Техника

Программные решения для вещательных процессоров: за и против

Завершаем наш обзор вещательных процессоров программными решениями и пытаемся понять, когда можно обойтись без отдельного устройства

  • 27 августа
  • 527
Василий Гуляев

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

У программных вещательных процессоров есть преимущества перед аппаратными. Одно из них — это цена: даже бюджетные аппаратные решения существенно дороже программных. Кроме того, установить программный процессор можно на обычный компьютер (рабочую станцию).

Давайте представим вполне житейскую ситуацию: из строя выходят комплектующие компьютера или отдельного вещательного процессора. Срочный ремонт (замена деталей или перенос программного решения на другой компьютер) обойдется дешевле, чем ремонт (о срочности тут нет и речи) аппаратного вещательного процессора у официального производителя.

И тут сразу следует оговорка: не все программные решения можно установить на устаревшие операционные системы (в данном случае это Windows XP и младше) — они могут оказаться попросту неработоспособными. Еще один небольшой, но все-таки минус — неустойчивость самой свежей на сегодняшней день операционной системы Windows 10. При получении последних обновлений она имеет свойство выполнять самопроизвольную перезагрузку.

Фото: Tom Pottiger
Фото: Tom Pottiger

Программные решения, как и их аппаратные «собратья», дают возможность управления пресетами (предустановками) обработки аудиоматериала. Есть возможность устанавливать пресеты для музыки, новостных блоков, рекламы и так далее. При этом изменение настроек происходит плавно и незаметно для слушателей, что идет на пользу качеству вещания.

Программные вещательные процессоры поддерживают больше потоков: чтобы увеличить количество каналов вещания, достаточно всего лишь приобрести дополнительные лицензии. Это положительно отличает их от аппаратных FM-процессоров, которые предполагают обработку аудиоматериала только одной радиопрограммы (радиоканала).

А теперь о недостатках. В аппаратных моделях есть стереокодер, который формирует стереосигнал (КСС). Часть моделей формирует еще и так называемый MPX-сигнал для передачи RDS-данных. С системой RDS (Radio Data System) сталкивался хоть раз каждый, кто видел в автомагнитоле на экране название станции типа «Радио ночных дорог» (название условное). Помимо названия, могут отображаться дополнительные данные — воспроизводимая песня, температура, частота вещания, телефоны для звонков и прочее. Так вот, не все программные решения разных производителей могут осуществлять эту функцию.
 

Вещательный процессор Optimod



Модель OPTIMOD-PC 1100 (и более совершенная OPTIMOD-PC 1101e), изготавливаемая уже известной нам компанией Orban Labs. Inc., представляет собой вещательный процессор в формате стандартной PCI-карты, который может работать в компьютерных станциях под управлением 32- и 64-битных версий операционных систем Windows 7 SP1, Windows 8.1 или Windows 10. Особенность процессора — у него нет стереокодера, но его можно использовать для цифрового (DAB, DRM или HD-радио) и сетевого радиовещания, а также для звукозаписи.

Процессор обеспечивает формирование звукового сигнала на выходе из студии перед передатчиком. Программное обеспечения Opticodec позволяет использовать его для организации сетевого вещания Netcast. У процессора два аналоговых и два цифровых (AES/EBU и S/PDIF) входа и выхода. Аудиодрайвер «Optimod-PC» отображает его как два стандартных звуковых устройства в операционной системе компьютера.

OPTIMOD-PC 1101e / Фото: Orban Labs. Inc.
OPTIMOD-PC 1101e / Фото: Orban Labs. Inc.

Цепочка обработки для OPTIMOD-PC 1100 выглядит так: со входа сигнал поступает на двухполосный AGC (автоматический регулятор уровня), далее следуют четырехполосный эквалайзер, многополосный компрессор, лимитер.

Технология PreCode от Orban Labs. позволяет свести к минимуму артефакты, вызванные кодеками с низким битрейтом, обеспечивая постоянную громкость при переходе от одного источника к другому.

Доступно три многополосных компрессора: пятиполосный, двухполосный и «жесткий» широкополосный (Protect). Предусмотрено более 20 предустановленных изготовителем пресетов с полуавтоматической и ручной (Full Control) настройкой параметров, при этом количество пользовательских пресетов неограничено. Предустановленные пресеты были протестированы и проверены на практике в цифровом радиовещании и прямом спутниковом радиовещании по всему миру.
 

Вещательный процессор Omnia SST


В разработке программной начинки семиполосного вещательного процессора Omnia SST принял участие инженер компании Thimeo Audio Technology B.V. Ханс ван Зуфен. Процессор поддерживает работу с кодеком µMPX (разработанным специально для FM-радиовещания), и способно передавать мультиплексированные FM-сигналы по небольшому каналу передачи данных 320 Кбит/с.
 


Программное обеспечение для обработки звука Omnia SST позволяет осуществлять процедуры, обозначенные производителем как Declipper, Delossifer и Dehummer.

Perfect Declipper представляет собой фильтр, присутствующий во флагманских аппаратных процессорах компании. Он обнаруживает и реконструирует поврежденный аудиоматериал с искажениями, вызванными слишком громкими входными уровнями и некачественным мастерингом.

Delossifier улучшает звук, преобразованный в другие форматы с потерями качества, например, аудио в формате MP3 и MPEG2. Dehummer удаляет в рабочем режиме различные помехи, в том числе фон сети электропитания с частотой 50/60 Гц.

Автоматическое управление усилением (AGC) действует на основе рекомендаций Международного телекоммуникационного союза ITU-R.BS1770 (в них речь идет о различиях в уровне сигнала и уровне громкости). AGC поддерживает звук, соответствующий определенному уровню громкости.

Omnia SST имеет два многополосных компрессора, которые можно использовать последовательно. В зависимости от контента они реагируют очень быстро или медленно, когда это необходимо.

Технология Stereo Booster увеличивает ширину стереоэффекта. Он может быть настроен так, чтобы не изменять общий звуковой контент. Фильтр Hiss Reduction Filter бывает полезным при воспроизведении записей старых песен или других зашумленных аудиоматериалов.
 

Вещательный процессор Breakawayone


Фото: Breakaway One 
Фото: Breakaway One

Лейф Клейссон, работавший над созданием нескольких моделей аудиопроцессоров, получивших впоследствии многочисленные награды, таких как AERO.air, Omnia 9 FM и так далее, представил свой вариант программного процессора — BreakawayOne. Он может обрабатывать аудиоматериал для вещания в форматах FM, DAB, DRM, HD-radio, потокового радиовещания в интернете. Практически все, что требуется для работы над звуком, BreakawayOne тоже умеет. Чтобы познакомиться с работой процессора и получить необходимые сведения и навыки, автор дает возможность скачать полноценную триал-версию своего продукта. У нее нет ограничений по времени использования. При покупке лицензии исчезают короткие звуковые джинглы, периодически напоминающие о том, что это пробная версия.
 

Программное решение отечественного производителя


Аудиопроцессор DSM-162 позволит избежать дополнительной обработки аудиоматериалов и скачков громкости при трансляции рекламы. Это составная часть продукта Digispot II, разработанного компаниями «Тракт» (Санкт-Петербург) и R.Barth KG (Гамбург, с 2010 года именуется Digispot Systems GmBH). По сути это конструктор, позволяющим собрать индивидуальную и оптимальную для каждой радиостанции систему автоматизации радиовещания.

Фото: Tom Pottiger
Фото: Tom Pottiger

Что мы имеем в аудиопроцессоре DSM-162? Сюда входит шестиполосный динамический компрессор/лимитер, двухполосный AGC, режим Stereo Enhancer, двухполосный динамический компрессор и 11 преднастроенных пресетов аудиообработки (для музыки, новостных блоков, рекламы и т.д.).

Для установки программного решения нужна предустановленная операционная система Windows 7 SP1, Windows 8, Windows 8.1, Windows Server 2008 SP2, либо Windows Server 2012.
 

Обложка: Konstantinos Papadopoulos

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3678
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2995
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2752
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2596
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1701
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1673
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее