Профессия

Оператор: Артем Тарасенков

Оператор вышедшей в прокат «Днюхи!» — о работе в формате десктоп-комедии: зачем актерам самим себя снимать, как удалось совместить съемку на нескольких площадках одновременно и чем бытовые камеры выгодно отличаются от профессиональных

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Подготовка «Днюхи!»: стандартные и нестандартные задачи


На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs 

Я пришел на проект, когда режиссер Рома Каримов и продюсер Сергей Торчилин уже решили, что будут снимать не профессиональными камерами, а на бытовые устройства: телефоны и камеры компьютеров. Дальше все по классике: выбор натуры и съемки. Раскадровки мы не делали. Подготовка не сильно отличалась от стандартной: ты берешь камеру и делаешь с ней пробы. 

Нестандартной была отработка связи и системы плэйбека, поскольку режиссер ничего не видит, когда актеры общаются по скайпу. Также мне нужно было создать ощущение, что   изображение на экране — это один кадр, хотя на самом деле не один. Для постпродакшна мы заранее договорились о колоритах, сделали примерные референсы, как у нас будет выглядеть экран, и на съемках старались от этого отталкиваться. Условно говоря, если у нас должен был быть экран в синих тонах, мы делали синее паспарту.    
 

Камеры на «Днюхе!»: iPhone, GoPro и их отличия от профессиональной техники


На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs 

В основном мы снимали на мобильный телефон. Тогда это был iPhone 6s. Просто потому что на момент съемок он был самым последним на рынке — ничего лучше не было. В качестве камер на компьютерах у нас были GoPro. Они, конечно, плохие: предназначены для бытового использования, шумные, у них странный цвет. Еще возникали проблемы с софтом. Например, мы ставили 25 кадров в секунду, а вылезало 24 кадра в секунду. 

Зато такие камеры дают большой бонус — когда человек держит iPhone в руках и сам в него разговаривает, создается пластика, повторить которую оператору очень сложно, практически невозможно. Вообще мне очень интересно, как зритель отреагирует не на выхолощенную картинку, а на снятую как будто по правде. 
 

Концепция фильма и ее влияние на визуальное решение

На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Перед нами запись с экрана: интернет-ролики друзей, действия пользователей и так далее. Поэтому смысл — в документальности происходящего, максимальной близости к правде. Когда-то в том же ключе была сделана «Ведьма из Блэр» и другие фильмы, снятые на Handycam. Сейчас, по сути, та же самая идея и волна фильмов, снятых на камеры, которые нас окружают: мобильные телефоны, компьютеры. Чуть ли не в каждом сериале есть по такой серии. 

Съемки проходили так. Есть сцена, есть актер, у актера есть телефон. Камера в таких условиях становится не персонажем или отстраненным зрителем, а частью актерской игры.   Имитировать любительскую съемку — это совсем не то же самое, что дать камеру в руки актеру. На этом Рома принципиально настаивал. Актеры у нас правда ходили с мобильными телефонами. С камерой они не смогли бы вести себя так свободно. 
 

Особенности съемок десктоп-кино


На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs
На съемках фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs 

На площадке в мои задачи входило обсудить с актерами, куда им снимать, куда не снимать, куда поворачиваться, где они красивее и тому подобное. Но опять же, если об этом говорить слишком много, актеры начинают слишком много думать и уходит документальность. В приоритете всегда была правда.
Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

У меня было одновременно по три-четыре площадки в разных местах Москвы. Рома и Сергей очень хотели снимать все вживую — не записать и общаться с записью, а чтобы люди правда разговаривали по Skype. Это, конечно же было интересно, хотя я немного разрывался: приезжал, выставлял одну декорацию, оставлял каких-то своих людей и ехал делать другую.

Операторская группа при этом была довольно маленькой. Был отдельный человек, который отвечал за связь. Один-два человека оставались на объектах, когда я оттуда уезжал. И еще было несколько осветителей, хотя, опять же, я старался не светить без крайней необходимости. Это было нужно и для того, чтобы актеры могли снимать во все стороны, для правдоподобия. 

Еще связь по Skype дает задержку. Причем во время самого разговора этого особо не слышно. Но на монтаже выяснилось что где-то есть задержка полсекунды-секунда, то есть один человек какое-то время продолжает дослушивать другого. На постпродакшне, помимо монтажа, делалась цветокоррекция, графика. Последняя включала в себя затирки, скрытые склейки и, конечно, самое главное — экран, окна, чаты. Строго говоря это не выглядит как графика, но работы там было много.  
Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Кадр из фильма «Днюха» (2018) / Фото: Bazelevs

Могу рассказать, что комнату, в которой сидит Эльдар Калимулин, исполнитель главной роли, мы строили несколько раз. Сначала это был интерьер, потом декорация на даче, где герои веселятся. Так получилось по техническим причинам. Поэтому декорацию приходилось перевозить и перестраивать. Из-за этого бедняга Эльдар сидел в холоде с обогревателем —  ему пришлось непросто.
 

Опыт «Днюхи!» для оператора

 
Трейлер фильма «Днюха» (2018)

Могу сказать, что для меня как для оператора это был рок-н-ролл. Приходилось очень много работать над собой, забить на образование. Но для меня этот опыт оказался очень важным и потом еще пригодился. Впоследствии я занимался имитированием любительской съемки и убедился, что это совсем другое — имитировать сложнее. 
 

Обложка: на съемках фильма «Днюха» (2018) / Bazelevs 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 443
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 387
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2042
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 1987
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1052
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1364
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее