Практика

Как диалог сделать визуально интересным

Правильно выстроенная мизансцена может превратить скучный разговор в динамичный и эмоциональный эпизод. Но что для этого нужно?

  • 9 августа
  • 3920

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Где должны стоять актеры? Нужно ли им двигаться в кадре? Если да, то как и куда? Вот всего лишь несколько вопросов, которые режиссеры и операторы задают себе, когда разводят сцену. Они могут показаться довольно простыми, однако первое впечатление здесь обманчиво. Видеоэссе StudioBinder рассказывает, как можно наладить диалог со зрителем, просто правильно расположив персонажей и предметы в кадре.
 


Как думаете, интересно ли смотреть на людей, которые весь фильм разговаривали бы друг с другом? Вероятно нет, люди бы не стали тратить деньги на такое кино. И все же они платят за это постоянно. Ведь, по сути, кино сводится к разговорам. Диалог — это один из столпов любой истории. Но как в этом случае авторам удается приковать внимание зрителей к разговорам персонажей?

Секрет кроется в правильной мизансцене, расстановке актеров на съемочной площадке. Место, которое актер занимает в кадре, очень сильно влияет на восприятие фильма. В первую очередь авторы должны следить за тремя главными составляющими мизансцены: пространством, фигурами и линиями. Если подойти к вопросу со всей тщательностью, вы сможете динамично и интересно развести любую сцену, добавив ей глубокого подтекста.
 

Пространство

 
Сцена из фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Эта сцена начинается с мальчика Чарли, который играет зимой на улице. Вскоре камера плавно переходит на других героев, родителей Чарли, которые ведут серьезный разговор. Как можно заметить, режиссер сосредотачивает внимание на матери мальчика, а не на его отце, который находится в дальнем углу комнаты, как бы уменьшившись в размерах. Все это время Чарли остается в кадре, на заднем плане. Обратите внимание, как при помощи пространства выстраивается визуальный контраст, который передает напряжение и важность сцены.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: скриншот из видео
Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: скриншот из видео 
 

Фигуры


В киноязыке есть три базовых геометрических фигур: круг, квадрат и треугольник. Все вокруг можно расставить так, чтобы предметы соответствовали одной из них, даже если речь идет о лицах актеров.

Выбор подходящей фигуры неразрывно связан с эмоциональной подоплекой сцены. Например, круг кажется безопасным и гостеприимным, квадрат создает впечатление ограниченного пространства, словно герой оказывается окруженным со всех сторон, треугольник несет в себе агрессию, но вместе с тем в каждом треугольнике есть вершина.
 
Сцена из фильма «Стражи галактики» (2014)

Разберем сцену из «Стражей галактики». Как видно, расположение актеров формирует треугольник, вершина которого сходится на Груте. Это ироничная сцена: в то время как главные герои обсуждают, казалось бы, очень важные для истории детали, на втором плане разворачиваются ключевые события.

Кадр из фильма «Стражи Галактики» (2014) / Фото: скриншот из видео
Кадр из фильма «Стражи Галактики» (2014) / Фото: скриншот из видео 

Анализируя свой кадр, обратите внимание на эмоциональный подтекст и фигуры в кадре, проанализируйте, куда они направляют зрительский взгляд.

Фигуры состоят из линий, о которых мы сейчас поговорим.
 

Линии


Не забывайте о линиях в кадре и о том, как они влияют на потенциального зрителя.

Взгляните на сцену из второй части «Крестного отца». Здесь мы видим обычный диалог между героями. Обратите внимание, что Майкл в этот момент стоит у окна — таким образом, он создает вертикальную линию -, в то время как развалившийся в кресле Фредо представляет собой почти горизонтальную линию. Именно поэтому в этой сцене мы видим напряжение между героями, особенно если учитывать особую технику монтажа. Если бы в этой сцене стояли оба персонажа, у зрителя не создавалось бы ощущения, что между ними есть разница в силе и важности. Подобная мизансцена в сочетании с особым монтажом добавляет напряжение и подчеркивает, у кого на самом деле все козыри в рукаве.
 
Сцена из фильма «Крестный отец 2» (1974)

В какой-то момент Фредо приподнимается в кресле, и его линия становится чуть ли диагональной, словно герой пытается противостоять своему оппоненту. Но когда Фредо прекращает злиться, сцена возвращается в изначальное положение. Так, Майкл пересиливает Фредо и произносит свою финальную реплику: «Ты мне никто. Ты мне не брат и не друг. Я не хочу ничего знать о тебе».

Кадр из фильма «Крестный отец 2» (1974) / Фото: скриншот из видео
Кадр из фильма «Крестный отец 2» (1974) / Фото: скриншот из видео

Итак, для правильной расстановки персонажей очень важны все три элемента, о которых мы сегодня говорим. Тем не менее важно помнить, что сами по себе они не смогут сделать диалоговые сцены глубже, если только автор не вложит в них подтекст или не добавит контраста.
 

Подтекст/контраст


Если мизансцена резко контрастирует с тем, что говорят и делают персонажи, в происходящем появляется некий скрытый смысл. Благодаря ему история становится еще более глубокой.
Для хорошего визуального заявления важны не только постановка актеров, но и понимание между участниками съемочной группы: оператором, режиссером, художником-постановщиком и актерами. И в этом как раз помогает мизансцена. Она расскажет об их истинных намерениях и переживаниях персонажей.
 
Сцена из фильма «Американский психопат» (2000) 

Чтобы тщательнее спланировать сцену, пригодится раскадровка. Подумайте, что именно говорят персонажи, и включите это в нее. Обратите внимание, как люди себя ведут в повседневной жизни: как они разговаривают, как держат себя, как передвигаются. Вполне возможно, вы обнаружите для себя что-то новое.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Amazon Studios

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2505
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1891
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1582
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1568
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1423
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1419
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее