Слова

«Моя задача — сделать историю, а не угнаться за временем»

Александр Хант, режиссер «Витьки Чеснока», готовится к съемкам подростковой драмы «Межсезонье», и, судя по нашей беседе, это кино действительно стоит ждать. Почитайте о погружении автора в жизнь поколения Z, борьбе с фальшью, а также вызовах российскому кинопроизводству


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

— На каком этапе сейчас находится разработка «Межсезонья»?

— Мы готовимся. Сейчас у нас два основных направления работы. Во-первых, это кастинг. Я отсматриваю анкеты ребят, выбираю тех, кто мне приглянулся, и отправляю им видеозадания. Второе, что мы делаем — пишем сценарий. Он уже почти готов, находится в стадии доработок. Он не дописан, но весь ход действия есть. У нас есть скелет, который постепенно обрастает мясом — готов поэпизодник, весь событийный ряд простроен, и теперь появляются сцены, диалоги и все остальное. Думаю, где-то к середине сентября сценарий будет готов.
 
Александр Хант о съемках фильма «Межсезонье»

К этому же времени, думаю, у меня будет и достаточно четкий список ребят, которых я отсмотрел и с которыми мы займемся непосредственно пробами. Это ребята со всей России, в какой-то момент мне их нужно будет привезти в Москву для проб. Параллельно мы собираем деньги, которые нужны на все это: на кастинг, на поездки, на, по сути, нашу исследовательскую работу на тему подростков и подросткового насилия. Это важно, потому что моя задача — не просто подготовиться к съемкам, а вообще проникнуть в саму тему, я в ней должен быть как рыба в воде.

— Давайте на этом остановимся поподробнее. На краудфандинговой странице фильма говорится, что ваша цель — «дать подросткам высказаться и сделать так, чтобы их услышали». Расскажите, как происходит ваше погружение в мир современных подростков?

— Недавно мы с оператором ездили работать в детский лагерь в Анапу. Отработали смену с целью как раз повариться в среде подростков, познакомиться с ними поближе, узнать, что это за поколение.
 

Моя задача — не просто подготовиться к съемкам, а вообще проникнуть в саму тему, я в ней должен быть как рыба в воде.


Также я активно изучаю опыт других режиссеров по работе с подростками. Вот сейчас я читаю книгу про Динару Асанову. Там есть ее дневники, и это очень интересно. Например, такая вещь. Человек всегда говорит про свое время как про нечто уникальное и неповторимое. Вот мы сейчас говорим о подростках как о неком поколении Z и все пытаемся на них взглянуть как на ребят, которые какие-то не такие. Но вот Динара Асанова в своих заметках пишет точь-в-точь то же самое про подростков 70-х годов, что и мы говорим про современных.

Проблемы, на самом деле, все те же. Когда я общался с подростками в лагере, я столкнулся с классической историей безотцовщины, проблемой неполных семей. Подростки очень закрыты, закомплексованы, не умеют выражать свои эмоции и быть откровенными. Я проводил с ними занятия и спрашивал, что бы они хотели в себе изменить, и почти все говорили, что хотели бы научиться общаться с людьми и научиться не стесняться себя. Причем речь как про ребят скромных, так и про ребят «на понтах».

Александр Хант в детском лагере в Анапе / Фото: Александр Хант
Александр Хант в детском лагере в Анапе / Фото: Александр Хант 

Моя позиция была дружественной, я не заходил в роль старшего, который может их чему-то научить, поэтому подростки очень быстро раскрывались и с каким-то прям азартом выговаривались.

— Как вы думаете работать с подростками на площадке, учитывая отсутствие у них актерских навыков?

— В чем особенность подростков как актеров? Они не профессионалы своего дела, они не владеют своим телом, своей физикой. Моя работа — сделать так, чтобы подростки не сыграли эту историю, а пережили.
 

Подростки очень закрыты, закомплексованы, не умеют выражать свои эмоции и быть откровенными. 


В сцене, где герой плачет, он должен плакать по-настоящему. Если его герой переживает те или иные эмоции, он и должен их переживать. Если он будет их просто изображать — все сразу мимо, мы уйдем в фальшь. Вот над этим я и работаю.

Моя цель — найти ребят, стать с ними настолько близким, чтобы мы вместе могли найти возможности для воплощения. И я ищу ребят, которые будут следовать моим идеям, которые смогут отправиться со мной в своего рода путешествие.

Анкеты участников на главные роли в фильме «Межсезонье» / Фото: planeta.ru
Анкеты участников на главные роли в фильме «Межсезонье» / Фото: planeta.ru

Это, кстати, очень сложно сделать сейчас с профессиональными актерами, которые активно заняты. Они выдают тебе три дня в год на съемки. Но невозможно за такое время что-то успеть с ними сделать. Невозможно выцарапать их из графика, чтобы они забыли обо всем другом. И это катастрофа для кино, без этого не появится в нем сложная внутренняя органика.

— Подростковая культура быстро меняется, а производство фильма требует довольно большого времени. Нет ли опасений, что к моменту выхода картина несколько отстанет, и самим подросткам будет казаться не столь актуальной, близкой, достоверной? Грубо говоря, в фильме будет звучать Монеточка, к которой, возможно, к тому моменту уже не будет нынешнего интереса.

— У меня нет цели сделать кино, которое стоит на моде. Я думаю, что хороший фильм про подростков не теряется во времени. Я недавно смотрел фильм «Курьер» — он нисколько не устаревает, хотя там есть брейк-данс, электроника, то есть абсолютные маркеры того времени. Кстати, сейчас они тоже звучат вполне актуально.

Мне, скорее, нужно делать хорошую драматургическую историю. Та же музыка должна звучать в фильме не сама по себе, а должна сопрягаться с историей. Если Монеточка будет звучать в тему, то она будет звучать в фильме всегда. А если Монеточка будет звучать только потому, что она Монеточка, то это никому не нужно.
 

Если Монеточка будет звучать в тему, то она будет звучать в фильме всегда. А если Монеточка будет звучать только потому, что она Монеточка, то это никому не нужно.


В мировом кино есть самые разные движения. И вот на них надо ориентироваться, а не только на то, что происходит у нас. Мы не замкнутое пространство со своими тенденциями. Если мы будем делать кино только для внутреннего потребления, то совершим фатальную ошибку. Хотя бы потому, что сам зритель уже не российский — он смотрит все.

— Как полагаете, то, что вы будете работать с подростками, как-то отразится на сроках съемок?

— У нас будет нежесткий календарно-постановочный план. У нас будет маленькая команда не больше двадцати пяти человек, а не шапито, которое ездит на веренице автомобилей. И я хотел бы, чтобы снимали мы столько, сколько нужно. Это принципиальное условие, потому что та система кинопроизводства, которая у нас сложилось, очевидно, не дает результата.

Александр Хант Фото: Виктор Вытольский
Александр Хант / Фото: Виктор Вытольский 

Я не думаю, что дело в сценаристах или режиссерах — сама система не позволяет добиться результата. Она зажимает тебя в скоротечное производство, в котором сложно получить желаемое. Я, кстати, вообще считаю, что нужно уйти от схемы двенадцать часов 6/1 и перейти к схеме десять часов 5/2. Это заметно повысит качество фильмов.

— Какие локации больше подходят этой истории? Как проходит их отбор, где думаете снимать?

— Сейчас мы планируем поездку в Екатеринбург на выбор натуры. Один раз мы уже там были, и сейчас хотим с оператором съездить еще, чтобы осмотреть локации уже детально и предметно. В общем, мы приглядываемся к Екатеринбургу и Сибири. Думаю, мы не ограничимся Свердловской областью, а заедем, например, в Челябинскую. Мне очень нравится природа Ханты-Мансийского округа, такие болотистые ландашафты.
 

Я, кстати, вообще считаю, что нужно уйти от схемы двенадцать часов 6/1 и перейти к схеме десять часов 5/2. Это заметно повысит качество фильмов.


Кстати, мне кажется, что в современном российском кино очень мало задействована Россия в визуальном плане. Мне бы хотелось найти колорит. Екатеринбург меня как раз тем и привлек, что это предгорье, большой город, но не столица и не Санкт-Петербург. У Екатеринбурга есть свое лицо, свой колорит. Север, думаю, близок нашей истории.

— Ваш дебютный фильм «Витька Чеснок» отличался ярким визуальным стилем. Чего ждать от изобразительного решения «Межсезонья»?

— Мы находимся в поиске. Решения пока нет, но мы с оператором Натальей Макаровой для этого погружаемся в историю. Вообще подход такой. Наша задача не столько придумать, сколько понять. То есть мы не гонимся за решениями, а ждем, пока они сами придут.
 
Трейлер фильма  «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017)

Безусловно, фильм будет иметь свои визуальные ходы, тем более что по первому образованию я сам оператор и к изображению отношусь скрупулезно. Не думаю, что это будет похоже на «Чеснока», потому что там была социальная драма, для которой хотелось визуального китча, чтобы это работало в контрасте. Здесь же это в принципе невозможно — это сработает против истории. Как это будет точно — не знаю. Но во всем должна быть драматургия.
 

В современном российском кино очень мало задействована Россия в визуальном плане.


— Есть ли уже какие-то предположения, что вы будете использовать из техники: камера, оптика?

— Поскольку мы не придумали еще визуальное решение, то и с техническими средствами вопрос открыт. Ведь техника — это краски, средства. Но есть разные мысли, фантазии на тему. Возможно, мы даже будем снимать фильм на пленку. А может это будет какая-нибудь камера VHS. Мы не хотим себя ограничивать условной ALEXA или RED.

— Можете предположить, что будет самым сложным для вас как режиссера на этом проекте? Может быть, какие-то конкретные сцены или глобальные задачи?

— Сложные сцены обязательно будут. Но свою самую трудную задачу я сейчас вижу в следующем. Не потерять психологизм истории, не потерять внутренних отношений, не уйти в жанр. Я бы даже сказал, что хотел бы следовать советской традиции кинематографа. Не в смысле чего-то устаревшего и нафталинового, а в смысле психологического кино, которое было как раз, на мой взгляд, советским кинематографом и изобретено.
 

Мы не гонимся за решениями, а ждем, пока они сами придут. 


Если мы смотрим, скажем, комедии Рязанова или Данелии, мы всегда видим судьбы, даже несмотря на то, что это комедии. Или фильм «Москва слезам не верит» — очень полифоничное кино, драма, по своей сути. Полагаю, весь кинематограф движется в этом направлении, кино всегда пытается изобрести психологию, вне зависимости от жанра. Даже в супергеройском кино сейчас важно, о чем страдает, что гложет Тони Старка, Черную пантеру или Бэтмена.

На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017)  Фото: Виктор Вытольский
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» (2017) / Фото: Виктор Вытольский

История у нас будет приключенческой, криминальной, в ней будет много нестандартного, но с психологией. В «Чесноке» я ушел в китч, в изобразительность, отвлекся от отношения, и потому психологии мне там не хватает. В этот раз у нас будут сцены, где мне нужно будет сложить пазлы из неочевидных вещей, где героям предстоит пережить на экране сложные мысли и чувства. Моя задача — сделать так, чтобы герои это пережили, а зритель это наглядно увидел с помощью киноязыка.

Поддержать проект «Межсезонье» вы можете на Planeta.ru.
 

Обложка: Александр Хант / Фото: Павел Орлов 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 12630
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4384
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3047
Обзоры

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

«Сиротский Бруклин» стал первым появлением Эдварда Нортона на большом экране за три года — последнее время актера не жалуют в Голливуде. Разбираемся почему, а также вспоминаем другие случаи, когда популярные исполнители оказывались на фабрике грез не у дел

14 декабря 3293
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2418
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее