Обзоры

10 «пропавших» российских фильмов 

День российского кино — это, конечно, праздник, но местами со слезами на глазах. Не секрет, что значительная часть отечественных картин не доходит до кинотеатров. Мы выбрали несколько интересных примеров «пропавших» фильмов, чтобы понять, почему готовое кино может разминуться со зрителем


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

N.B. Да, мы знаем, что большую часть из приведенных в подборке фильмов можно посмотреть онлайн, однако нас интересовал факт отсутствия именно кинотеатрального проката
 

1«Явление природы» (Александр Лунгин и Сергей Осипьян, 2010)


Кадр из фильма  «Явление природы» (2010) / Фото: Адрес Фильм
Кадр из фильма  «Явление природы» (2010) / Фото: Адрес Фильм 

Многострадальная картина о тяжелых взаимоотношениях москвича и природы, создававшаяся четыре года на личные средства авторов. Снималась лента на фотоаппарат, что по тем временам было новшеством для российского кино, и при этом получила приз за лучшую операторскую работу (Роман Васьянов же). Но дальше кинофестивалей и клубных показов взаимоотношения фильма с большим экраном не двинулись. Видимо, сыграли свою роль «фотоаппаратный» формат и явная артхаусная нишевость фильма.
 

2«Стыд» (Юсуп Разыков, 2013)

 
Трейлер фильма «Стыд» (2013)

Драмы Юсупа Разыкова как-то не становятся громкими событиями и не попадают в центр горячих дискуссий. А зря. Если последний фильм режиссера, «Турецкое седло», еще был отмечен фестивалями и добрался до скромного проката, то вот его предыдущей работе «Стыд» повезло меньше. Картину показывали в рамках «Кинотавра», а также кинофестиваля в «Карловых Варах», но в прокат она, увы, не попала. Можно предположить, что виной тому рискованный сюжет. Картина повествует о женах подводников и напрямую перекликается с трагедией «Курска».
 

3«Она» (Лариса Садилова, 2013)

 
О фильме «Она» (2013)

Фильм-пример того, как политика влияет на кино. Картина о тяжелой судьбе таджички в Москве запускалась как российско-таджкикская копродукция, однако из-за осложнения отношений между двумя странами финансирование сократилось, а съемки прерывались. Готовую ленту признали лучшей на кинофестивале «Окно в Европу», однако больше одного кинотеатра на всю страну это не обеспечило. А вскоре некоторые перипетии «миграционной политики» и вовсе не оставили шансов картине на выход в прокат. 
 

4«Иван сын Амира» (Максим Панфилов, 2014)

 
Трейлер фильма «Иван сын Амира» (2014)

Живописная драма, предлагающая свежий взгляд на Великую Отечественную, исламскую религию и проблему взаимопонимания между разными людьми и народами. В центре сюжета — история вдовы, эвакуированной в годы войны в Узбекистан. Там она пытается создать новую семью. Спустя годы выясняется, что ее первый муж остался жив. До проката лента не добралась несмотря на достойные актерские имена: в фильме снялись Каролина Грушка, Дмитрий Дюжев и Андрей Мерзликин. Не помогло и участие в основном конкурсе «Кинотавра», и награда за лучшую операторскую работу. Была смонтирована телевизионная версия фильма, однако и она не добралась до эфира федеральных каналов. 
 

5«Метель» (Александр Гордон, 2014)

 
Трейлер фильма «Метель» (2014)

Адаптация одноименного рассказа Льва Толстого, к современным реалиям. У режиссера Александра Гордона возникли разногласия с продюсерами по поводу монтажа. У постановщика был свой вариант, у продюсеров — свой. Однако ни один в итоге до большого экрана не добрался, а о фильме больше говорили в связи с тем, что Гордон снял свое имя с титров, а вместо него ленту приписали вымышленному Глебу Глебову. 
 

6«Комбинат "Надежда"» (Наталия Мещанинова, 2014)

 
Трейлер фильма «Комбинат "Надежда"» (2014)

Этого фильма кинотеатры лишились благодаря введению закона о запрете ненормативной лексики в кино. В дебюте Наталии Мещаниновой мата действительно было много. А как еще, если эта картина о жизни норильской молодежи?! При этом фильм участвовал в основных конкурсах Роттердамского кинофестиваля и «Кинотавра» и даже объявлялся главным событием года в отечественном авторском кино. Но нет, сверху сказали, что ругаться нехорошо, а авторы в ответ не стали портить свое кино нелепыми «запикиваниями» и выпускать ленту отказались. Достойный поступок. Любопытно, что сегодня Мещанинова — один из самых интересных и обсуждаемых кинематографистов страны. Среди ее работ — сценарий «Аритмии» и режиссура «Сердца мира». Обе ленты выиграли главный приз «Кинотавра».
 

7«Приказано забыть» (Хусейн Эркенов, 2014)

 
Сцена из фильма «Приказано забыть» (2014)

А вот это тот случай (действительно редкий), когда картина не добралась до экранов в результате прямого запрета. В ленте студии «Грозный-фильм» впервые за десятилетия истории нашего кино была поднята тяжелая тема насильственной депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Казалось бы, важный исторический вопрос, требующий осмысления, но Министерство культуры элементарно отказало ленте в выдаче прокатного удостоверения, сочтя ее «экстремистской и разжигающей межнациональную рознь». Фильм успели показать в рамках российских программ на ММКФ, но дальше все согласно названию — «Приказано забыть». 
 

8«Золотая рыбка» (Александр Галибин, 2015)

 
Трейлер фильма «Золотая рыбка» (2015)

Режиссерский опыт актера Александра Галибина, работа над которым в силу различных обстоятельств растянулась почти на десять лет. Действие фильма разворачивается в тяжелом 1946 году в Киргизии. Эвакуированные из Ленинграда братья, вдохновившись сказкой Пушкина, мечтают о золотой рыбке, которая исполнит заветное желание — вернет живым отца с фронта. Фильм демонстрировался на ряде отечественных и мировых кинофестивалей, однако до проката так и не добрался. Виной тому конфликт между режиссером и продюсером, а также нежелание прокатчиков браться за фильм для детской аудитории.  
 

9«Самый рыжий лис» (Александра Стреляная, 2015)

 
Трейлер фильма «Самый рыжий лис» (2015)

Один из первых проектов «Ленфильма», призванный свидетельствовать о возрождении студии. Сюжет детской сказки объединен несколькими фольклорными мотивами, вроде истории о том, как хитрый лис выманил кусочек сыра у вороны или заставил волка ловить рыбу в проруби на хвост. Все это в довольно причудливых и милых костюмах. Учитывая сложную ситуацию с прокатом детского кино, о которой уже говорилось чуть выше, «Ленфильм» объявлял о том, что самостоятельно займется прокатом ленты. Была даже объявлена дата премьеры, однако кроме нескольких фестивальных показов что-то ничего не сложилось.
 

10«Закрой глаза» (Ольга Субботина, 2015)

 
Трейлер фильма «Закрой глаза» (2015)

Еще один фильм довольно странной судьбы. Изначально сказочная картина по мотивам «Оле-Лукойе» запускалась и получала государственное финансирование в качестве проекта Валерии Гай Германики и называлась «Ночник». Однако вскоре после старта съемок сотрудничество режиссера с продюсером Андреем Сигле обернулось судебными исками. Германику отстранили от работы и обвинили в непрофессионализме, причем суд закрепил правоту продюсера. Далее постановкой занималась куда менее эпатажная Ольга Субботина, но информации о кино стало поступать как-то все меньше. В итоге лента всплыла на нескольких фестивалях. Параллельно авторы обещали кинотеатральный прокат, а ограничились лишь онлайн-платформами.  
 

Обложка: кадр из фильма «Комбинат «Надежда»» (2014) / Лук-фильм

 

Комментарии

Комментариев: 1

«Приказано забыть» запретили правильно. Мало того, что расстрел и сожжение людей в сарае это очевидная ложь, фильм безусловно русофобский, нацистский и экстремистский. Если бы фильм пошёл на экраны, началась бы такая межнациональная свара, что мир внутри России и межнациональные отношения были бы разрушены на годы, если не на десятилетия. 

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 22109
Обзоры

От злодеев до героев и опять к злодеям: как менялся образ русских в мировом кинематографе

Образ русских в кино складывался годами. В одних фильмах наших соотечественников показывали достойно, подчеркивая многовековую культуру, а в других — мы были главными злодеями. Рассказываем о развитии этого образа в мировом кинематографе

23 августа 5004
Практика

Приемы: Фокусное расстояние

Крупные и общие планы, угол обзора, перспектива, глубина резкости, а также передача внутреннего состояния героя кадра. Разбираемся, на что влияет фокусное расстояние объектива

21 августа 2621
Практика

Приемы: Минимализм в кино

Разбираемся в принципах минималистичного подхода в кинематографе. А также ищем разницу между минимализмом с точки зрения драматургии и визуального решения

14 августа 1839
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее