Практика

Как это снято: «Американские граффити»

45 лет назад на экраны вышла картина, стоящая особняком в фильмографии Джорджа Лукаса. Рассказываем, как создатель «Звездных войн» снимал ретро-фильм после антиутопии и стал законодателем жанра молодежной комедии о выпускниках

  • 2 августа
  • 1638
Маргарита Васильева

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Драматургия: комедийная история взросления с печальным эпилогом


После кассового провала дебютной полнометражной антиутопии «THX 1138» Джордж Лукас решил завоевать сердца зрителей ностальгическим ретро-фильмом. На это решение его вдохновили жена Марсия и творческий наставник Фрэнсис Форд Коппола. Они были едины во мнении, что дебют Лукаса не смог вовлечь аудиторию эмоционально и режиссеру надо попробовать снять более душевное кино.

Будущий создатель «Звездных войн» парировал, что для этого особых стараний не нужно, ведь необходимый материал легко найти в собственной биографии. В конце концов, что может быть более искренним и душевным, чем проникновенный и честный рассказ о себе.

Джордж Лукас на съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Джордж Лукас на съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Героев Лукас поместил в родной Модесто времен своей юности и каждому из центральных персонажей придал собственные черты. Так, образ «ботаника» Терри Филдса по прозвищу «Жаба» вдохновлен периодом старших классов, когда режиссер был крайне непопулярным у девушек нердом. Крутой гонщик Джон Милнер, напоминающий Джеймса Дина в «Бунтаре без причины», отсылает ко временам, когда Лукас увлекался автогонками. Кёрт Хендерсон, которому уготовано покинуть Модесто и стать писателем, близок к Лукасу — студенту киношколы Университета Южной Калифорнии. Нанятые режиссером соавторы сценария Глория Кац и Уиллард Хайк почерпнули многое из своих биографий, разрабатывая других персонажей.

Глория Кац и Джордж Лукас на съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Глория Кац и Джордж Лукас на съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Структура повествования была весьма новаторской — это набор настроенческих зарисовок об одном вечере сентября 1962 года, когда вчерашние выпускники решают, чем заняться после каникул и провожают беззаботную юность, рассекая на автомобилях. Связующим звеном становится любимая Лукасом радиопередача Вулфмана Джека (режиссер даже хотел снимать документальный фильм про ведущего), который ставит актуальные хиты и общается со слушателями.

Лирическая бессюжетность вкупе с обилием музыкальных композиций, за которые надо платить, стали причиной череды отказов со стороны киностудий. United Artists, 20th Century Fox, Columbia Pictures, MGM, Warner Bros. и Paramount Pictures одна за другой разворачивали Лукаса и продюсера Гари Кёртца, пока компания American International Pictures не выразила интерес к сценарию. Правда, для этой студии в нем оказалось слишком мало секса и насилия.

Продюсер Гари Кёртц / Фото: Lucasfilm Ltd.
Продюсер Гари Кёртц / Фото: Lucasfilm Ltd.

В итоге финансировать картину согласилась Universal Pictures, которая с конца 60-х поддерживала молодых кинематографистов Нового Голливуда, способных снимать малозатратное, но довольно зрительское кино. Компания выделила на производство скромный бюджет в 600 000 долларов и предоставила Лукасу полный творческий контроль над проектом. Возможно, по этой причине режиссер начал демонстрировать свое знаменитое упрямство.

Он отмел возражения соавторов, которые были против эпилога, поясняющего дальнейшую судьбу главных героев. По мнению Кац и Хайка, информация, что Джон Милнер погиб в автокатастрофе, а Терри Филдс пропал во Вьетнаме, была слишком мрачной для комедии. Тем не менее она вошла в фильм, который был назван «Американские граффити» вопреки попыткам Фрэнсиса Форда Копполы переименовать ленту во что-то менее абстрактное.

Даже сто семьдесят пять тысяч, добавленных к бюджету, благодаря участию Копполы в продюсировании проекта, который можно было промотировать со слоганом «От создателя „Крестного отца“», не смогли переубедить Джорджа Лукаса.

Кадра из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Кадра из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.


Кастинг: новички, камео и Форд в шляпе


Невысокий бюджет не подразумевает присутствие больших звезд. Зато кастингом занимался настоящий профессионал своего дела Фред Роос, отвечавший за подбор актеров и к упомянутому «Крестному отцу». Чтобы найти исполнителей для «Американских граффити», он отсмотрел множество молодежи из школьных драмкружков и любительских театров области залива Сан-Франциско.

Так, на роль Кёрта Хендерсона пробовались более ста неизвестных актеров, пока Лукас не утвердил Ричарда Дрейфуса, который наиболее основательно подошел к изучению персонажа. На роль Стива Боландера Роос пригласил Рона Ховарда, с которым был знаком по работе на телевидении. Актер, которому в будущем было суждено стать оскароносным режиссером, согласился сниматься у Лукаса, чтобы распрощаться с образом звезды подростковых телешоу.

А вот Боб Балабан предложение Рооса отклонил, и роль «Жабы» досталась Чарльзу Мартину Смиту. Стоит ли говорить, что впоследствии Балабан не раз пожалел о своем решении.

Харрисон Форд, в ту пору работавший плотником из-за неудач в кинокарьере, также едва не прошляпил свой судьбоносный шанс. Он упорно отказывался стричь волосы для роли Боба Фалфы, но Лукасу так импонировал будущий Хан Соло, что известный упрямством режиссер придумал компромисс. Во всех сценах Форд появляется в легендарной ковбойской шляпе Stetson.
Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Немало проблем с мужской частью исполнителей возникало уже в процессе съемок. Пол Ле Мэт попал в больницу из-за сильной аллергии на грецкие орехи, а в иные вечера не упускал случая хорошенько выпить с Харрисоном Фордом и Бо Хопкинсом. Актеры утверждали, что большую часть времени снимались пьяными, а в свободное время покоряли высоту знака отеля Holiday Inn, откуда Форд был впоследствии выселен.

Однажды, когда Ле Мэт был навеселе, сильно не повезло Ричарду Дрейфусу, которого разудалый актер бросил в бассейн. Дрейфус ударился лбом, а на следующий день ему предстояли съемки крупным планом. Однако атмосфера бесшабашности, царившая в актерской команде, в конечном итоге пошла фильму на пользу — дурачества героев выглядят очень реалистично.

Главные звезды фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Главные звезды фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

С женским составом картины также не обошлось без трудностей. Например, двенадцатилетняя Маккензи Филлипс, утвержденная на роль Кэрол, по законам Калифорнии не могла присутствовать на съемках без родительского контроля. Выход из положения нашел продюсер Гари Кёртц, оформивший официальное временное опекунство над девушкой. Позже актриса признавалась, что ей очень нравилось жить в семье Кёртца.

Синди Уильямс мечтала о роли спутницы Терри «Жабы», но ей предпочли блондинку Кэнди Кларк. Уильямс же сыграла сестру Кёрта и возлюбленную Стива Лори Хендерсон.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Картина, ставшая стартовой площадкой для нескольких кинозвезд, в свое время не могла похвастаться таковыми. Зато в ней присутствовала радиозвезда — Вулфман Джек, появившийся в камео, а также предоставивший киношникам записи своих программ. Так что все телефонные разговоры диск-жокея со слушателями абсолютно реальные.
 

Локации: изгнание из Сан-Рафаэля и Петалума


Модесто сильно изменился с 1962 года, поэтому в картине его роль должен был исполнить другой калифорнийский городок Сан-Рафаэль. Но едва начавшись 26 июня 1972 года, съемки были приостановлены. Местные власти откликнулись на жалобы предпринимателей, которым здорово вредили перекрытые киношниками улицы, и съемочную группу выдворили из города. Замена нашлась быстро, и уже 28 июня Лукас снимал в Петалуме.

На съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
На съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Большинство автомобильных сцен было создано именно там, но ради некоторых эпизодов команда выезжала на другие локации Калифорнии. Придорожная закусочная Mel's нашлась в Сан-Франциско, сцена в аэропорту снималась в Конкорде, а школьная дискотека в честь начала нового учебного года — в Tamalpais High School в Милл-Валли.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
 

Визуальное решение: ночные съемки, «Технископ», авто и ретро


Съемки, начатые в конце июня, завершились 4 августа при том, что большинство сцен снимались по вечерам и ночам. Столь сжатых сроков Лукасу удалось достичь, благодаря методам, почерпнутым из фильмов класса «Б» продюсера Сэма Кацмана.

Сначала режиссер хотел обойтись одним оператором, но отказался от этой идеи из-за обилия автомобильных сцен. Лукас нанял Жана Д’Алькена и Рона Эвесладжа, которые были абсолютно равноправны на площадке, где главного оператора не было, но в качестве консультанта присутствовал оскароносный Хаскелл Уэкслер. Многочисленные диалоги в движении между героями в машинах были созданы с применением двух камер в целях экономии времени.

На съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
На съемках фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

В свою очередь сэкономить деньги создателям помогла система «Технископ», использованная вместо дорогостоящего «Синемаскопа». Особенность этой системы, разработанной фирмой «Техниколор» в 1963 году, заключается в том, что она позволяет создавать широкоформатное изображение без анаморфотной оптики.

При съемке на «Технископ» применяется обычная камера со сферическими объективами и 35-мм цветная негативная пленка, расход которой уменьшается в два раза за счет того, что негативный кадр имеет две перфорации по высоте вместо четырех, как при обычном методе съемки. В результате широкоформатное изображение, созданное таким образом, напоминает 16-мм, чего и добивался Лукас, желавший, чтобы визуальное решение было близким к документальному.

Конечный эффект получился еще более оригинальным, ведь «Технископ» придает кадру зернистость, которая вкупе с искусственным неоновым освещением города сделала визуальный стиль ленты живописным.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Не стоит забывать, что «Американские граффити» — ностальгический ретро-фильм о шестидесятых, и это, безусловно, повлияло на облик картины. Персонажи одеваются по тогдашней моде. Наиболее яркий пример — Дебби Данем в кукольном платьице и с бантиком в платиновом каре с огромным начесом.

Среди героев-мужчин самый яркий в плане стиля Джон Милнер, который, судя по прическе и белой футболке с пачкой сигарет в рукаве, тоскует по пятидесятым и старается походить на Джеймса Дина.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.

Автомобиль у Милнера еще более ностальгический — легендарный желтый Ford Model B 1932 года выпуска с кузовом «бизнес-купе». Культовой машине не способен противостоять даже Chevrolet Bel Air 1955 года, на котором рассекает Боб Фалфа, проигравший в кульминационной автомобильной дуэли.
 
Сцена из фильма «Американские граффити»

Автомобили — не только весомая часть визуального стиля ленты, но в некоторой степени — двигатели сюжета. Так взятая напрокат у Стива Chevy Impala 1958 года помогает «ботанику» Терри заинтересовать симпатичную Дебби, а люксовый Ford Thunderbird 1956 года неотделим от роскошной блондинки за рулем и вместе с ней олицетворяет мечту Кёрта о чем-то невероятно прекрасном и недоступном.

Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
Кадр из фильма «Американские граффити» (1973) / Фото: Lucasfilm Ltd.
 

Саундтрек: все хиты, кроме Элвиса


Не менее значительным элементом сюжета в картине выступает музыка. «Американские граффити» стал вторым после «Беспечного ездока» фильмом, где саундтрек состоит исключительно из известных всем хитов.

Забавно, что среди сорока трех композиций нет ни одной песни Элвиса Пресли, который в шестидесятые звучал «из каждого утюга». Дело в том, что Universal смогла договориться о единой сумме отчислений для всех лейблов, кроме RCA, который запросил иные тарифы для синглов своих артистов. Вот почему герои фильма Лукаса — пожалуй, единственные подростки в Америке 1962 года, которые могли всю ночь напролет слушать радио и ни разу не наткнуться на песню Пресли.
 
Саундтрек фильма «Американские граффити»

Впрочем, и без Элвиса лента, которую Universal опрометчиво хотела выпускать исключительно на телеэкраны, стала большим кинопрокатным хитом. В год своего выхода она заняла третье место по сумме кассовых сборов, а к концу прошлого века успела заработать более двухсот миллионов долларов, многократно окупив свой небольшой бюджет. Кроме того, едва ли не самый прибыльный проект Нового Голливуда, «Американские граффити» стал родоначальником целого направления ностальгических комедий о выпускниках и непревзойденным эталоном в данном жанре.
 

Обложка: кадра из фильма «Американские граффити» (1973) / Lucasfilm Ltd.


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 4001
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1969
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1913
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 1794
Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 1737
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1686
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее