Практика

Лучшее из двух миров: комбинация технологий для создания динозавров «Мира Юрского периода 2»

На съемках последней серии франшизы «Мир Юрского периода» для создания динозавров кинематографисты использовали как практические, так и цифровые эффекты: все для того, чтобы убедить публику в реальности происходящего

  • 24 июля
  • 1630
Надежда Маркалова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Создание доисторических монстров шло в тесном сотрудничестве между супервайзером аниматронных монстров Нилом Сканланом и VFX-супервазерами Дэвидом Викери и Алексом Вуттке.
 

Старый знакомый

 
Трейлер фильма «Мир Юрского периода 2»

В одной из сцен фильма главные персонажи в исполнении Криса Пратта и Брайс Даллас Ховард оказываются в контейнере с усыпленным тираннозавром, который начинает просыпаться. Все герои находятся в очень маленьком замкнутом помещении и довольно плотно взаимодействуют друг с другом. Так что вывернуться и сделать эту сцену в CGI было невозможно.

Хуан Антонио Байона и зубы Тираннозавра на съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures
Хуан Антонио Байона и зубы Тираннозавра на съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Динозавр для этого эпизода был изначально выстроен в виде компьютерной модели, чтобы она ничем не отличалась от цифровой и аниматронной версии. Всего для эпизода нужно было сделать двух динозавров — второй была Блю в другом контейнере.

Нил Сканлан получил для 3D-печати модель из 200 миллионов полигонов, но в натуральную величину эти полигоны на ней становились видны, что было абсолютно неприемлемо. Для Блю такое разрешение подходило, поскольку она меньше размером, но для тираннозавра это было слишком много.

Чтобы глаз не видел полигонов, они должны быть не больше миллиметра по площади. В итоге файл для тираннозавра весил 40 Гб, и его никто, кроме ILM, не мог открыть. Поэтому команде студии пришлось резать динозавра и отсылать его по частям.
 
О создании фильма «Мир Юрского периода 2»

С этих 3D-распечаток был сделан слепок, который стал формой для создания аниматронной модели зверя. Кожа была отлита в латексе. В сценах с тираннозавром в контейнере и Блю на операционном столе использовались аниматронные животные. Правда, когти тираннозавра и частично Блю были все-таки цифровыми. Кроме того, на тираннозавра, который был так тяжел, что слегка деформировался под собственным весом, пришлось поставить кое-какие CGI-заплатки, чтобы выправить форму и «оживить» зверя.

В сценах, где Клэр сидит на монстре, применялся аниматронный зверь, но на общих планах части механического монстра заменяли графикой. Позже, в те моменты, когда Ти-рекс начинает активно двигаться, инициативу перехватывает CGI. VFX-супервайзер Дэвид Викери объясняет это желанием придать движениям монстра реалистичности и плавности. Кроме того, цифровой монстр потребовался для создания взаимодействия цифрового контейнера с животным, а также — для изменения мимики зверя: как он раздувает ноздри, двигает щеками или челюстью.

Кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

«Когда Клэр уходит, у нас еще оставался кадр, в котором Оуэн прыгает через рот монстра, — рассказывает Викери. — Мы не хотели делать его с помощью аниматроники, поэтому убрали объект совсем. Мы не хотели закрывать от камеры актера и его игру, потому что тогда бы нам пришлось восстанавливать его позже. Мы сделали этот кадр с копией динозавра, которую вырезали из картона и пенопласта и покрыли серой тканью. Это дало нам гибкость и скорость, которых не было в работе с аниматронным вариантом. В этом шоте зверь компьютерный. И вот здесь вы начинаете понимать, что смотрите на CG-динозавра, потому что его движения очень быстрые, аниматроника так не умеет».
 

Индораптор


Генетически созданный индораптор — шанс для команды фильма показать совершенно новый вид монстра, его поведение, движения и психологию. Дело в том, что это динозавр-псих, продукт генной инженерии, который совершенно не знает, как вести себя в тех или иных обстоятельствах.

«У него не было матери, он не отличает правильное от неправильного, — рассказывает Алекс Вуттке, — и поэтому он всегда в истерике».

Для съемки команда Нила Сканлана соорудила аниматронную версию индораптора. А студия ILM воспроизвела истеричного динозавра в компьютерной графике.

Подпись Хуан Антонио Байона и аниматронная голова Индораптора на съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures
Хуан Антонио Байона и аниматронная голова Индораптора на съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Изначально было понятно, что без практических монстров на площадке не справиться, потому что актеры играют убедительнее, если им есть, с чем взаимодействовать. Оператор, в свою очередь, увереннее строит композицию кадра, если видит габариты объекта, который нужно кадрировать. Это делает картинку в фильме реалистичнее.

Но у аниматронных кукол есть ограничение: они не могут двигаться так стремительно, как требуется по сюжету, и не могут «отыгрывать» тонкие движения мимики, например, дрожание ноздрей, губ или моргание. Иногда применение аниматроники усложняет съемочный процесс до такой степени, что производство становится неэффективным. «В некоторые моменты мы понимали, что собираемся усилить работу аниматроники с помощью CG, — говорит Дэвид Викери, — и поэтому нам не стоит слишком трястись над куклами».

Но все равно наличие аниматронных существ на площадке нельзя переоценить. Кроме действующих кукол, в фильме участвовали и обычные габаритные макеты, вырезанные из пенопласта, которые ставили в клетки на заднем плане, чтобы понять, как будет выглядеть кадр.
 
Создание графики в фильме «Мир юрского периода 2» (2018)

На площадке индораптор присутствовал только частично: голова и плечи, а также лапа. И когда аниматоры-кукловоды нашли все движения, VFX-художники заставили свою цифровую модель повторять их, заменяя на экране только части аниматронного зверя: движение мускулов или кожи.

«Когда индораптор нападает на Уитли в клетке, непосредственно перед тем, как сбежать, — рассказывает Джвид Викери. — Мы заменили его полностью на цифрового, кроме одного шота. Причина замены крылась в небольшом изменении дизайна. Но когда мы анимировали его, мы поняли, что нам надо придерживаться тех движений, что были сделаны на площадке. Мы намеренно оставили ему слегка механическую пластику».
Цифровая модель Индоминуса для фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Цифровая модель Индоминуса для фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Цифровая модель Индоминуса для фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Цифровая модель Индоминуса для фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Цифровая модель Индоминуса для фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Цифровая модель Индоминуса для фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

На площадке также присутствовал надувной динозавр. Да, звучит смешно, но это легко управляемая габаритная модель, позволяющая актерам выстроить взгляд, а оператору — композицию кадра, а главное — помогающая режиссеру ставить сцены. Для Блю использовали людей — было достаточно надеть на человека хвост и «шляпу». Но другие твари были гораздо больше, а на репетиции требовалось весьма быстрое перемещение объекта по площадке.

И здесь легкая габаритная модель была незаменима. А модель, сделанная из частей — еще лучше. Тогда на площадке требуется два человека — один управляет головой, а второй — хвостом зверя. Они знают, на каком примерно расстоянии друг от друга должны находиться, чтобы между хвостом и головой помещался невидимый динозавр.

Правда, это прибавляет работы на постпродакшне.

Пенопластовый динозавр на съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: twitter
Пенопластовый динозавр на съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: twitter 

«Часто мы снимаем черновой вариант с надувным динозавром, — рассказывает VFX -супервайзер Дэвид Викери. — И режиссер снимает еще три дубля без него. И ни в одном из них нет той энергетики, что была в первом варианте — с надувным динозавром в кадре. Так что приходится использовать именно этот дубль, вытирая ненужные элементы изображения. А иногда этот макет взаимодействует с листвой деревьев или с другими элементами кадра, и у тебя получается бесплатная отработка взаимодействия в виде теней на полу, например. Потому что мы тратим огромные усилия на эту интеракцию, которой иначе в кадре нет».
 

Создание безумия


В образ индораптора вложена интересная идея: что, если в его ДНК есть ошибки? Это отражено в дизайне зверя: у него есть чешуйки неправильной формы или деформированные, слипшиеся, перетекающие одна в другую. Художники создали образ не совсем здорового зверя. Но потом решили углубиться в тему, и подумали, что эти сбои ДНК наверняка привели и к проблемам на уровне ментальности. У него судороги и нервный тик: трясутся лапы и голова периодически дергается.

«Его нервная система не была готова к выходу в люди, — рассказывает Алекс Вуттке. — У него нервный тик, мелкие судороги прокатываются по мышцам... его никто не воспитывал, он не знает, как действовать, поэтому всегда в истерике».

Кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Рефернсом для создания анимации индораптора послужили люди с синдромом Туретта. Для анимации несчастного создания создали специальную систему управления — для тиков и судорог. Ее передали персонажным аниматорам, которые включили ее в систему симуляции мускулов. Причем чем больше он злится, тем сильнее становятся судороги и тики.

И над силой судорог пришлось поработать. Иногда казалось, что их мало, но после финального рендера оказывалось, что аниматоры переборщили. Приходилось возвращаться и сокращать мощность этих сотрясений. А иногда казалось, что их достаточно, но после отработки всех симуляций движения сглаживались, и их было совсем не видно.
На съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

На съемках фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

Ключевым моментом в дизайне существа был тот факт, что он мог двигаться как на двух ногах, так и на четырех. Поэтому передние лапы хищника должны быть длинными, в отличие от другого искусственно выведенного динозавра — Индоминуса Рекса из предыдущей серии «Юрского периода». Но при этом все его тики и судороги должны были остаться при переходе из двуногого состояния на четвереньки.

Так комбинация двух технологий в очередной раз помогла оживить доисторических монстров.
 

Обложка: кадр из фильма «Мир юрского периода 2» (2018) / Фото: Universal Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 4892
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3719
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2976
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 2051
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1915
Практика

Сведение под -23 LUFS

Вот уже четыре года закон о -23 LUFS действует на российском ТВ и различных платформах. Что же такого особенного в этих «люфсах» и как сводить звук по правилам?
 

  • 12 ноября
  • 1008
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее