Слова

Как организовать идеальный кастинг

Как работать с профессиональными и непрофессиональными актерами, почему так важно осуществлять парные пробы, и в чем состоят организационные задачи кастинга: режиссеры и продюсеры делятся своим опытом.

  • 31 июля
  • 1777
Петр Скопин

Дмитрий
Куповых

исполнительный продюсер («Коробка»), художественный руководитель киношколы «Свободное кино»
Аксинья
Гог

режиссер («Петербург. Только по любви» и «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»)
Ксения
Баскакова

режиссер («Птица»)
Юлия
Мишкинене

продюсер («Сенафон», «Салют-7», «Брат Дэян» и «Интимные места»)
Маргарита
Искандарова

продюсер (сериалы «Хорошая жена», «Восьмидесятые» и «Воронины»)
Владимир
Подгорецкий

композитор и режиссер (короткометражный фильм «Не мой»)

Кастинг — один из самых важных этапов в процессе работы режиссера над фильмом. Выбранный режиссером актер определяет, как будет выглядеть кино, о чем оно будет, каково будет его, в прямом и переносном смысле этого слова, лицо. Если бы Коппола взял на роль Майкла не Аль Пачино, а Де Ниро, или Джека Николсона, к примеру, то «Крестный отец» был бы другим. Выбор актера — это одно из главных решений режиссера.
 
Сцена из фильма «Крестный отец»

У разных режиссеров разные подходы к тому, как правильно проводить кастинг. Кто-то выбирает для актерских проб самые яркие сцены в сценарии, кто-то, наоборот, неяркие, в зависимости от художественного стиля и задач, которые ставит перед собой режиссер. Но все сходятся в одном: кастинг — это возможность познакомиться с актером и определить уровень его профессионализма, уровень его способностей к перевоплощению, к тому, чтобы услышать режиссера, и выполнить задачи, которые он поставит.

Стоит отметить, что актеру важно услышать не только режиссерскую задачу, но и вообще все, что скажет режиссер. В частности, как режиссер опишет характер героя и обозначит жанр произведения. Если режиссер обозначит жанр как «драма» или «хоррор», а актер станет «тянуть» в комедию, скорее всего, он не подходит режиссеру не только по типажу, но и по (не)умению слышать.

Лучший способ проверить профессионализм актера для режиссера — попросить его разыграть сцену из фильма этюдным способом. Для этого надо кратко обрисовать актеру предлагаемые обстоятельства, поставить ему задачу, описать характер героя, мотивы его поступков и обозначить жанр сцены (как и произведения в целом). После этого надо предложить актеру выполнить поставленные перед ним задачи. Этюд может как буквально воспроизводить сцену из фильма, так и ссылаться на нее косвенно. Но так или иначе актера нужно проверять в действии, а не только «на словах».

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Если есть возможность, лучше пробовать актеров сразу в парах, чтобы режиссер был полностью сконцентрирован на наблюдении и анализе, а не вовлечен в подыгрыш (это когда режиссер подбрасывает актеру фразы за другого персонажа). По моему опыту, подыгрыш отвлекает режиссера, раздваивает его внимание, так как ему приходится одновременно быть и режиссером, и актером.

Для некоторых историй важным может быть определение сходства характера актера и персонажа. Особенно это важно, когда режиссер хочет поработать с непрофессиональным актером, который не способен перевоплощаться, но может предстать в кадре похожим на себя в жизни. В таком случае режиссеру стоит искать идеальное подобие актера персонажу фильма, и кастинг должен строиться по другой схеме: здесь важно будет познать личность актера и его характер.
Если режиссер выбрал на роль профессионального актера, способного перевоплощаться, некая тождественность персонажа и актера все равно сыграет режиссеру на руку. Ведь в таком случае можно апеллировать к эмоциональной памяти актера, к его воспоминаниям.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Кастинг должен помочь и ответить на вопросы организационного характера. Например, сможет ли актер сниматься в те или иные дни, насколько он занят, более того — насколько он замотивирован. Особенно это актуально для молодых режиссеров, которые зачастую снимают без бюджета. В таком случае важно понять заинтересованность актера, ведь без нее будет очень сложно работать.

Режиссеру всегда стоит быть подготовленным к кастингу. Некоторые режиссеры, и не только молодые, думают: «Это актерские пробы, и готовиться к ним должен только актер». Такой взгляд ошибочен. Перед проведением кастинга и проб нужно прописать подробный план: выписать те вопросы, которые стоит задавать актеру, сформулировать этюд, который вы нужно будет разыграть, описать предлагаемые обстоятельства, сформулировать актерскую задачу, написать экспликацию характера персонажа для того, чтобы суметь ее рассказать актеру в двух словах.

Лучше заранее изучить резюме актеров, чтобы не задавать им лишних вопросов. Чаще всего время кастинга ограничено, и просить актеров рассказать о себе или о фильмах, в которых они успели сыграть — бессмысленная трата времени. Все это и так есть в актерском резюме. Вопрос «расскажите о себе» может быть, конечно, режиссерской провокацией, но чаще всего он показывает простую неподготовленность режиссера к кастингу, что вызывает недоверие актера, и не дает ему возможности в полной мере раскрыть свой потенциал.

Фото: Ben White
Фото: Ben White

Не стоит заставлять актеров долго ждать. Очень часто режиссеры и организаторы кастингов относятся к актерам чуть ли не как к рабам, которые должны выполнять все, что вздумается режиссеру и безропотно ожидать при этом свой очереди. Всегда лучше приглашать актера к конкретному времени, чтобы его ожидание было минимальным. Помните: стоит проявлять максимальное уважение к актерам, ведь все, что им нужно это — ваше внимание. Внимание дает актеру возможность раскрыться. Поэтому важно обеспечить актерам на кастинге такие элементарные вещи, как вода и перекус. Особенно это актуально для некоммерческих проектов, где надо выстроить систему безденежных мотиваций.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Shamim Nakhaei


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2605
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 2049
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1709
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1602
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1506
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1346
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее