Практика

Как применять экспериментальное динамическое освещение на съемках музыкального клипа

Мэтт Бендо, канадский кинооператор и режиссер, делится опытом съемки музыкальных клипов, а также рассказывает, как использовать оргстекло в качестве инструмента для освещения и почему съемка в номерах мотелей — это не так уж и просто

  • 27 июля
  • 3888

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.


Начнем со знакомства


Меня зовут Мэтт Бендо, я оператор из Торонто. В 2017 и 2018 годах я получил награду Канадского общества кинооператоров в номинации «Лучший рекламный ролик» за работу над проектами Legacy и Storm, соответственно. Помимо собственно, работы с камерой и светом, я также выступаю на некоторых проектах режиссером. Я снимаю короткометражки, рекламные ролики, музыкальные клипы и документальные фильмы. В общем, я прикладываю много усилий, чтобы визуально преподнести историю зрителю .

Мэтт Бендо / Фото: Cameron Bryson
Мэтт Бендо / Фото: Cameron Bryson

Клипы — это отличная площадка для экспериментов и рискованных решений. Главная их прелесть в том, что автор не привязан к истории, в отличие от художественных фильмов. Хочешь показать человека, вопреки всем законам физики идущего по стене — тебе прямая дорога в мир клипов. Любое сумасшедшее решение можно оправдать вашим «видением» музыки. В клипе Sickick лампы квартиры плавно переходят в динамическую анимацию: все потому, что мне показалось, что песня подсказывает именно такое визуальное решение. Мне очень понравилось работать над этим клипом, так как я должен был снять много сцен, в которых требовалось пускать в ход сложные осветительные решения.
 
Клип Sickick — Mind Games  

Как динамическое освещение помогает раскрыть историю?


Такой формат освещения позволил показать, что в квартире, в которой разворачивается действие, существует реальность, отличная от нашей. Динамическое освещение помогает усилить эффект брейков, которые мы слышим после припевов. Клип называется Mind Games («Игры разума»), поэтому я посчитал уместным использовать интенсивное освещение, чтобы сразу же удивить зрителя.

Скриншот из клипа Sickick - Mind Games
Скриншот из клипа Sickick — Mind Games
 

Каким образом удалось воплотить замысел в жизнь?


Динамического освещения можно добиться при помощи нескольких инструментов: светодиодная RGB-лента KinoFlo FreeStyle Selects, регуляторы освещенности RatPac, лампы накаливания, ноутбук, iPad, программное обеспечение Ableton и DMX-контроллер, при помощи которого можно управлять освещением. Работу со светом клипа можно сравнить с концертным освещением. Мы сделали анимацию при помощи кифреймов, а затем синхронизировали ее в такт музыке. Настройки освещения должны быть одинаковыми во время съемки каждого отдельного кадра: это очень помогало на монтаже. Вот что говорит Марк Классен, управлявший пультом освещения (к слову, превосходный визуализатор) о технической составляющей сцены.

Марк Классен / Фото: markaklassen.com
Марк Классен / Фото: markaklassen.com

«Чтобы наладить работу между DMX-контроллером и Ableton, мне понадобилось DMXIS-устройство производства Enttec. Оно подсоединяется к компьютеру по USB-кабелю, подходит для разъемов DMX с тремя и пятью контактами контроллеров 512-канальной линейки. Такое приспособление идеально подходит для работы с двумя-тремя устройствами. Если их число доходит до пяти, то задача все еще выполнима, но как только дело доходит до подвижных прожекторов, правильно программировать их становится сложно. Главная прелесть Ableton — это возможность переназначить функции физических кнопок на миди-контроллере, получив таким образом возможность физически программировать нужное освещение. Тем не менее потребуется какое-то время, чтобы разобраться в настройках Ableton, особенно для таких людей, как я, которые пока только разбираются в возможностях программы. Не забывайте, что есть много другого ПО, которое поддерживает DMXIS. Я, например, выбрал Ableton из-за гибких настроек освещения и потому, что ее мне советовали знакомые».

На видео ниже можно посмотреть, как происходит настройка оборудования.


Почему ты решил стать одновременно оператором и режиссером клипа?


Я подумал, что так смогу беспрепятственно осуществлять все свои идеи, не тратя время на долгое принятие решений. По призванию я оператор, однако роль режиссера развязала мне руки, чтобы полноценно воплотить свое операторское видение. Я стараюсь всегда бросать себе вызов, чтобы получить как можно больше опыта на каждом новом проекте. Мне кажется, выход из зоны комфорта — одно из необходимых условий для профессионального роста. Руководство творческим процессом развило во мне навыки импровизации, поскольку во время съемок у нас постоянно появлялись проблемы, которые нужно было срочно решать.

На съемках клипа Sickick — Mind Games / Фото: предоставлено Мэтт Бендо
На съемках клипа Sickick — Mind Games / Фото: предоставлено Мэтт Бендо
 

Как тебе пришла в голову история для клипа?


Довольно часто я черпаю вдохновение из того образа, который возникает в моей голове. Почти никогда история не приходит ко мне полностью, скорее, это какая-то ситуация, вокруг которой можно выстроить впечатляющий визуал. Когда я послушал трек Sickick, я представил, как исполнитель сидит в комнате мотеля, окруженный яркими огнями, двигающимися в такт музыке. Я решил развивать этот образ, дополнить его деталями, чтобы оправдать появление такого визуального элемента — отсюда и началась история, начала развиваться сама концепция.

На препродакшне я обычно снимаю и монтирую ролик с визуальными референсами, которые помогают мне передать атмосферу и ритм проекта съемочной группе. Это что-то вроде шпаргалки, которая позволяет мне точно рассчитать объем работы над каждой сценой, понять необходимое количество материала еще до начала производства.
 

Когда-то ты уже использовал стеклянные банки для создания эффектов освещения. В этот раз ты делал что-нибудь подобное?


Мне очень нравится экспериментировать с разными фактурами стекла в качестве рассеивателей. На съемках этого клипа, например, я решил использовать оргстекло в паре с прожектором с линзой Френеля. Вместе с Сэмьюэлом Поллоком, нашим гафером, мы сделали алюминиевую рамку, в которую поместили кусок стекла; у него очень интересная фактура, благодаря которой создаются интересные световые узоры. Мы прикрепили прожектор к слайдеру Dana Dolly, по которому он «бегал» вдоль стекла — примерно по тому же принципу мы работали с банками. А поскольку оргстекло мутное, мы получили интересную текстуру не только на поверхностях, куда падал свет, но и на участках, через которые он проходит.

Вот так мы сооружали конструкцию с оргстеклом.



Какие объективы и камеры ты использовал?


Клип снят на ARRI Alexa Mini при помощи анаморфных объективов Cooke 2x Squeeze SF. На этапе цветокоррекции мы добавили эффект хроматической аберрации, дефекты негативной пленки, размытость и артефакты по краям кадра. Мы подумали, что объективы будут давать слишком четкое изображение, и эти эффекты помогли нам создать запоминающийся стиль.  Я не ожидал, что финальная версия получится такой естественной. Также я стараюсь не использовать фильтры вместе с объективами, поскольку предпочитаю максимально четкое изображение и дожидаюсь цветокоррекции, чтобы настроить изображения под свои требования. Клип снят с соотношением сторон 2.66:1, что отличается от привычного для анаморфных объективов соотношения 2.39:1/ 2.35:1.

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games
Скриншот из клипа Sickick — Mind Games


Как цветокоррекция и визуальные эффекты помогают раскрыть историю и подчеркивают операторскую работу?


Я работал с художником по цветокоррекции Клинтоном Хомут из студии Alter Ego в Торонто. Он смог сделать то, чего я самостоятельно никогда не смог бы добиться: для каждой сцены он подобрал отдельную цветовую гамму, чтобы соответствовать настроению каждого акта.

Мне кажется, самой удачной вышла сцена, где Sickick играет на драм-машине за кухонным столом, а с потолка сыпятся золотистые блестки. Здесь, на мой взгляд, очень много визуальных подсказок, которые помогают как можно лучше проникнуться атмосферой клипа. Мы решили, что сцены в комнате мотеля должны быть выдержаны в бирюзовом оттенке, а в моменты брейков изображение должно резко становиться оранжевым. Нам показалось, что резкая смена цветовой гаммы поможет создать очень сильный контраст между сценами, сделав их эффектнее.
Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Наш художник-постановщик Авалон МакЛин-Смитс невероятно помог мне в составлении цветовой схемы клипа. Мы хотели создать загадочную, ретро-футуристичную атмосферу, по которой сложно определить, в какое время разворачивается действие, но при этом строго следовать выбранной цветовой гамме. Нам хотелось сделать маленький мир клипа странным, но выдержать баланс, не уходя в крайности. То, что видит и чувствует зритель, — это, безусловно, заслуга художника-постановщика. Мне очень повезло с Авалоном, он действительно старался как максимально точно воплотить мое видение.
Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games

Съемки проходили в декорациях или на локации?


Изначально мы собирались снимать на локации, но так и не нашли мотель, который подходил бы нашим запросам. Комнаты в мотелях очень маленькие, в них не вышло бы создать ту глубину кадра, которую мы хотели. И, конечно, там едва ли уместилась бы наша съемочная группа.

Поэтому мы решили снять клип в студии Digital Canaries в Гамильтоне. Огромный плюс этой студии — это большое количество реквизита. В нашем распоряжении оказалось множество винтажной мебели, которая была нужна нам для создания атмосферы клипа.

Работа в студии не стесняла никого в пространстве: у всех было много места, что сразу же хорошо сказалось на эффективности съемочного процесса. Также мы смогли установить освещение перед «окнами» павильона. Для нас это было очень важно, так как нам нужен был день, чтобы выстроить все необходимые световые конструкции. А поскольку мы находились в студии, нам не нужно было каждый раз убирать расставленное освещение после смены. Съемки, кстати, длились всего три дня.

Отсутствие проблем с электричеством и огромное пространство для творческой работы позволили нам постоянно развивать концепцию и выстраивать динамичные мизансцены.

Чтобы получше понять, как проходили съемки клипа, предлагаю посмотреть ролик о них.


А что в итоге?


К счастью, мне очень повезло работать с талантливой группой, которая не покладая рук трудилась над проектом. Нужно научиться доверять своим коллегам, чтобы они не стеснялись показать свои навыки в полной мере, чтобы вы все вместе могли гордиться своим детищем.

Источник: cinema5d
 

Скриншот из клипа Sickick — Mind Games


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 4148
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2481
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 2165
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

На случай, если вам нечем заняться долгими зимними ночами, «голубые огоньки» вам эстетически и физически противопоказаны, а «Иронию судьбы» вы выучили наизусть, мы составили список самых интересных сериалов зимы 2018-2019

  • 13 декабря
  • 1838
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1813
Практика

Как создавались костюмы к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император»

Художник по костюмам Джеймс Ачесон вспоминает о своей работе над фильмом «Последний император», за который он в 1987 году получил свой первый «Оскар» (второй был за «Опасные связи», а третий — за «Королевскую милость»)

  • 11 декабря
  • 1535
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее