Обзоры

Опасный метод: 7 жестоких примеров работы режиссера с актером

В погоне за нужной актерской игрой режиссеры порой прибегают к экстремальным методам. Выносим на ваш суд несколько ярких случаев и задаемся вопросом: допустимы ли на площадке психологическое давление, физическое насилие и прочие разновидности режиссерского «кнута» 

  • 28 июля
  • 8612
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

01. Сидни Люмет и «Такая женщина»

 
Трейлер фильма «Такая женщина»
 
В одной из сцен фильма «Такая женщина» режиссеру Сидни Люмету было необходимо, чтобы актриса заплакала в кадре. Дубли не удавались, время шло, в итоге режиссер не выдержал и прибег к крайней мере. Он внезапно отвесил актрисе пощечину, благодаря чему наконец-то получился «потрясающий дубль», а исполнительница даже бросилась к режиссеру с благодарностями. Правда, сам Люмет этого случая стыдился и никогда в дальнейшем к подобной «насильственной» практике не прибегал, считая ее признаком нехватки мастерства и творческой слабости. 
 

02. Альфред Хичкок, Типпи Хедрен и «Птицы»

 
Сцена из фильма «Птицы»
 
Альфред Хичкок славился своей жестокостью по отношению к актерам, но, пожалуй, на «Птицах» маэстро ужаса превзошел сам себя. У исполнительницы главной роли Типпи Хедрен не было актерского опыта, поэтому режиссер решил «помочь» ей вжиться в образ жертвы нападения птиц — он по-настоящему натравил на нее несколько десятков агрессивных пернатых. Причем съемки соответствующих сцен вместо обещанных пары часов растянулись на несколько дней. В остальное время Хич выступал в роли эталонного абьюзера: отпускал колкости в адрес Хедрен, контролировал каждый шаг, диктовал малейшие детали поведения. По словам актрисы, такое поведение было вызвано вовсе не одним лишь желанием режиссера добиться от нее нужного исполнения. Согласно версии Хедрен, Хичкок был влюблен в нее, но, не встретив взаимности, начал мстить. Пожалуй, даже полученный «Золотой глобус» в такой ситуации мог быть слабым утешением.
 

03. Бернардо Бертолуччи, Мария Шнайдер и «Последнее танго в Париже»


Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972) / Фото: MGM 
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже» (1972) / Фото: MGM 
 
Фильмом «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи бросил пощечину общественному вкусу и нарушил ряд табу. Прежде всего в плане демонстрации секса на экране. Но чтобы добиться радикальных результатов, нужны были радикальные методы, и прежде чем вызвать шок у зрителя, предстояло шокировать актеров. Так фильм стал настоящим испытанием для Марии Шнайдер, а съемка знаменитой «сцены с маслом» до сих пор остается предметом скандала и этических дискуссий. Эпизод предполагал акт сексуального насилия (разумеется, постановочного), но в последний момент Бертолуччи внес правку. Режиссер добавил в «отношения» между героями сливочное масло, чтобы тем самым вызвать настоящее удивление актрисы и чтобы «она почувствовала себя униженной». Результат превзошел ожидания Бертолуччи. Актриса, на фоне подготовки к и без того сложной сцене, от нововведения испытала сильнейший стресс, выдала неподдельные слезы, а после прекратила общаться и с режиссером, и с партнером по площадке Марлоном Брандо. Бертолуччи тем не менее уверен, что оно стоило того, поскольку сцена удалась, да еще и с первого дубля. 
 

04. Ридли Скотт, все-все-все и «Чужой»

 
Сцена из фильма «Чужой»

Хрестоматийная сцена «Чужого» — через грудную клетку персонажа Джона Херта прорывается пришелец. Наверняка вы помните ужас от этого эпизода при первом просмотре. Но интересно, что еще больший ужас испытали актеры на съемках. Дело в том, что Ридли Скотт не предупредил исполнителей, что именно будет происходить в сцене, он лишь обещал несколько капель крови. В действительности же, как мы знаем, актеров залило с ног до головы, а внезапность, с которой это произошло и невыносимая вонь рыбы, мяса и формальдегида, которые использовал департамент спецэффектов, только усилили ужас присутствовавших. Зато фильм — классика. 
 

05. Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Шин и «Апокалипсис сегодня»

 
Сцена из фильма «Апокалипсис сегодня»

Снимая «Апокалипсис сегодня» Фрэнсис Форд Коппола настаивал на максимальной достоверности. Это привело к тому, что фильм попал в «производственный ад», а еще к тому, что на съемках чуть не погиб от инфаркта Мартин Шин. Довела его до такого состояния открывающая сцена в отеле. Коппола намеренно спаивал актера и подталкивал его к депрессии. Съемки начались только тогда, когда исполнитель достиг нужной кондиции. Правда, Шин «слегка» увлекся и начал резать себя стеклом, а в ответ на просьбу Копполы вызвать врача потребовал продолжать съемки. В общем, это тот случай, когда безумный режиссер и безумный актер нашли друг друга. 
 

06. Стэнли Кубрик, Шелли Дювалл и «Сияние»

 
Сцена из фильма «Сияние»

Не особо церемонился с актерами и Стэнли Кубрик. Из всех его «жертв», пожалуй, больше всего досталось Шелли Дювалл на съемках «Сияния». Актрисе предстояло сыграть женщину, третируемую сошедшим с ума мужем. Достоверность режиссер обеспечил тем, что ввел исполнительницу в состояние непрекращающегося стресса. Кубрик унижал актрису перед съемочной группой, при этом запрещая команде проявлять в ее сторону какие-либо знаки поддержки. Апофеозом мучений Дювалл стала сцена с бейсбольной битой. Актрисе пришлось сыграть ее 127 дублей. Позже Дювалл описывала свой опыт съемок в «Сиянии» так: «Мне приходилось плакать по двенадцать часов в день, пять-шесть дней в неделю, девять месяцев подряд». И критики после этого еще и называют игру Дювалл самым слабым местом картины!
 

07. Руджеро Деодато, все-все-все и «Ад каннибалов»

 
Трейлер фильма «Ад каннибалов»

Если снимаешь одну из самых экстремальных художественных картин в истории мирового кино, то и обстановка на площадке должна быть соответствующей. Так, по всей видимости, рассуждал режиссер «Ада каннибалов» Руджеро Деодато. Чтобы сделать убедительное кровавое мокьюментари о каннибалах, режиссер затащил съемочную группу в джунгли Амазонки, где всячески провоцировал опасные и малоприятные ситуации, в том числе поджигал хижины с людьми внутри и жестоким образом убил несколько животных (свиней, обезьян, черепах). В итоге группа пребывала в постоянной истерике, что режиссера, признанного окружающими нездоровым садистом, вполне устраивало, ведь экранное действие оказалось очень достоверным. Настолько достоверным, что Деодато после съемок даже отправили на несколько месяцев за решетку. 
 

Обложка: кадр из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2558
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1983
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1642
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1522
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1466
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1320
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее