Главная / Практика / Создание цифровых миров в кино и сериалах

Создание цифровых миров в кино и сериалах

На помощь VFX-художникам приходит процедурная анимация и различные симуляции. В прошлом процедурная генерация элементов спецэффектникам была недоступна, а вот различные симуляции приходилось реализовывать прямо на макетах: вода из муки и сахара, ветер, пыль и симуляция разрушений — все это вполне присутствовало и в докомпьютерную эру.

Но вернемся к компьютерной графике. Кстати, и сегодня в VFX вовсю используют элементы реального мира. Например, 3D сканы-камней, других деталей ландшафта и даже локаций во всей их совокупности становятся частью полностью компьютерных сцен.

Давайте посмотрим, как создавались отдельные сцены в некоторых проектах.

«Затерянные в космосе»

Для сериала «Затерянные в космосе» VFX компания Image Engine создала инопланетную среду на планете, куда и приземляется семья Робинсонов. Эта среда включала горы, каменистую местность и лес.

Пейзаж был создан с помощью традиционных инструментов: Maya, Photoshop, Terragen, ZBrush и NUKE, хотя иногда художники студии прибегали к помощи внутристудийной разработки под названием Gaffer. Эти инструменты позволяют комбинировать 3D-построения и 2D-мэттпейнт.

«Изначально скалистый ландшафт был совершенно инопланетным, экзотическим и необычным, — рассказывает супервайзер цифровых пейзажей студии Дэмиен Таллер. — Но клиент хотел более земной пейзаж. И мрачный. Но масштаб всегда был ключевым элементом. Это был довольно простой проект в виде 2,5D-мэттпейнта. „Фишка“ заключалась в том, что именно этот пейзаж участвовал в нескольких сценах и мы видим его на заднем плане».

О создании графики в сериале «Затерянные в космосе»

Для шотов с соснами Image Engine пробовали использовать Golaem — инструмент для симуляции толпы — чтобы разнообразить траву и деревья. «Это была всего лишь пара шотов, так что можно было поэкспериментировать, — продолжает Таллер — Мы просто выстроили композицию и отрендерили результат. В этом случае нам не пришлось рисовать мэттпейнт».

Непростой задачей были сцены, в которых изображения отснятых в студии актеров нужно было расположить на пейзажный фон. «Клиент всегда хочет реализма, — жалуется Таллер. — Но когда у вас студийный шот, где актеров освещало несколько источников света, создать что-то реалистичное очень сложно. Главным здесь было взаимодействие ребенка и робота, и хотелось, чтобы больше ничего не отвлекало зрителя. Нужно было найти идеальный баланс».

«Игра престолов»

Для финальной серии седьмого сезона «Игры престолов» компания Rodeo FX создала (и уничтожила во время битвы) множество элементов, включая ледяную стену. Создатели подходят к сериалу «Игра престолов» как к большому кино, поэтому требования к качеству — самые высокие.

Как водится у кинематографистов, зимние сцены снимались летом. Несмотря на то, что съемки проходили в Исландии, снега в кадре не было.

Стену разбили на три части: передний план, средний и задний, который можно было реализовать с помощью мэттпейнта. Части, которые нужно было разглядеть во всех подробностях, были созданы в 3D.

О создании графики в 7 сезоне сериала «Игра престолов»

«Мы использовали ZBrush и 3D-сканы скал и ледяных образований, чтобы создать аутентичную топологию, — рассказывает супервайзер визуальных эффектов студии Мэттью Руло. — Для создания ледяных наростов и расщелин мы использовали референсы в виде льда и ледяных кубиков, очень похожих на естественные образования».

Команда уничтожала стену с помощью инструмента процедурного разрушения в Houdini и некоторых специально созданных инструментов. Секции стены были заранее разрезаны, чтобы воссоздать процесс, показанный на превизе. Поверх этого работали дополнительные симуляции — для создания синего огня, дыма и снега, а также воды — когда стена падает в море.

«Черная пантера»

Компания Scanline VFX известна как ведущий вендор в работе с водой. Еще в 2009 году они разработали приложение Flowline для создания масштабных водных эффектов в картине Роланда Эммериха «2012». Их привлекают в проекты, для которых нужно создать реалистичную воду (естественно, это не единственное, что они делают, но вода — их особая специализация). Для «Черной пантеры» они создавали водопад. Им предстояло сделать скалы, воду и ее взаимодействие с бойцами Ваканды.

О создании графики в сериале «Черная пантера»

Реальные водопады Игуазу в Бразилии и Виктория в Замбии стали референсами для Водопада воинов в Ваканде. VFX-команде студии также предстояло внедрить в свою цифровую постройку реальную декорацию. Для этого применялось лидарное сканирование, фотограмметрия и ZBrush — инструмент цифрового скульптинга.

Референсами для создания образований в верхней части каньона послужили острова вокруг водопада Виктория. Художники студии использовали разные инструменты, чтобы имитировать эрозию.

«Каждая выбранная форма использовалась для создания базового ландшафта с применением генератора рельефа World Machine, — рассказывает VFX-супервайзер студии Брайан Грилл. — После чего при помощи Advanced Perlin Noise команда создала каменистую поверхность. Изучив настоящие формации островов, мы поняли, насколько разными должна быть эрозия на верхних и нижних уровнях, потому что один рельеф образовало выветривание и высокие температуры, а другой — вымывание. С помощью дополнительных видов эрозии команда создавала геологическую историю ландшафта».

Scanline применили программу Flowline, чтобы показать разные виды воды: брызги, водопад и озера и заканчивая озерами. Работу начали с грубой симуляции FLIP, которая позволяла создать весь водопад, который художники могли потом видоизменять.

«Потом мы добавили брызги высокого разрешения по всей высоте водопада с несколькими точками возникновения, — добавляет Грилл. — Трение о воздух и давление настраивали вручную, чтобы создать соответствующую структуру падающей воды. На брызги накладывался туман, который они должны выделять. Нужно было создать иллюзию движения воздуха вокруг водопада. Самым сложным было правильно воспроизвести масштаб симуляций относительно высоты водопада. Мы изучали, как вода на больших высотах взаимодействует с воздухом и окружающими ее элементами при падении».

Совершенно другой естественной средой были заснеженные горы, в которых разворачивалась часть действия «Черной пантеры». Их создавала компания Rise FX. В основе этой локации — горы Рвензори в Уганде. Их пики всегда покрыты снегом — то что нужно для племени Джабари. Команда студии отправилась на локацию и засняла ее с вертолета.

«Фотографии с вертолета дали старт работе над пейзажем, — рассказывает VFX-супервайзер компании Джонатан Уебер. — Мы смогли создать ледник с помощью фотограмметрии с помощью приложения Reality Capture». Работа велась на основе концептов студии Marvel и других материалов из Африки, собранных в специальную книгу под названием «Вакандская Библия».

Выстроив всю среду в виде простой геометрии, команда начала работу по моделлингу в Maya. Потом художники перешли в Houdini — главный 3D-пакет студии. Здесь настраивали шейдинги, рассеивание лучей по заснеженным скалам и рендеринг в Mantra.

«Поскольку шоты разговора в Тронном зале практически статичны, — говорит Уебер, — мы отрендерили сферическую панораму среды, которую использовали для мэттпейнтов. И потом этот мэттпейнт был разделен на слои и собран снова уже на композе с использованием трехмерных атмосферных эффектов: дыма и облаков, а также симуляций снега, сдуваемого с вершин. Обычный мэттпейнт не работал с общими заявочными видами, поскольку пейзаж должен был выглядеть реалистично со всеми текстурами и шейдерами без дополнительных проекций и дорисовок».

Падающий снег стал ключевым элементом среды. RISE использовал свой собственный инструмент для создания снегопада, написанный для Houdini. С его помощью можно было управлять скоростью падения, весом хлопьев, различными завихрениями и порывами ветра в снегопаде.

«Мы также отрендерили огромные „пузыри“ со снегом для быстрого создания объемного снегопада, — добавляет Уебер. — Это ускорило работу по настройке внешнего вида всей сцены».

Дополнительные симуляции порывов ледяного ветра помогли создать убедительную иллюзию горного снегопада. Поверх всего пейзажа отрендерили объемные облака. Так VFX-художники могли накрывать здания тенью или подставлять солнечным лучам. Это завершило создание необходимой локации.


Обложка: кадр из сериала «Затерянные в космосе» / Netflix