношении к спорту, деньгам, власти. Можно было бы усадить Цукерберга за компьютер уже с первых минут — его увлечения остались бы понятными. А вот эмоции, мысли, мечты — все, что так важно для убедительного портрета — без диалога не проявились бы так ярко.
 

3Мизансцена и детали


Декорации, интерьеры, различные элементы, важные для сюжета, в первых кадрах формируют не только портрет героя, но могут давать и конкретные подсказки зрителю. Иногда экспозиция буквально раскрывает все карты истории, но при грамотном построении делает это незаметно.

В «Вечном сиянии чистого разума» мы знакомимся с Джоэлом ранним утром — он просыпается в тускло освещенной комнате, разбитый, расстроенный. Мизансцены, а также определенные цвета и освещение без действий и диалогов отражают сложные отношения главных героев.
 
Открывающая сцена фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)

Еще один вариант знакомства с персонажем — акцент на деталях.

В хичкоковском «Окне во двор» после обзора внутреннего двора, где будет разворачиваться действие всего фильма, камера перемещается в комнату: мы видим спящего Джеймса Стюарта, ногу в гипсе, на которой написано: «Здесь покоятся славные кости Л.Б. Джеффриса», а после замечаем предметы на столе — разбитый фотоаппарат, снимки в рамках, негатив и стопку журналов с Грейс Келли на обложке. Без единого слова мы узнаем имя главного персонажа, профессию и ситуацию, в которой он находится.

Открывающая сцена фильма «Окно во двор» (1954)

А первая часть «Назад в будущее» начинается с кадров всевозможных часов, что заставляет зрителя задуматься если не сразу о приключениях во времени, то о его важности для этой истории.
 
Открывающая сцена фильма «Назад в будущее» (1995)
 

4Текст


В эпоху немого кино субтитры были одним из главных элементов. C приходом звука о надписях никто не забыл — они продолжают использоваться в экспозициях современных фильмов. Сразу вспоминаются «Звездные войны», рассказывающие, что происходило в далекой-далекой галактике, через вступительные титры.

В некоторых фильмах текст разделяет сюжет на главы («Жить своей жизнью» Жана-Люка Годара, «Рассекая волны» Ларса фон Триера). Такая короткая экспозиция в нескольких фразах описывает то, что будет происходить в каждой части.

Иногда текст используется в форме закадрового голоса, и тогда всю основную информацию мы получаем через рассказчика. Он может звучать на протяжении всего фильма или только во вступительной части. Например, у Тима Бертона в «Эде Вуде» в самом начале камера под зловещую музыку пролетает через распахнутые окна, и эффектно поднявшийся из гроба Джеффри Джонс сообщает зрителям о чем, собственно, будет история. В целом, такой вид экспозиции часто встречается в исторических, биографических лентах или в сказках.
 
Открывающая сцена из фильма «Эд Вуд» (1994)

В «Догвилле» вообще используется сразу несколько видов экспозиции: текст перед каждой частью, дополняющий его закадровый голос и мизансцены, построенные чисто формальной разметкой на полу.
 
Открывающая сцена из фильма «Догвилль» (2003) 
 

5Воспоминания


Экспозиция через сны, флэшбеки, ретроспективу, хронику — лучший способ привлечь внимание к внутренним переживаниям персонажа или кратко пересказать события прошлого.

Например, знакомство с Амели Пулен мы начинаем с ретроспективы: видим, как девочка родилась, что в этот момент происходило в разных местах, как она взрослела, чем увлекалась. По такой экспозиции нетрудно сделать вывод, что героиня — романтичная натура со странностями.

Первые минуты «Господина Никто» — документальные кадры экспериментов с голубем. Не сразу понятно, к чему это относится — здесь не заявлен конфликт, не представлены герои, но есть загадка.
 
Открывающая сцена фильма «Господин Никто» (2009)

В сериалах экспозиция в форме воспоминаний не только увеличивает хронометраж, но и раскрывает зрителям небольшой секрет из прошлого персонажа. Журналистка Камилла Прикер из «Острых предметов» в начале первой серии видит во сне себя и свою сестру. В последующих эпизодах сновидения шаг за шагом рассказывают о ее детстве.
 

6Музыка


Встречаются такие необычные экспозиции, когда на экране не происходит ровным счетом ничего. Нет никаких ситуаций, персонажей, мест, закадровых голосов, воспоминаний и никакого конфликта. Самый яркий пример — черный экран в течение первых трех минут «Космической Одиссеи». В этом случае только музыка передает атмосферу.
 
Сцена из фильма «Космическая Одиссея» (1968)

Музыкальный ряд практически всегда задает тональность картины, если мы говорим о построении экспозиции через общие планы, мизансцену, воспоминания. В этом случае звуки помогают зрителю настроиться на нужную волну восприятия. В начальной сцене недавнего «Между рядами» погрузчики кружат по проходам супермаркета под звуки «Голубого Дуная» Штраусса (привет Кубрику): визуальный ряд представляет место действия, музыкальный — задает настроение.
 

7Внутренняя экспозиция


Если в середине фильма есть отсылки к начальным кадрам или в сюжет введены сны, воспоминания, ретроспектива — они тоже считаются экспозицией, потому что дают нам дополнительные ключи к пониманию сюжета.

Довольно банальная начальная экспозиция в «Касабланке» с объяснением извилистого пути беженцев из пункта А в пункт Б дополняется интересной внутренней во второй части — воспоминания Рика о знакомстве с Ильзой и счастливых днях, которые они провели в Париже.
 
Открывающая сцена фильма «Касабланка» (1942)
 
Пример экспозиции, которая превращается в отдельную линию повествования — фильм венгерского режиссера Ильдико Эньеди «О теле и душе». Олени, гуляющие по лесу в начале фильма, кажутся простой картинкой-открыткой или своеобразной метафорой, но затем они появляются в фильме снова, и этот параллельный реальности мир постепенно раскрывает секреты и состояние главных героев.

Удачное решение экспозиции, уравновешенной финальной сценой — «Охота» Томаса Винтерберга. В первых кадрах герой Мадса Миккельсена охотится вместе со своим сыном в лесу, а в основной части фильма охота (в метафоричном смысле) начинается уже на него самого. Завершается картина опять же сценой охоты с неожиданным исходом — некто стреляет в сторону главного героя, но промахивается специально или нарочно. Так начало и конец образуют смысловое кольцо.
 

Подведем итоги


Фильм может начинаться с видовой картинки, активного действия, диалога, воспоминания, текста или статичного плана в сопровождении музыки. Даже когда экспозиция сразу переходит в завязку, она может проявиться позднее в середине фильма. В любом случае внимание к этим пояснениям — первый шаг на пути к понимаю смысла хорошо рассказанной истории.
 

Обложка: кадр из фильма «Касабланка» (1942) / Warner Bros. 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3526
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2114
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1766
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1680
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1534
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1483
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее