Правила профессии

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский

Не делай раскадровок и не думай про успех, работай в стрессовой обстановке, изменяй своему вкусу: эти и другие правила режиссера Ивана И. Твердовского («Класс коррекции», «Зоология» и «Подбросы»)


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 1. Сам пиши сценарий, снимай и монтируй


В сложной ситуации нужно находить в себе ресурсы самому. Когда заболеваешь, лучше не таблетки пить, а заставить иммунную систему саму вырабатывать антитела и бороться с вирусом. То же самое и при создании фильма: не нужно слушать ничьи советы. Кино рождается, как известно, три раза: в сценарии, на съемках и в монтаже. В течение этого времени меняется очень много нюансов, и совет другого человека скорее может тебя сбить, нежели помочь.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 2. Работай в стрессовой обстановке


Съемочный период — это самый пик стресса, который только может случиться с режиссером. И если ты задумал фильм «в мирное время», сидя в кровати с чашечкой чая, то в съемочном периоде, когда все вокруг стремительно меняется, ты начнешь сильно сбиваться.

Я люблю писать свои сценарии в общественных пространствах: в парках, в транспорте и в кафе. «Подбросы» я создавал, перемещаясь с одного фестиваля на другой. И мне было очень важно, чтобы вокруг меня постоянно менялась среда.

К слову, я умею сосредотачиваться на работе. Я не замечу, если в момент работы над сценарием ко мне залезут в сумку или пойдет дождь, ведь я делаю свое дело. То же самое — и в период съемок. С монтажом чуть сложнее (так как монтировать лучше на большом экране), но я иногда и фильм частично собираю в «походном режиме», потому что для меня такие условия — это привычная среда существования.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 3. Диалоги не нужны


Я не пишу диалоги, чтобы не зажимать артиста в текст. Актеры привыкли читать сценарий в машине, по дороге на площадку. Они быстро выучивают диалоги, — и в кадр. Такой подход мешает им раскрыться: артисты сами придумывает себе, что сыграть, и поэтому с ними невозможно работать. Когда же актеры получают мой сценарий без диалогов (а-ля: «Она сказала ему, что хочет пойти туда-то»), возникает стрессовая для них ситуация, у них сразу появляются «зажимы». Для меня эти зажимы всегда хороши: это первый признак, что может получиться хороший результат. Дальше в процессе репетиции, осознания персонажа и работы с его биографией, возникает некий фундамент. Этот фундамент важен, чтобы актер мог правильно существовать в кадре.

Согласитесь, странно трясти текстом на площадке, учитывая, что все рождается «здесь и сейчас»!
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 4. Подготовь актера


Кстати, режиссеры в нашей стране вообще не занимаются актерами: они или объясняют им «физику», или просто проговаривают им, кто герой и что он должен делать. Для меня, напротив, актеры — важные соавторы фильма. Я стараюсь найти важные точки соприкосновения между персонажем и актером, их подружить.

Но для этого артисту надо дать определенное количество свободного времени. И главное — у него должно быть желание включиться. Чтобы он не между проектами заезжал к тебе «на два слова», а был полноценно погруженным в работу.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 5. Не зажимай актера в жесткие рамки


Актер всегда примеряет персонажа на себя. Если в сценарии характеристика героини звучит так: «Полная женщина курит сигарету», — то артистка сразу скажет тебе: «Я не курю, и я не полная» и так далее. Поэтому я стараюсь давать как можно меньше информации в характеристике персонажа. В финальной предсъемочной стадии я насыщаю характеристики персонажа характеристиками реального актера, то есть переписываю персонажа под артиста, чтобы мы не путались.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 6. Не делай раскадровок


Оператор всегда хочет понимать, как будет строиться кадр, и стремится сделать подробные раскадровки. Но я всегда прошу его сделать лишь одно: определить, где мы можем снимать, а где нет, отметить «слепые» зоны. И на этом — успокоиться. Такой подход режиссера бесит любого оператора. Почему же я так делаю?

Для меня комфорт актера на съемочной площадке — это самое основное. А раскадровки предполагают использование артиста как некой мебели, которую можно взять и подвинуть: «пусть придет сюда, встанет, потом переедет сюда, здесь скажет что-то, потом хлопнет дверью и уйдет». В подобном случае в кадре не остается жизненного пространства, места для актерского существования. И ничего хорошего из этого не выходит.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 7. Во время съемок не смотри фильмы и не читай книги


Бывает, что в выходные дни (например, в экспедиции) киногруппа отправляется в кино. Но я никогда к ним не присоединяюсь. Почему? В кинотеатре я могу увидеть хорошее кино, которое вдохновит меня на резкие изменения в моем фильме.

Представьте: я годами готовился к фильму, мечтал об этом, и во время очень важного съемочного этапа я вдруг смотрю на ночь кино и решаю все поменять. Реакция получается, мягко говоря, запоздалой. Поэтому эмоцию лучше попридержать для следующей картины.

Между фильмами я всегда наверстываю: много смотрю и много читаю, езжу по свету. Безусловно, кинематографисту необходим культурный контекст. Но в съемочный период все это, как мне кажется, запрещено.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 8. Работай в копродукции


Мы живем в очень открытом мире, вокруг нас — культурное многообразие, и все находится в таком близком доступе, что очень жалко замыкаться в пределах национального кинематографа. В таком случае кино может стать местечковым.

Если у тебя нет хорошего оператора, художника или композитора, — не надо запираться на нашем рынке, лучше взять кого-нибудь из-за границы. Кино мультикультурно, и ни для кого особо не важен язык, на котором говорят герои: всегда можно сделать субтитры или произвести дубляж.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 9. Не бойся авторского «нарциссизма» и эгоизма


Авторское кино подразумевает собой нарциссизм, эгоизм и превосходные степени самолюбования. В разных формах они есть у всех. Бояться этого странно, тем более отрицать: наше дело высказываться, и делать это так, как мы можем. И лучше наболтать лишнего, чем что-то не сказать.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 10. Никогда не думай про зрителя, фестивали, призы, успех и неуспех


В определенный момент я вывел для себя формулу: как только ты пытаешься подстроиться под конкретных людей или попасть на некий кинофестиваль, абсолютно точно, что в час «икс» тем людям и фестивалям, про которые ты думал заранее, это будет совершенно неинтересно.

Почему? Как правило, для зрителей авторского кино и уж тем более для фестивальных отборщиков важна лично твоя позиция и твой космос. Когда начинаешь искать ключи доступа к кому-то извне, все рушится, и ты теряешь свой (особый) взгляд.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 11. Делай работу над ошибками


Особенно когда сидишь в зале во время фестивального показа своего успевшего осточертеть фильма. Ты можешь помечать у себя в блокнотике определенные нюансы: те вещи, в которых тебе было бы интересно покопаться, те моменты, где ты принял неверные, на твой взгляд, решения. Не надо, конечно, ни с кем с этим делиться: это твое, личное. Но подобные размышления — это важная часть процесса. Не стоит забывать, что твое развитие должно из чего-то произрастать. Поэтому важно знать, где и какие у тебя раньше были «косяки».
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 12. Не бойся ошибаться, изменять себе и своему вкусу


Всегда есть монтаж, где можно остановить себя, если что-то пошло не так. Но нельзя говорить себе «нет» в момент написания сценария и в процессе съемок: когда хочешь — делай. Иначе можно проснуться в один день и не увидеть перед собой ничего, кроме собственного носа.
 

Правила профессии: режиссер Иван И. Твердовский / 13. «Шапка» и премьера — это праздники для группы, но не для режиссера


«Шапка» есть только для киногруппы, которая отмечает, что хорошо провела время и здорово поработала. Но у режиссера впереди длительный процесс монтажа. Странно отмечать новые этапы работы. Для меня намного более, нежели «шапка», важен тот день, когда я, закрывая постпродакшн, «залочиваю» монтаж. Это особенная дата, у меня действительно праздник.

В момент премьеры фильма картина уже примерно год как сделана, и режиссер должен быть давно погружен в другие замыслы и проекты. Если же режиссер «примеряет» на себя премьеру как долгожданный день, он погружает себя в прошлое, в котором для него нет развития. Это опасно.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 10469
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 9823
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4317
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3932
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее