Профессия

Звукорежиссёр: Александр Кузьмин

Звукорежиссёр популярного телепроекта «Битва экстрасенсов» на канале ТНТ рассказал о том, с какими трудностями он сталкивается при работе со звуком, чудесах на съёмочной площадке и секрете многолетнего успеха «Битвы экстрасенсов»

  • 17 декабря 2014
  • 1255
Александр Горбунов


 

Работа в команде

 
На проекте «Битва экстрасенсов» я начал свою работу в конце 2006-го года. Это был 4-й сезон, и вот уже больше 10 сезонов я работаю здесь. Начинал со звукооператора, теперь работаю звукорежиссёром, отвечая за весь звук на проекте.

Мы работаем командой: звукорежиссёр, бывает ассистент звукорежиссёра, а также до 4-х звукооператоров на съёмочной площадке. На финале каждого из выпусков – полный состав. Оператор помогает нам перевешивать микрофоны, настраивать частоты, менять батарейки. Мне приходится контактировать абсолютно со всеми. Иногда необходимо собрать всех редакторов и объяснить, что нам нужно, чтобы это было сделано так-то, ничего не шумело и т. д. Совместно с редактором, администратором и оператором мы всегда достигаем консенсуса, который устраивает всех. Конечно, один звукорежиссёр ничего не смог бы сделать без участия других.

 

Задача на площадке

 
Звукорежиссёры всегда борются за чистоту звука. В нашем проекте пишется чистовой звук. Мы не делаем дублей и ничего не озвучиваем. Мы не можем потом сказать экстрасенсу, чтобы он «переговорил» какую-то фразу. Повторов нет. Как такого сценария, в общем-то, тоже. Экстрасенсу даётся задание, он работает в рамках отведённого времени (10, 20, 30 минут, 1 час), а мы «ловим» каждое его слово. Наша ошибка означает, что в это фрагменте зрители просто ничего не услышат.

Когда возникают проблемы, главное – найти причину шума. Устранить ее легко, но сами поиски могут занять много времени. Это тормозит рабочий процесс. Приезжая на новое место съёмки, мы всегда ломаем голову над тем, как лучше поставить оборудование, чтобы всё записать. При этом  оборудования не должно быть видно в кадре.
 


Оборудование




 
Мы используем технику фирмы Sennheiser. Ее используют даже в Голливуде. С бумом (микрофоном с высокой чувствительностью, который во время съёмок размещён на так называемой удочке, чтобы не попасть в кадр – прим. tvkinoradio.ru) мы работаем либо на улице, либо там, где много людей. В других случаях мы настраиваем петличные микрофоны и заводим поканально в рекордер. Каждый экстрасенс всегда пишется отдельно.

Иногда сидим по 15-20 часов с наушниками и пишём всё нон-стоп. Я всё слышу и вижу. Эфирно выбирается 10, максимум 30 минут из 15 часов 8-канального звука. Чтобы весь его прослушать, нужен месяц.

По монтажу – берётся звуковой файл, на него накладывается видео. Не наоборот. Картинки без звука не бывает. К нам всегда больше претензий, чем к кому бы то ни было другому. Почему вас не было в таком-то углу, в таком-то кадре, вот там-то? Но дело тут в том, что звук не может выходить сам по себе. Надо поставить технику – тогда все будет. Как достичь консенсуса между Хочу, Могу и Как это сделать – это всегда самое сложное.
 


Решение проблем со звуком

 
Начинаем всегда с того, что чистим по звуку всё помещение. Выключаем кондиционеры, вытяжку, хладогенераторы. Частая ситуация при съемках в домах – работает болгарка. Это 100% брак, потому что ее слышно везде. Мы сразу говорим «стоп». Пока администрация не найдёт источник шума и не остановит работы хотя бы на полчаса для записи интервью, мы не можем продолжить съёмку.

В основном проблемы бывают с коммутацией. Схема коммутации и расстановки антенн, конечно же, выверена опытом. Мы редакторам всегда говорим: здесь можем писать, а здесь нет. Бывают помещения, где просто идёт «зуд», либо гул, либо помехи, либо работает вытяжка. Иногда это шум на уровне голоса, но при записи создается впечатление аэропорта. В таких случаях мы или отменяем съёмку или что-то сдвигаем.

В одном из сезонов у нас был экстрасенс, в котором мы всегда слышали наводку. Наводка – это 50 Гц, как некий «зуд», для нас он считается браком. Мы обязаны его тут же искоренить, проложив линию, которая не должна пересекаться со световыми приборами. Поменяли всё: частоты, микрофон, проложили отдельно линию, перекоммутировали приёмники. Выдохлись и говорим, что ничего сделать не можем. Тогда сам экстрасенс признался, что это он излучает частоту в 50 Гц, ничего с этим не поделаешь. Мы раскрыли рты от удивления. У нас такого никогда не было. Прописали это как трек и затем сделали сюжет о том, что бывают люди, у которых идёт излучение от самого тела.

Был также случай, когда мы на человека повесили петличный микрофон, все настроили, а его не слышно. Поменяли батарейки – не помогло. Потом нам также сам экстрасенс признался, в том, что у него есть такая проблема – он не излучает ничего. Это узнаётся, когда человек заходит в кадр, здоровается, мы его слышим в соседнюю петлю, а его самого не слышим.
 

Отношение к экстрасенсам

 


У меня к экстрасенсам ровное отношение. Никому не отдаю предпочтение. Как правило, все сначала боятся микрофонов, а потом уже экстрасенсы сами подходят, поворачиваются ко мне спиной, поднимают сзади одежду, чтобы можно было повесить передатчик. Со стороны это смотрится дико.

Обычно передатчик вешается на пояс. Бывают, конечно, сложности одежды, тогда приходится импровизировать, куда повесить микрофон.

У меня есть хобби – авиамоделизм. Однажды одна экстрасенс попросила всю съёмочную группу посидеть тихо, не скрещивая руки, в течение 10 минут, чтобы она нас всех смогла положительно зарядить.

Мне через неделю надо было уезжать на соревнования по авиамоделизму. Еду в поезде и начинаю думать о фишках, которые мы должны вытаскивать перед началом соревнований – порядковый номер выступления. Говорю коллегам: «У меня будет 6-й номер». Выхожу соревноваться, и мне попадается именно 6-й номер. Как такое может быть? Загадка.

Я теперь научился за 20 секунд до звонка своего мобильного телефона определять имя человека, который мне звонит. Отвечаю на звонки, не читая имя человека на экране телефона, просто сразу здороваюсь и называю имя, чему многие удивляются. Также я могу чувствовать, когда человек хотел мне позвонить и по какой-то причине этого не сделал. Тогда я звоню ему сам и говорю: «Ты 20 минут назад хотел мне позвонить и не позвонил». Человек, удивляясь, тут же подтверждает мои слова.

 

Взаимодействие с экстрасенсами

 
Со мной, как со звукорежиссёром, происходило очень много событий, которые уже потом вошли в сами испытания. К примеру, одна из участниц проекта была мусульманкой. Согласно религии, к ней может прикасаться только её муж, а мне нужно на неё микрофон вешать. Сначала она испытывала неловкость. Уже позднее, за счёт мастерства, я стал вешать на неё передатчик, не прикасаясь к телу. Под конец проекта она даже назвала меня своим братом, а братьям вроде как не запрещено прикасаться к телу сестры в нормальном смысле этого слова. Затем, когда мы встречались на финалах или приглашали её в качестве гостьи в последующие сезоны «Битвы экстрасенсов», я уже был для неё как родной.

Даже сейчас бывает часто, когда я подхожу и потом отхожу от экстрасенсов, многие удивляются и спрашивают: «А ты что уже повесил мне микрофон?» Они этого не замечают.

 

Чудеса на съёмочной площадке

 
У нас на каждом испытании происходит чудо. Я к ним уже практически привык. Мы уже даже членами съёмочной группы можем определить, кто из экстрасенсов действительно что-то может, что-то видит, а кто нет. Как правило, это всё выясняется на дополнительных вопросах. Есть рыба испытания – само событие или происшествие, но есть такие повороты, которые сам экстрасенс вскрывает в процессе разговора с людьми, которые даже сами люди забывают. Вот это я считаю чудом. Этого не знал никто: ни редакторы, ни герой, а экстрасенс это почувствовал, когда пришёл к человеку. Такое у нас происходит практически на каждом испытании.
 


Секрет долголетия проекта

 
Съёмки одного сезона «Битвы экстрасенсов» длятся от 4 до 6 месяцев.

Сейчас у нас работает 5-6 редакторов, которые устраивают безумные мозговые штурмы, чтобы придумать испытание. Вторая сложность – состыковать героя, локацию, группу, операторов, всю службу в одном и том же месте. Редакторы часто сидят до утра. На первом этапе отбора героев программы – это тысячи человек по регионам, потом приходим к 300 человек. После этого отбирается 30, а в проект попадают лишь 13 экстрасенсов.

Изначально этот проект был британский, но за рубежом прошло несколько сезонов и его закрыли, а у нас такая ментальность – люди всегда хотят знать, что у них будет завтра. Интерес к собственной личности как к таковой никогда не иссякает. Появились новые экстрасенсы, у нас бывает, что и дети участвуют в проекте. За 7 лет сменилось поколение телезрителей, которые смотрели первый сезон. Получается, что этот процесс бесконечен. Познать себя или познать что-то для себя – это будет интересно всегда.
 
 
Справка
Александр Кузьмин
Окончил МАТИ. Работал над проектом «6 кадров» (СТС), а также параллельно был задействован на съёмках 5 полнометражных картин, наиболее известная из которых – фильм Алексея Кирющенко «Приключения солдата Ивана Чонкина».
 
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 5154
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 3887
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 3520
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 3425
Обзоры

12 новых книг про кино

Бодров, Брессон, Мещанинова, Эйзенштейн и другие неожиданные авторы в нашей подборке свежих книг 2017 года для тех, кто занимается кино

  • 29 ноября
  • 3202
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 3008
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее