Практика

Что делать художнику по костюмам, если почти все персонажи фильма — мужчины?

Фильмы, в которых рассказаны истории взаимоотношений между несколькими мужчинами и почти отсутствуют женские персонажи — не редкость. Сложно ли художнику по костюмам в таком случае? Не ограничивает ли их кажущееся однообразие мужского костюма?

  • 21 августа
  • 3740
Ирина Жигмунд

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Во-первых, мужской костюм не так скучен и сильно регламентирован, как некоторые считают. Стильных, интересно одетых мужчин на улицах и в шоу-бизнесе гораздо больше, чем женщин. Во-вторых, талантливый художник по костюмам всегда найдет, за что «зацепиться» в интересном сценарии и как обогатить киноисторию. Рассмотрим это на примерах нескольких выдающихся работ.
 

Фильм «Полуночный ковбой». Персонажи и их кумиры


Культовый фильм Джона Шлезингера «Полуночный ковбой», снятый по роману Дж. Лео Херлихая, рассказывает об удивительной дружбе двух мужчин. Популярная цитата из поэмы Пушкина — «Стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой» — точно характеризует не только Онегина и Ленского, но и Джо Бака и «Ратсо» Риццо.

Кадр из фильма «Полуночный ковбой» (1969) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Полуночный ковбой» (1969) / Фото: United Artists

Высокий красавчик-блондин Джо (Джон Войт), уверенный в своей неотразимости, приехал в мегаполис из Техаса очаровывать нью-йорских женщин и заодно зарабатывать этим на жизнь. Его образец для подражания — «король вестернов» актер Джон Уэйн, символ американской мужественности ХХ века. Именно поэтому Бак носит техасскую рубашку с вышивкой, шейный платок, замшевую куртку с бахромой, джинсы, ковбойские сапоги и шляпу. Но весь этот наряд — лишь яркая упаковка, скрывающая простоту наивного провинциального парня.
Кадр из фильма «Полуночный ковбой» (1969) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «Полуночный ковбой» (1969) / Фото: United Artists

Джон Уэйн и Марша Хант в фильме «Адский городок» (1937) / Фото: Paramount Pictures

Джон Уэйн и Марша Хант в фильме «Адский городок» (1937) / Фото: Paramount Pictures

Второй герой фильма — трогательный хромой воришка по прозвищу Ратсо — «Крыса» (одна из первых киноролей Дастина Хоффмана). Художник по костюмам фильма Энн Рот рассказывала, что особенное удовольствие она получила, создавая именно этот характер: «Я придумала, что он был парнем, который спал на бильярдных столах в барах на 42-й улице, но при этом воображал себя Марчелло Мастроянни, имя которого тогда было на всех рекламных щитах. И на всех этих фотографиях Мастроянни был одет в белый костюм. У Ратсо (полное имя персонажа — Энрико Сальваторе Риццо) был по-итальянски чувствителен. Будучи невысоким, непривлекательным, искалеченным мальчиком, он придумал себе эту замечательную фантазию».

Костюмы для Дастина Хоффмана покупались в дешевых магазинах и даже подбирались в уличных мусорных баках, что нетипично для Голливуда. «Еще я сказала Дастину, что у его персонажа должны быть грязные ногти и классное кольцо, которое он явно украл у кого-то».
Кадр из фильма «Полуночный ковбой» (1969) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «Полуночный ковбой» (1969) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (1960) / Фото: Cineriz

Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (1960) / Фото: Cineriz

Последним штрихом к созданию образа послужили ботинки-кукараччи с многочисленными ремешками и длинными носами. Они были тяжелыми, изношенными и полностью меняли осанку актера. Как рассказывал Хоффман, чтобы сделать хромоту более естественной, в один ботинок он насыпал камушков. «Обожаю момент, когда вы смотрите в зеркало и вдруг видите, что там есть кто-то, но это уже не Дастин Хоффман, а персонаж, и вам нужно лишь отступить и позволить ему дышать».
 

Фильм «Одиннадцать друзей Оушена» (2001 г). Индивидуальность персонажа, выраженная в крое


Когда художнику по костюмам в руки попадает сценарий с множеством мужских персонажей, как бы живущих в наше время, всегда есть соблазн пойти легким путем — купить им одежду в магазинах. Но простота эта кажущаяся, поскольку через готовый костюм труднее проявить индивидуальность. Поэтому художник Джеффри Кёрланд поступил иначе.

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (1960) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (1960) / Фото: Warner Bros. 

Но сначала немного истории. В 1960 году режиссеру Льюису Майлстоуну пришла мысль снять фильм с актерами группы «Крысиная стая». Ее лидеры Фрэнк Синатра, Дин Мартин и Сэмми Дэвис часто выступали на телевидении и были невероятно популярны. Фильм с таким составом обязан был стать хитом, что и произошло. Спустя сорок лет режиссер Стивен Содерберг решил сделать свою версию приключений Дэнни Оушена и его десяти друзей (Число одиннадцать появилось в названии из-за неправильного перевода).

«Одиннадцать друзей Оушена» (1960) и «Крысиная стая» были основной культурной силой в 1960-х годах, а Фрэнк Синатра и Дин Мартин были культовыми фигурами, — рассказывал в интервью художник по костюмам Джеффри Кёрланд, — поэтому идея ремейка показалась мне очень привлекательной. С самого начала я ясно дал понять режиссеру, что не хочу покупать одежду в магазинах или вести переговоры с производителями костюмов, которые захотят одеть Джорджа Клуни или Брэда Питта. Стивен [Содерберг, режиссер], как и я, считал, что фильм требует определенной театральности. Наша работа заключалась в том, чтобы поднять драму над реальностью. Мы не снимали фильм в духе 1960-х, но тем не менее должны были привнести образ "Крысиной стаи" в наше время».

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros. 

Характер каждого персонажа художник по костюмам раскрыл с помощью кроя его костюмов.

«Задает стиль Дэнни Оушен, которого играет Джордж Клуни. Он — игрок и авантюрист, и это должно было быть отражено в одежде. Она отличного качества, но не новая: ведь он был в тюрьме. Манера одеваться у него классическая: однобортные костюмы на две пуговицы, пиджаки с подплечниками, которые подчеркивают его личную силу. Дэнни приобретал одежду тогда, когда у него были деньги — поэтому она не новая, как бы с налетом патины, но классическая по крою.
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.

У Расти Райана (Брэд Питт), напротив, стиль более авангардный: он по-прежнему успешный игрок и тратит деньги на себя. Его одежда разработана так, чтобы подчеркнуть все лучшее в его внешности. Расти носит однобортные и двубортные костюмы с индивидуальным кроем и линиями. Воротники и французские манжеты его рубашек, сшитых из ткани с шелковистым блеском, всегда расстегнуты и торчат до костяшек пальцев. Райан — тусовщик, частый гость в стрип-клубах. Он умный, но не легкомысленный. Дэнни, напротив, более серьезный персонаж — старше и мудрее, был женат и разведен, с жизненным опытом. Хотя они и разные, но при этом, близкие друзья. И все эти факторы тоже необходимо было показать через их одежду.

Эскизы костюмов Д. Оушена и Р. Райана. Художник по костюмам Д. Курланд. / Фото: книга Hollywood costume Edited by Deborah Nadoolman Landis
Эскизы костюмов Д. Оушена и Р. Райана. Художник по костюмам Д. Курланд. / Фото: книга Hollywood costume Edited by Deborah Nadoolman Landis

Костюмы для фильма сшиты на заказ. Одежда Дэнни была сделана Домиником Джеральди, традиционным портным, чей стиль можно назвать „Saville Row Italian“ — он эффектный, но консервативный. Костюмы Расти делал Деннис Ким, чей крой гораздо более минималистичен. Он же занимался узкими костюмами с азиатским влиянием для владельца казино в Лас-Вегасе Терри Бенедикта (Энди Гарсия). Для Рубена Тишкоффа, богатого бывшего владельца казино и друга Дэнни и Расти, я хотел более традиционную одежду и снова поручил ее Доминику, зная, что его крой и пошив будут безошибочны по стилю.

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros. 

Мой любимый персонаж в этом фильме — Рубен Тишкофф (Эллиотт Гулд). Когда я прочитал сценарий, то почувствовал, что хорошо знаю этого парня — его манеру одеваться я скопировал у некоторых старых друзей и членов семьи. В 1960-х годах Лас-Вегас был в моде, и я помню, как некоторые из моих родственников часто туда ездили: отец рассказывал мне о парнях, которые размещали посетителей в отелях и поощряли их играть в азартные игры. Это были персонажи типа Тишкоффа, игроки Вегаса — богатые, быстро разговаривающие и жующие сигары. Итак, очки и украшения Тишкоффа, его халаты и тапочки с монограммой основаны на людях из моего прошлого».

Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Одиннадцать друзей Оушена» (2001) / Фото: Warner Bros. 

Так, отталкиваясь от особенностей каждого персонажа, художник по костюмам создавал индивидуальные образы через линии, крой, детали костюмов, что сложно было бы сделать с готовой одеждой. При этом Кёрланд сохранил чувство ансамбля, который был присущ старому фильму с Фрэнком Синатрой и его друзьями.
 

Сериал «И никого не стало». Костюмы цвета холодной безнадежности.


С современными костюмами мы разобрались. А если фильм исторический, где персонажи живут, скажем, в 1930-е годы? Для талантливого художника по костюмам тут тоже не будет проблем. Рассмотрим это на примере блестящей работы Линдсей Пью в мини-сериале «И никого не стало» (так политкорректно назвали экранизацию романа Агаты Кристи «Десять негритят»).

Персонажи сериала «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures
Персонажи сериала «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures

Британское телевидение славится своими костюмными сериалами — во многом благодаря хорошим костюмным базам подлинных вещей. Тем не менее работа Линдсей Пью восхищает не только аутентичным подходом, но и интересно раскрытыми образами, семь из десяти которых — мужские.

Кадр из сериала  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures
Кадр из сериала  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures

Холодные серый и бежевый цвета скалистого острова, окруженного голубой водой, стали базовыми в колористическом решении костюмов персонажей. При этом у каждого из них есть свой стиль, фактуры и цвет.

Вкус и финансовую состоятельность доктора Эдуарда Армстронга (Тоби Стивенс) отражают классический британский крой пиджаков, роскошные галстуки и платочки в карманах. Этот лоск утрачивается, как только в доме начинают происходить убийства.

Тоби Стивенс в роли доктора Эдуарда Армстронга в сериале  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures
Тоби Стивенс в роли доктора Эдуарда Армстронга в сериале  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures

По задумке художника, генерал Джон Макартур (актер Сэм Нилл) и в штатской жизни носит застегнутый на все пуговицы строгий костюм оттенка хаки. Бордовый цвет его галстука тоже неслучаен: красные оттенки, постоянно проявляющиеся в костюмах героев, намекают на их обагренные кровью руки.

Сэм Нилл в роли генерала Джона Макартура в сериале  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures
Сэм Нилл в роли генерала Джона Макартура в сериале  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures

У остальных персонажей тоже есть свои отличительные особенности: видавший лучшие времена костюм и плохо отутюженный воротничок рубашки детектива (Бёрн Горман) говорят о его бедности и ущербности. У судьи (Чарльз Дэнс), напротив, четкие линии очень темных костюмов и безупречность ослепительных рубашек подчеркивают принципиальность и прямолинейность — ему не свойственны компромиссы, для него не существует полутонов. Но полоска его костюмов и рубашек намекают, что персонаж находится в заточении у собственной совести.

Бёрн Горман  в роли детектива Уильяма Блора
Бёрн Горман в роли детектива Уильяма Блора 

Гамма сложных цветов костюмов Филиппа Ломбарда (Эйдан Тёрнер) отражает отношение автора к персонажу: зритель ему сочувствует и симпатизирует, хотя и знает о совершенных им преступлениях. Тревожный лиловый цвет его брюк в заключительных сценах также удивителен, как и развязка детективной истории.

Эйдан Тёрнер в роли Филиппа Ломбарда в сериале  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures
Эйдан Тёрнер в роли Филиппа Ломбарда в сериале  «И никого не стало» (2015) / Фото: BBC Pictures

Вот так разные художники находят свои индивидуальные решения для раскрытия образов, развивая характер, прописанный в сценарии. Как сказал Джеффри Кёрланд: «Роль художника по костюмам заключается в творчестве, вне зависимости от производства, исторической или современной темы, реальной истории или фантазии».
 

Обложка: кадр из фильма «Тринадцать друзей Оушена» (2007) / Warner Bros. 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4333
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3616
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2818
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1966
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1794
Практика

Подставь плечо и стань напарником: как оператору завоевать доверие режиссера 

Чтобы попадать на интересные проекты, оператору нужен шоурил, в котором он дает понять, что умеет осветить сцену, построить композицию кадра, а также работать в разных жанрах. Но свет и композицию чувствуют очень много авторов. Как же выделиться на фоне армии коллег и привлечь внимание режиссера? Рассказывает оператор Егор Поволоцкий

  • 4 ноября
  • 1658
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее