Репортаж

Снимается кино: «Семь ужинов»

Обнаженные актеры, гайдаевские референсы и ARRI Maxima: как проходят съемки нового фильма Кирилла Плетнева «Семь ужинов»

  • 23 июля
  • 1425
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Комедия «Семь ужинов» — третья полнометражная работа режиссера Кирилла Плетнева («Жги!», «Без меня»). Мы пообщались со съемочной группой, чтобы выяснить, почему так сложно снимать комедию положений, как заставить сценариста вывести героев из замкнутой локации «на свет божий», и почему широкоугольная оптика — это отличное решение.
 

Идея фильма и ее развитие


По сюжету «Семи ужинов», муж (Роман Курцын) пытается возродить отношения с женой (Полина Максимова), устроив ей в загородном доме семь необычных ужинов. Изначально идея сценариста Алексея Зюзина (сериал «Интерны») состояла в том, чтобы два главных героя, муж и жена, ни при каких условиях не выходили со своей дачи. Но его планы скорректировали продюсер и режиссер.

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов
На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

— Сначала я нарисовал наглядные картинки для каждого из ужинов: герои сидели за столом с завязанными глазами, голые, и так далее, — рассказал он. — Потом я начал увязывать между собой картинки, и подробно продумывать персонажей. Для наглядности даже попросил друга сделать тематическую фотосессию с двумя актерами. Позже, когда мы с продюсером Георгием Малковым начали разрабатывать сюжет, он оброс дополнительными персонажами: например, в сценарии появилась очаровательная теща в исполнении Елены Яковлевой и герой Александра Лыкова. Мне очень приятно, что Кирилл Плетнев не стал придумывать на основе прочитанного сценария что-то свое (сейчас такое — сплошь и рядом). Мы, конечно, многое переделали в сценарии по его просьбе, но оставили основную идею.

Когда режиссер начал подготовку к съемке фильма, сценарий стал разрастаться. На первой же читке Плетнев предложил сценаристу «выпустить» героев из дома на улицу, поэтому в сюжете появились большие эффектные сцены, происходящие вне дачи. Эти сцены, по словам Алексея Зюзина, «лишь украсили картину».

Кирилл Плетнев на съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов
Кирилл Плетнев на съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

Вызовом для Кирилла Плетнева стало отсутствие режиссерского опыта в жанре комедии.

— В отличие от других жанров, в комедии нельзя взять и сказать зрителям: «вы не поняли». Режиссеру необходимо всеми силами добиваться, чтобы фильм был смешным. Я «решил» для себя жанр романтической комедии несколькими элементами. Во-первых, это кастинг. Для этой картины мы искали артистов, существующих в едином ансамбле, близких друг другу в юморе и выразительных качествах. Во-вторых, в комедии важны ракурсы актеров. Они задаются в работе с оператором и могут быть совершенно неожиданными. Стоит серьезно задуматься и над темпо-ритмической динамикой истории, но ее мы будем выстраивать уже на монтаже, — рассказал Кирилл Плетнев.
 

Визуальное решение

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

«Семь ужинов» снимались на камеру ARRI Alexa. Чтобы получить на экране «странные» ракурсы, задуманные режиссером, оператор картины Юлия Галочкина («Городские птички») приняла решение использовать широкоугольную оптику:

— Широкоугольный объектив искажает портрет героя, и тогда появляется гротеск, который работает на характер персонажа, что особенно важно в жанре комедии. Мы, конечно, применяли и «обычную» оптику, но многие кадры были сняты с «широкоугольника» — даже женские портреты, что довольно редкое явление.

Чтобы перемещаться по интерьеру дома максимально «незаметно», оператор применила систему ARRI Maxima, стабилизирующую кинокамеру по горизонтали и по вертикали. Используя устройство ARRI, оператор меняла точку съемки прямо во время кадра, без рывков и плавным движением камеры. Еще одним рабочим инструментом стала операторская тележка Dolly компании Magnum.

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов
На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

Кирилл Плетнев вспоминает забавный случай, связанный с тележкой. Снималась сцена, в которой главные герои обливают друг друга шампанским. В кадре было израсходовано порядка двадцати пяти бутылок шампанского. В результате, деревянные полы в доме «пошли» волнами и операторскую тележку Dolly на следующий день группе применить не удалось.

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов
На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

Каждый из семи ужинов, происходящих в картине, был решен режиссером в своей стилистике. В палитру референсов «Семи ужинов» вошли комедии Гайдая и Рязанова, фильмы «Один дома», «Мистер и миссис Смит», «Отпуск по обмену» и «Когда Гарри встретил Салли». При этом «Семь ужинов» ничего напрямую не копируют и используют лишь отдельные приемы из известных фильмов. По словам Кирилла Плетнева, фильм представляет собой совершенно самостоятельное произведение.
 

Образы и локации

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

Без преувеличения отдельным героем картины выступил дачный домик, куда приехали главные герои. По замыслу авторов, локация должна была показаться зрителю уютной и знакомой.

— Вещи героев носят в себе ощущение их молодости, но дача при этом хранит в себе элементы старого: это доски, из которых она построена, веранда и любимое кресло, — рассказала художник-постановщик Ирина Гражданкина («Жги!», «Елки 5»).

Важный для создателей вопрос — как подчеркнуть сложные характеры героев, и их непростые отношения при помощи костюмов.

— Для актрисы Полины Максимовой нам нужно было создать образ элегантной, сильной и уверенной в себе девушки. Поэтому мы выбрали для нее деловой костюм достаточно холодной гаммы, — отметила художник по костюмам Оксана Шевченко («Приличные люди», «Дублер»).

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов
На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

Контрастирующий по характеру с главной героиней персонаж актера Романа Курцына должен был быть «теплым» и «домашним». Художественной группе пришлось проводить длительные примерки, чтобы скрыть прекрасную фактуру актера, известную по другим фильмам. Роман надевает свитер, рубашки в клетку и кардиган, от него исходит уют.

Впрочем, главных героев в кадре надо было не только одевать, но и раздевать.

— В одну из смен мы снимали «голый» ужин. Шутили, что в солидарность с актерами группа тоже должна раздеться, но производственная ответственность возобладала, и съемки прошли в обычном режиме. На съемках мы много смеемся, поэтому фильм должен был пропитан юмором, — рассказала Ирина Гражданкина.
На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

На съемках фильма «Семь ужинов» / Фото: Аркадий Баранов

По словам сценариста Алексея Зюзина, постоянным пребыванием героев в замкнутом пространстве «Семь ужинов» похожи на «Идеальных незнакомцев». Но, в отличие от картины Паоло Дженовезе, фильм Кирилла Плетнева — это «легкая и солнечная комедия», содержащая в себе куда меньше драматизма.
 

Обложка: на съемках фильма «Семь ужинов» / Аркадий Баранов

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2303
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1596
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1306
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1287
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1199
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1164
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее