Практика

Что делать художнику по костюмам, если почти все персонажи фильма — женщины?

Бывает так, что сценарий построен на истории взаимоотношений двух или нескольких женщин. Как в данной ситуации поступить художнику по костюмам? Усложняет ли это его работу?


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Художник по костюмам создает каждому персонажу, будь он герой или актер эпизода, свой индивидуальный образ. И, по большому счету, для него нет большой разницы — одна героиня в фильме или несколько. За первые минуты экранного времени зритель должен понять социальный статус, семейное положение, материальный достаток, увлечения персонажа.

В жизни мы можем одеваться как угодно, но в кино одежда — визуальный маркер героя. С помощью костюма художник должен раскрыть его характер и вписать по цвету и стилю в остальной актерский ансамбль. Как же быть с фильмом, где весь упор делается на женские характеры? Разберем это на примере нескольких кинофильмов и одном популярном сериале.
 

Фильм «Тельма и Луиза». Костюм как усиление восприятия драматургии


В случае с несколькими героинями, на взаимоотношениях которых выстроен сценарий, художнику необходимо отразить эту взаимосвязь в костюме. В этом смысле лучше примера, чем фильм «Тельма и Луиза» (1991) режиссера Ридли Скотта, нам не найти.
 
Трейлер фильма «Тельма и Луиза» (1991) 

Луиза (актриса Сьюзен Сарандон) убивает человека, который хотел изнасиловать Тельму, потому что когда-то сама пережила насилие. Это лишило ее романтических иллюзий, сделало жесткой, недоверчивой в отношениях с мужчинами. Художник по костюмам Элизабет Макбрайд передала характер Луизы через ее андрогинный стиль, основу которого составляют джинсы, джинсовая куртка, майки, рубашки. Цельная натура героини отражена в локальных цветах ее одежды. И если в начале фильма Луиза еще выглядит немного кокетливо (вышивка на блузке, красная помада, платок), то к концу истории от этой женственности не остается и следа.
Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM

Тельма (Джина Дэвис) легкомысленна и инфантильна. Как в характере, так и в костюме, она полная противоположность Луизе. В первой части фильма мы видим на ее одежде женственные принты и отделку стразами и жемчугом. Белый цвет ее платья в ключевой сцене попытки изнасилования подчеркивает наивность, беззащитность и уязвимость героини.
Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM 

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM 

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM 

Кадр из фильма «Тельма и Луиза» (1991) / Фото: MGM 

Но постепенно, вместе с драматическим развитием истории, Тельма меняется — уходят цветочки и сердечки. Героиня надевает куртку Луизы, джинсы и джинсовую рубаху. В ее стиле (как и в характере) под влиянием подруги проявляется собранность и агрессивность. Из милой домохозяйки она превращается в лихую грабительницу. И вот уже в последней сцене мы видим на Тельме черную футболку с черепом, которая подсказывает нам трагический финал истории. Произошло слияние характеров и судеб.
 

Сериал «Секс в большом городе». Костюм как отражение характера каждого персонажа


Две героини — это еще не самая сложная задача для художника по костюмам. А если их четыре? Тут мы с вами знаем блестящий пример создания ярких женских образов в культовом сериале «Секс в большом городе».

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото Craig Blankenhorn / HBO
Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото Craig Blankenhorn / HBO 

Художник по костюмам Патриция Филд говорила в своем интервью журналу Hello!: «Вещи должны рассказывать историю о конкретном человеке — это их основное предназначение. А не просто „Давайте сделаем ярко!“ или „Пусть будет панк-рок!“. У меня не было грандиозного плана. Мы просто день за днем придумывали оригинальные образы, исходя из характеров героинь».

«Саманта (Ким Кэттролл) уверена в себе и у нее отличное чувство юмора», — говорит художник. Профессию героини (она менеджер по PR) и, соответственно, ее креативно-художественный вкус, Патриция подчеркнула броской бижутерией и деловыми костюмами ярких, открытых цветов. Чувственность — смелыми декольте.
Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO 

«Шарлотта (Кристин Дэвис) — типичная домашняя девочка, которую мужчины сразу ведут знакомить с мамой». Ее стиль — самый консервативный из всех четырех подруг. Она носит платья и костюмы женственных силуэтов и милые, нежные украшения.
Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

«Миранда (Синтия Никсон) отличается собственной философией и твердыми убеждениями». В ее гардеробе много офисных костюмов и платьев строгих силуэтов, но цветовая гамма указывает на прекрасный вкус героини.
Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Из всех четырех подруг особенно выделяется Кэрри (Сара Джессика Паркер). Она фрилансер, журналист, ведущая колонку о сексе в газете «Нью-Йорк Стар», именно от ее лица идет рассказ в сериале. Кэрри работает дома, поэтому носит все, что ей нравится, смешивая различные стили и марки.
Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

Кадр из сериала «Секс в большом городе» / Фото: HBO

«Во всей этой истории есть большая заслуга моей подруги Сары Джессики Паркер, — сказала в интервью Патриция Филд, — Она любит моду, обожает наряжаться и чувствовать себя супермоделью. Одевать Кэрри Брэдшоу было своего рода игрой для нас обеих».
 

Фильм «Восемь подруг Оушена». Слияние костюма с индивидуальностью исполнительницы


Актриса — не манекен, на нее нельзя надеть все то, что нравится режиссеру и художнику по костюмам. Создавая образ, художник должен учитывать не только внешние данные актрисы, но и принимать во внимание ее личность, найти контакт с исполнительницей и обязательно обсуждать с ней свои решения. Если художник по костюмам найдет точки соприкосновения актрисы с ее персонажем, то и результат получится впечатляющим, как в новом фильме «Восемь подруг Оушена».
 
Трейлер фильма «Восемь подруг Оушена» (2018)

Для начала художник по костюмам Сара Эдвардс изучила сценарий, пообщалась с режиссером и разработала восемь различных стилей для восьми главных героинь. Какие-то детали и манеру одеваться она позаимствовала у самих актрис, что-то придумала, отталкиваясь от характера персонажа.

Удачно был решен образ лидера и идейной вдохновительницы банды грабительниц, состоящей из восьми женщин — Дебби Оушен (актриса Сандра Буллок). По сценарию он — сестра Дэнни Оушена (в прошлых киноисториях его играл актер Джордж Клуни) и это отражено в ее костюмах. «Мы хотели перевести стиль персонажа Джорджа Клуни в женский формат», — сказала художник по костюмам в одном из своих интервью. «Дебби пять лет пробыла в тюрьме, где все тщательно обдумала. Было важно показать ее холодной и сосредоточенной. В ней есть тишина, поэтому в ее гардеробе много чистых линий и спокойных цветов».

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото Barry Wetcher / Warner Bros.
Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Старая близкая подруга Дебби Лу (в исполнении Кейт Бланшетт) владеет ночным клубом и мечтает о шикарном байке. Она полная противоположность Дебби по характеру и образу. «Я хотела, чтобы героиня выглядела сильной и уверенной в себе, поэтому вдохновлялась стилем звезд рок-н-ролла», — рассказывает Сара Эдвардс. Кейт это явно пришлось по душе, в фильме она с шиком носит бархатные брючные костюмы, а также аксессуары настоящей рок-н-рольщицы — узкие шарфы и кольца с черепами.
Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Самое явное слияние образа со стилем реальной актрисы произошло у Хелены Бонем Картер, которая в фильме играет отставшую от модных тенденций дизайнера одежды Роуз Вейл. Ее героиня (как и Хелена в жизни) ходит в причудливых костюмах в викторианском стиле, носит невероятную обувь и забавные сумочки. Усыпанный розами наряд на Мет Гала (Роза в розах!) стал апогеем актерской самоиронии и отсылает нас к клоунаде.
Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Самое контрастное по стилю решение было предложено поп-диве Рианне, которая играет в фильме компьютерного хакера по прозвищу Девятка. Героиня родом с побережья Карибского моря, поэтому носит вещи а-ля Боб Марли и растафари. Актриса с пониманием отнеслась к перемене имиджа. Конопляная одежда, грубые армейские ботинки, дреды — все работает на образ персонажа, делая его убедительным.
Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

Кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Фото: Barry Wetcher / Warner Bros.

«Стэпфордские жены». Костюм как противопоставление героини остальному обществу


По большому счету, в фильме Фрэнка Оза, снятом по мотивам романа Айры Левина, рассказана не чисто женская история. Но нам он интересен тем, как выделена и противопоставлена Джоанна Эберхарт, героиня Николь Кидман, обществу дам из Стэпфорда.
 
Трейлер фильма «Стэпфордские жены» (2004) 

Джоанна, переехавшая с мужем и дочерью в этот городок из мегаполиса, никак не вписывается в его рафинированное женское сообщество. В своих костюмах «нью-йоркской карьеристки» она выглядит черной вороной на фоне ярких колибри — остальных жительниц городка.
Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures

За основу стиля этих дам взяты силуэты 1950-х гг, когда в американском обществе царил культ «идеальной семьи» и считалось, что мужчина должен зарабатывать деньги, а жена — вести хозяйство, заниматься детьми и выглядеть ухоженной. В то время работа жены вне дома подрывала авторитет мужа. Несмотря на то, что действие фильма происходит в наши дни, в Стэпфорде царит именно эта идеология 50-х годов.

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото Paramount Pictures
Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures 

Героиня с ее феминистскими взглядами сопротивляется порядкам городка, но в итоге превращается в одну из этих дам. Темные волосы и короткая стрижка Джоанны меняются на белокурые вьющиеся локоны в стиле Барби, крой платьев становится кукольным, а их цвет — зефирным. И, несмотря на то, что Николь Кидман хороша во всех этих костюмах, нам становится грустно, потому что мы видим, что из героини ушла индивидуальность, она мимикрировала и слилась со всеми остальными женщинами. По счастью, этот наряд оказался всего лишь камуфляжем, к которому прибегла героиня, чтобы обмануть бдительность и вывести на чистую воду того, кто превращал женщин в послушных кукол.
Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures 

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures 

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures 

Кадр из фильма «Стэпфордские жены» (2004) / Фото: Paramount Pictures 

В заключение хочу сказать, что самое важное для художника по костюмам — интересная история и хорошая творческая команда единомышленников, а сколько будет женщин в кадре — не имеет значения, ведь сложности только подогревают интерес к проекту.
 

Обложка: кадр из фильма «Восемь подруг Оушена» (2018) / Barry Wetcher/Warner Bros.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4742
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3657
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2848
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее