Обзоры

Рождение «Седьмого сына»

Встретились как-то на съемочной площадке американец Джефф Бриджес, итальянец Данте Ферретти и русский режиссер Сергей Бодров...

  • 16 декабря 2014
  • 2582
Родион Чемонин




История

«Седьмой сын седьмого сына» – популярный архетип в европейской культуре. О нём слагают легенды и поют песни. По одной из версий, такому человеку при рождении дана невероятная мистическая сила. По другой – он же носитель проклятия, которое будет преследовать его всю жизнь. В фильме «Седьмой сын» на него ложится ответственность перед целым народом – защитить мир от армии мифических убийц, которых насылает на королевство ведьма Малкин. Помогать ему будет ментор – последний из оставшихся в живых воин древнего ордена «Рыцари Сокола» Джон Грегори.
 
В предыстории ведьма Малкин и воин Грегори в своё время были любовниками, но в итоге Малкин была заключена в темницу. И теперь она, уязвлённая предательством Грегори, собирает армию ведьм, колдунов и прочей нечисти, чтобы расквитаться за прошлые обиды. Но Грегори сдаваться не собирается, пока не найдёт Седьмого сына, которого он обнаруживает в лице простого молодого фермера Тома Уорда, до поры до времени не знающего о своём даре. У Грегори и Тома мало времени на сборы: им надо успеть добраться до логова  королевы ведьм в горах, пока она не собрала свою тёмную армию, чтобы стать всесильной.



 

Как появился «Седьмой сын»

 
В основе фильма лежит мировой бестселлер британского автора Джозефа Дилейни «Ученик Ведьмака». Писатель утверждает, что книга написана на основе реальных событий, свидетелем которых он якобы стал во время работы преподавателем в небольшой школе в Блэкпуле. По его словам, недалеко от деревни Сталмайн, где он жил, находилась церковь, которую постоянно сотрясали явления полтергейста, прозванного местными жителями «Сталмайнский Стукач». Этот призрак двигал надгробия, хлопал дверями и разве что не просил поднять ему веки. Последней каплей перед тем, как автор решил описать явления в книге, стал призрак лошади, живущий в старинном замке, который стоял севернее деревни, где обитал Дилейни. Именно после появления этой жуткой байки писатель придумал «ведьмака», профессионального экзорциста, который и нашёл своё воплощение в «Рыцаре Сокола» Джоне Грегори. 
 
Роман Дилейни впервые был опубликован в 2004 году в Великобритании и стал настолько популярным, что издательство заказало писателю целую серию, озаглавленную «Хроники Уордстоуна» и разошедшуюся по 24 странам мира.


 
В США книга вышла под названием «Последний ученик: Месть ведьмы». Продюсеры Эрик Ли и Бэзил Иваник заинтересовались ею ещё до выхода в Северной Америке. Компания Legendary Pictures со студией Universal Pictures также прониклись идеей, и в 2013 году проект стартовал. С Джеффом Бриджесом в роли Грегори, Джулианной Мур в роли Малкин и Беном Барнсом в роли главного героя Тома Уорда. Если актёры нашлись довольно быстро, то с режиссёром пришлось повозиться. Продюсеры изначально задались целью, чтобы постановщиком был иностранный режиссёр, а картина отличалась от других фильмов этого жанра. Увидев фильм «Монгол» русского кинематографиста Сергея Бодрова,  Ли, не сомневаясь, предложил режиссёру работу. «Доверив Бодрову “Седьмого Сына”, мы бы сделали фильм интернациональным и по-своему уникальным. Мы с самого начала предполагали (и, к счастью, наши предположения оправдались), что многие актеры и специалисты закадровой команды с радостью воспримут новость об утвержденном режиссере, потому что все они хотели поработать с Сергеем», – объяснил свой выбор продюсер.
 
Сам Бодров комментирует историю фильма, говоря об актёрах и съёмочной группе: «Это путешествие, которое мы рассказывали вместе. Если тебя окружают такие невероятные люди, ты просто не можешь не справиться».
 

Кастинг фильма

 
На роль мастера Грегори требовался актер, который бы «мог сыграть ворчливого, немногословного и несдержанного персонажа; в возрасте, но достаточно энергичного и подвижного». Джефф Бриджес идеально подходил под это описание. Удача улыбнулась американским кинематографистам, так как Бриджес согласился без колебаний.


 
«Во-первых, мне очень понравилась книга, которую написал Джо Дилейни. Сюжет в книге чуть более мрачный, борьба Добра со Злом представлена более остро. На страницах нет четкого черного и белого. Во-вторых, мне представился шанс поработать с Сергеем. Я видел его фильмы “Кавказский Пленник”, который мне очень понравился, и “Монгол”. Я понимал, что если уж он взялся за этот проект, то мы все оказались в надежных руках», –  рассказывает Бриджес. При этом, он делает акцент на уникальном методе работы российского режиссёра: «Он не боится менять планы в самый последний момент. Он смог так наладить работу съёмочной группы, что буквально все ему доверяли, а он, в свою очередь, доверял им. Именно Сергей создал атмосферу, в которой каждому из нас было комфортно. Это настолько же важно, как и то, что ты говоришь на площадке, и как ты это говоришь. С Сергеем очень просто и приятно работать, для меня это был бесценный опыт».
 
Трудностью стал поиск актёра на роль ученика последнего Рыцаря Сокола. В начале фильма он должен выглядеть совсем мальчишкой, а концу превратиться в настоящего супергероя. Бен Барнс, ставший популярным после франшизы «Хроники Нарнии», отлично справился с пробами.


 
Джулианну Мур, обладательницу не меньшего количества наград, чем Джефф Бриджес, тоже не пришлось долго уговаривать сняться в роли могущественной колдуньи Малкин. Для неё работа в «Седьмом сыне» стала возможностью встретиться со старым другом на съемочной площадке. Она не работала с Бриджесом с 1998 года, когда актёры вместе снимались в фильме «Большой Лебовски» братьев Коэнов. Малкин – это её вторая отрицательная роль в кино в 2014 году. До этого она сыграла в «Голодных играх. Сойка-пересмешница, Часть 1» (правда, не все ещё знают, что она играет там отрицательного персонажа, но это уже и не спойлер). Также побывала в сатирической роли в «Звёздной карте», так что для полного комплекта ей отчаянно не хватало ведьмы в своём резюме.
 
В съёмках «Седьмого сына» приняли участие, в том числе, шведская актриса Алисия Викандер, для которой фильм стал первым англоязычным проектом, немка Антье Трауэ, известный по сериалу «Игра престолов» Кит Харингтон и многие другие актёры, сделавшие группу по-настоящему интернациональной.
 
 

Съёмки

 
Снимали в Канаде. Тюрьма Малкин «нашлась» на мрачных ландшафтах пригорода Драмхеллера в провинции Альберта. В провинции Британская Колумбия съёмочная группа нашла удаленную деревушку Виджн Слоу, которая затерялась в горах национального заповедника Пайнкоун Берк. Ферма Уордов была построена на восточном побережье Канады недалеко от пролива Хау.
 
Большое значение имели декорации в павильонах, выстроенные художником-постановщиком Данте Ферретти и его командой, которые стали едва ли не самыми крупными из всех когда бы то ни было выстроенных в Ванкувере. Трехкратный лауреат премии «Оскар» Ферретти черпал вдохновение в фильме Паоло Пазолини «Цветок Тысяча и Одной Ночи». Обычно фильмы типа «Седьмого Сына» снимаются в готическом стиле старой Англии. Художник рассказывает: «Откуда такой стереотип? – спросил я у Сергея. – В этом стиле снято восемь фильмов о Гарри Поттере и много им подобных. И всегда – Англия. Почему бы не проехаться по свету? Вы – русский, кроме того, вам нравится китайская архитектура. Меня вдохновляют Йемен, Иордания, Иран, Эфиопия, Морокко, Персидский залив, древний Рим… Тогда мы решили придумать собственный новый мир. Вы никогда с точностью не определите, в каком месте находитесь – в этом вся суть. Это похоже на кругосветное путешествие. Вы увидите множество культур, множество народностей и самых разнообразных стилей».


 
Дополняют картину удивительные костюмы, созданные двукратной номинанткой на премию «Оскар» Жаклин Уэст. Учитывая общую концепцию того, что действие фильма происходит в неопределенный период и в неопределенной среде, Уэст позволила себе пофантазировать. Благо источников для вдохновения было предостаточно: прерафаэлиты, елизаветинская эпоха, картины Караваджо, рынки Марракеша и Стамбула, сказки Ганса Христиана Андерсена. В фильме можно увидеть немало рыцарей в доспехах, при разработке которых костюмер ориентировалась на обмундирование воинов самых различных государств: сербов, мамлюков, варяжской охраны византийского императора Василия II Болгаробойца, а также русской дружины и личной охраны киевских князей.
 
В сцене на рынке снимались единовременно 350 человек массовки. Чтобы одеть такую толпу, Уэст разработала собственный стиль, сочетающий элементы различных культур и времен. Была и средневековая Англия эпохи Тюдоров, и Монголия, и Индия, и Африка. Многие костюмы были привезены из Англии, но большую часть пришлось отдельно заказывать в Стамбуле.
 
Говоря о визуальных эффектах, создатели сразу приводят пример маски страшного тролля Клыка, которого сыграл двухметровый актёр Джон ДеСантис (сериал «Рухнувшие небеса»). Работа над ней началась с компьютерной модели. После утверждения режиссером с головы ДеСантиса был сделан слепок. Лицо вылепили из глины, затем раскрасили и прикрепили волосы. Подобное внимание к деталям было уникальным, были проработаны все мелочи, включая кожу. Можно даже заметить мельчайшие капилляры, а на зубах – микроскопичные пятнышки. Каждый волос вставлялся в голову отдельно, а затем приклеивался. На протяжении девяти недель над слепком трудились 25-30 сотрудников студии в Лос-Анджелесе.


 
Работала маска Клыка следующим образом: внутри неё находился миниатюрный пульт, контролируемый дистанционно. Он управлял движением семнадцати еще более миниатюрных сервомоторчиков, каждый из которых отвечал за ту или иную эмоциональную мимику Клыка. Еще один пульт «руководил» носом маски; при помощи него Таск мог становиться смешным, мерзким или недоумевающим. Глаза Клыка принадлежали самому ДеСантису. Двигая своими челюстями, актер мог управлять челюстями маски. Таск мог ожить только при условии, что кукольники и актер работали сообща.
 
Готовиться к сложной работе специалисты по визуальным эффектам начали с превизуализации, процесса, позволяющего «проиграть» всю сцену еще до того, как она была снята. Для начала была сделана 3D-превизуализация, соответствующая той части сценария, в которой описывалась сцена. В компьютерную модель попали все мельчайшие предметы реквизита, все актёры и их реплики. Иногда накладывалась фоновая музыка, чтобы понять, какая атмосфера будет в сцене. Работали над спецэффектами те же мастера, которые участвовали в «Звёздных войнах».
 
Съёмки в Голливуде не стали для Бодрова неожиданностью. За свою карьеру режиссёр работал во многих странах, включая Китай, Германию, Францию, Казахстан, Испанию и страны Африки. Сейчас он ведет кочевой образ жизни между Лос-Анджелесом и Аризоной.
 
Над производством «Седьмого сына» работали компании Legendary Pictures, Thunder Road Film, Wigram и студия Universal Pictures, а также режиссер Сергей Бодров, сценаристы Чарльз Ливитт и Стивен Найт, продюсеры Бэзил Иваник, Томас Тулл и Лайонел Уигрэм.
 
Российский релиз фильма «Седьмой сын» состоится 1 января 2015 года.


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также