Мнение

Новая эра подпольных пиратских кинопоказов: что изменит закон о кинофестивалях

По новому законопроекту фильмы без прокатного удостоверения смогут показывать только фестивали с конкурсной программой, список которых будет утверждать Минкульт. Но что будет с ретроспективами, специальными кинопоказами и другими популярными программами? Узнали у представителей смотров, которые могут попасть под удар 

  • 30 июля
  • 2878
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

26 июля Госдума в окончательном, третьем чтении приняла законопроект, определяющий понятие кинофестивалей. 28 июля, когда готовился этот текст, закон уже одобрил Совет Федерации. Согласно документу, юридически фестивалем будет считаться лишь мероприятие с демонстрацией «специально отобранных фильмов» в рамках конкурсной программы при участии жюри. При этом продолжительность смотра не сможет превышать десяти дней, а перечень ежегодных международных фестивалей будет утверждаться по критериям правительства страны.

Под вопросом оказываются Beat Film, Eat Film, показы «Сеанса» и «Искусства кино», «КароАрт», AmFest, Britfest, ArtPokaz, «Иноекино», TheatreHD, кинопрограммы при Третьяковской галерее и многие другие события с маленькими бюджетами и без конкурса. Мы связались с их представителями, чтобы расспросить, что они думают об этом законе.

Алена Бочарова (Beat Film Festival)

— Ощущение, что с этим законом все не слава богу. Он носит губительный характер для киноландшафта, в создании которого мы тоже участвуем. Если разом закончатся посольские инициативы по показу национального кино, показы «Искусства кино» и BritFest, остановятся другие тематические фестивали, тогда произойдет массовый отток думающего зрителя из кинотеатров. Зритель вернется к домашнему экрану и к торрентам.



Фото: Beat Film Festival
Фото: Beat Film Festival

И главное — непонятно, какие фестивали войдут в утвержденный министерством культуры реестр, и что произойдет с фестивалями, которые не попадут в него? В последние годы появляется все больше новых фестивалей, которые существуют без государственного финансирования и набирают обороты. Для их существования не требуется никакой реестр. Что будет с этими фестивалями теперь, пока неясно.


Василий Степанов («Сеанс»)

— Принятый Госдумой закон ставит под угрозу все специальные кинопоказы без прокатного удостоверения, которые до сих были возможны. Разговор идет о редких фильмах, у которых нет отечественных прокатчиков, о национальных ретроспективах и микрофестивалях непрокатного кино. Получение прокатного удостоверения для одиночного показа такого рода картины — это слишком затратная задача, и этим никто не будет заниматься.

Чтобы устроить по новым правилам, например, ретроспективу Гая Мэддина, необходимо будет организовать целый «фестиваль Гая Мэддина» с жюри и призами. И внести этот «фестиваль» в реестр Минкульта (что, конечно, маловероятно). Это абсурд радикально высокого уровня. С другой стороны, мы с таким же абсурдом сталкиваемся в других областях нашей жизни. Чему удивляться?

Кадр из фильма «Замочная скважина» (2011) / Фото:  Buffalo Gal Pictures
Кадр из фильма «Замочная скважина» (2011) / Фото: Buffalo Gal Pictures

Если закон не вернут из Совета Федерации для его улучшения, ретроспективы и прочие специальные показы в больших кинозалах, по сути, прекратятся, этот сектор быстро уйдет в подполье, и начнется новая пиратская эра клубных показов с Blu-ray и DVD. Подпольщики, понятно, никаким правообладателям платить не будут. Спасибо за это индустрия должна будет сказать Госдуме.

Дмитрий Покровский («АrtPokaz»)

— Принятый Государственной думой закон отразится на нас прямым образом. Самая интересная часть нашего репертуара — это фильмы, которые мы покупаем за рубежом. На эти картины нет прокатных удостоверений, и мы запускаем их в рамках кинофестивалей, чтобы соответствовать тому закону, который пока еще работает сейчас.



Фото: ArtPokaz
Фото: ArtPokaz

Но после принятия новых правок, лазейка с кинофестивалями будет закрыта. Процедура получения прокатного удостоверения сложная, она длится несколько месяцев и достаточно дорого стоит, поэтому получать прокатное удостоверение для нас — это практически бессмысленное занятие. В итоге наш репертуар очень быстро иссякнет.

Алексей Бажин («Иноекино»)

— Закон абсолютно нелогичный, вносящий серьезный хаос в работу Министерства, не говоря уже о том, что обеднеют многочисленные госкинотеатры, а у публики отберут культурный вид досуга. Государство лишится налоговых поступлений от организаций, которые уже не смогут работать. Зачем? Ответа нет. Спросите у Госдумы.


 
Ролик, посвященный ретроспективе Вима Вендерса

В условиях сверхвысокой концентрации бюрократии и самоуправных рамок дозволенного (введение понятия «кинофестиваль»), в сфере фестивальных показов работать уже будет просто невозможно. Это такие «дебри», в том числе и финансовые (для получения прокатного удостоверения требуются огромные трудозатраты), в которые ни один нормальный независимый фестивальный организатор забираться не решится.

Пресс-служба сети «КАРО»

— В текущей редакции закон лишает зрителей большей части ретроспективных показов, фестивалей без жюри, а также специальных событий, поскольку получить прокатное удостоверение согласно существующей на сегодняшний день процедуре для правообладателей таких фильмов становится технически невозможно.

Известно, что даже у тех дистрибьюторов, которые представляют крупные студии, сейчас возникают сложности с получением прокатных удостоверений по срокам и техническим требованиям из-за некорректной процедуры, которая не отвечает современным реалиям рынка, несогласованной внутриведомственной работы. Несколько раз прокатное удостоверение было рычагом давления на бизнес.

Поэтому мы считаем, что законопроект не должен быть одобрен на самом высоком уровне, и готовим официальную позицию и предложения по приведению его в соответствие с критериями разумности и обоснованности.

Ирина Шаталова («ДОКер»)

— С очередной законодательной инициативой в жизни «ДОКера» как фестиваля почти ничего не изменится, поскольку «ДОКер» идеально соответствует прописанному Государственной думой определению: на нашем кинофестивале всегда были международное экспертное жюри и регламент, и он длится не более 10 дней.

Что, действительно, пострадает, так это региональные показы. Нашу программу с удовольствием приглашают к себе разные города: Ярославль, Казань, Калининград, Новосибирск и другие, стараясь устроить из «Эхо фестиваля ДОКер» полноценное событие: собрать зрителей и экспертов, организовать интересные дискуссии и интерактивное участие авторов. Теперь это станет невозможным.


Фильмы фестиваля «ДОКер»

Очень жаль, что зрители не из Москвы лишатся возможности знакомиться с редким, штучным кино, которое никто к ним никогда больше не привезет. Так же обидно и за коллег, которые организуют национальные кинонедели и неконкурсные фестивали. Ясно, что сейчас многие из них начнут формировать вымышленное жюри и вынужденное вручение призов. Это будет ненужная трата денег, обесценивание событий, у которых совершенно другие задачи, и девальвация самой идеи творческого соревнования.

BritFest и журнал «Искусство кино» от комментариев воздержались.
 

Обложка: Karen Zhao


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3826
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 3039
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2996
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2699
Слова

Как звукорежиссеру работать с непрофессионалами

Забывшие о микрофоне актеры, шуршащая при записи звука одежда и игнорирование хлопушки: российские звукорежиссеры рассказали, в чем состоят основные сложности при работе с непрофессионалами и как их разрешать

  • 29 ноября
  • 1759
Практика

Мастер: Лон Чейни

Лон Чейни — один из самых таинственных актеров Голливуда. На экране он часто появлялся в пластическом гриме и отказывался общаться с прессой, чем только подогревал интерес к своей личности. Киноисторики даже не могут сойтись на причине его смерти. Почему же Чейни стал такой важной фигурой в кинематографе?

  • 30 ноября
  • 1742
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее