Мнение

Киновселенная Marvel: эта музыка будет вечной 

Не прошло и трех месяцев с момента, как вышли ошеломляющие «Мстители: Война бесконечности», а на экранах уже нарисовался сиквел «Человека-муравья». «Сойдет ли когда-нибудь на нет эта гигантская марвеловская вселенная?» — могли бы возопить зрители. Мы аргументировано отвечаем: да ни за что на свете!

  • 13 июля
  • 2496
Родион Чемонин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

Второй «Ант-мен» — это уже 20-й фильм Marvel Studios, и это явно не предел. Вот вспомните, вы, продюсеры, дистрибьюторы, какое сомнение у вас вызывала идея объединить не самых известных супергероев? Собрать их вместе в качестве «Мстителей» в 2012 году было самым нахальным хулиганством в истории кино.
 
Трейлер фильма «Человек-муравей и Оса»

Вышедший десять лет назад «Железный человек» (первый пробный камень во вселенной Marvel) вызывал явный скепсис еще до проката. Посудите сами: актер, сыгравший главную роль, все 90-е годы, похоже, тратил на то, чтобы если не помереть самому, то как минимум похоронить свою карьеру. Фигура режиссера Джона Фавро, которого до «Железного человека» мало кто воспринимал всерьез, казалась сомнительной. Тут еще и странноватый кастинг… Слишком много звезд — тревожный признак для тех, кто в теме, мол, создатели фильма хотят прикрыть популярными артистами сюжетные дыры. Но оглушительный успех «Железного человека» затмил все сомнения насчет больших планов Marvel Studios делать свои фильмы самостоятельно и дал повод снимать свои личные фильмы без оглядки на больших боссов.

Джон Фавро и Роберт Дауни мл. на съемках фильма «Железный человек» (2008) / Фото: Marvel
Джон Фавро и Роберт Дауни мл. на съемках фильма «Железный человек» (2008) / Фото: Marvel

Позже это оказалось визитной карточкой Marvel Studios — приглашать больших артистов в свои фильмы. Впрочем, и сами актеры начали считать за честь приглашение в любой из фильмов «Марвел». Все слишком быстро привыкли, что появление звезды уровня Джеффа Бриджеса, Энтони Хопкинса или Майкла Дугласа — вполне нормальный ход. Как и сцены после титров, и обязательное камео сценариста комиксов Стэна Ли, и сочетание зубодробительного экшна и юмора. При этом давайте не забывать, что каждый фильм в этой киновселенной — это отдельный жанр, от хайст-муви (тот же, к примеру, «Человек-муравей», где главный герой оказывается простым воришкой) до откровенного стеба над всеми клише («Стражи Галактики»).
 
Трейлер фильма «Человек-муравей» (2015)

Большинство (особенно в России) вообще считают, что комиксы — это или позорный, или трудночитабельный фикшн. Для того, чтобы привыкнуть к картинкам с облачками в виде слов (а там же еще надо понимать категории «облаков»: есть гладкие, есть перетекающие из одного в другое, есть «шершавые», когда герой не произносит реплику, а думает), нужно потратить несколько лет на их изучение. Говоря короче, у нас нет культуры потребления графических новелл, гик-культуры мы еще не родили (в большинстве случаев, за это трудно нас ругать). В частности, я до сих пор читаю один разворот комиксов в бумажном виде столько же, сколько читал бы одну страницу убористого шрифта. Да и как-то стремно читать комиксы в метро относительно взрослому человеку.

Зато смотреть марвеловские фильмы сегодня не то, что не позорно или почетно. Это естественно. «Не видел Стрейнджа? / Пошел вон, конечно». «Не знаешь, кто такой Тор? / Стыд тебе и позор!» — и так далее.

Кадр из фильма «Тор: Рагнарёк» (2017) / Фото: Marvel
Кадр из фильма «Тор: Рагнарёк» (2017) / Фото: Marvel 

Каждый новый фильм привносил свою частицу в киновселенную «Марвел». Даже если она настолько мала, что ее можно и проглядеть, она обязательно проявит себя в будущих фильмах. Причем за эти 10 лет видеоблогеры и просто фанаты научились так разделать любой тизер, любой трейлер, любую сцену после титров, что порой какой-то еле заметный предмет где-то на самом дальнем плане становится объектом споров и конспирологических заговоров. До сих пор все помнят Говарда-утку в «Стражах Галактики» и ждут, когда она «выстрелит», не зря же ее поместили в конец этого комедийного фэнтези.
 
Сцена из фильма «Стражи Галактики»

Второго «Человека-муравья» я посмотрел два раза, потому что с первого не поняли ни-че-го, кроме чувства юмора создателей фильма. Какие-то квантовые реальности с частицами, какие-то воспоминания, сбивающие с ритма… Ребята, вы серьезно? Почему так мало Мишель Пфайффер? Какая Оса? Откуда взялся ее костюм? Все эти сюжетообразующие элементы поданы так, будто мы родились уже со знанием ответов на все эти вопросы. 
Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Фото: Marvel

Пересмотрел еще раз первого «Человека-муравья» — не то чтобы запутался вконец, наоборот, многое вспомнил и понял, но вопросов стало еще больше. Так можно и мозг себе поломать, поэтому в какой-то момент я решил, что зря напрягаюсь.

«Человек-муравей и Оса» — это типичный «марвеловский» фильм. Легкий и смешной, надо расслабиться и получать удовольствие. Надо выкинуть гнетущее впечатление от (внимание, спойлер!) ужасного конца «Мстителей: Войны бесконечности». Нет, если вы хотите заморочиться и понять, что именно происходит в «Осе», то этот фильм явно не для вас. Даже необязательно пересматривать фильм 2015 года, чтобы поддаться очарованию главных героев. Если иметь в виду (внимание, спойлер!), что в финале «Войны бесконечности» от многих персонажей осталась одна молекулярная физика и таблица Менделеева, то как раз «Оса» подарит вам пару часов летнего настроения.
 
О фильме «Человек-муравей и Оса» (2018)

Сюжетная структура идет от начала до финала настолько гладко и медленно, что даже не хочется находить в фильме какие-то сценарные уловки, деление на акты, кульминации и развитие героев. Это не значит, что этого нет, но второй «Человек-муравей» меньше всего располагает к деконструкции происходящего на экране на составные части. А что, как не желание разгадать секрет «Как это сделано», является признаком хорошего кино? Да, конечно, есть шероховатости, хотелось бы отказаться от нелинейных теней прошлого, но это такие мелочи, по сравнению с которыми квантовая теория кажется гигантоманским развлечением.
 
О фильме «Человек-муравей и Оса» (2018)

Нет, вы, конечно, можете просмотреть хоть все видеоблоги, из которых вы узнаете о соображениях фанатов по поводу того, как «Оса» завязана с предыдущими «Мстителями», тессерактами и «щелчками Таноса», но не советую. Это же Marvel Studios, создатели которого обязательно придумают в следующем фильме что-то, о чем вы в жизни не догадаетесь. 

В будущем году выйдут три релиза от кинематографической Marvel («Капитан Марвел», четвертые «Мстители» и очередной «Человек-паук»). И тут можно было бы воскликнуть: «Ну хватит уже! Остановитесь!», — если бы не тот факт, что благодаря недавней сделке The Walt Disney Company и 20th Century Fox к «Марвел» перейдут права на несколько важных персонажей и сюжетов, включая «Людей-X», Дэдпула и «Фантастическую четверку». А это значит, что трудно даже представить себе, что станет с киновселенной Marvel в будущем, но совершенно ясно, что «эта музыка будет вечной» и вряд ли когда-нибудь позволит зрителю заскучать.
 

Обложка: кадр из фильма «Человек-муравей и Оса» (2018) / Marvel

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Скрытый смысл в монтажной фразе

Диалоги, акценты на деталях, метафоры, ассоциации, ритм и рефрен — разбираемся, как с помощью монтажа в кино выражают скрытые смыслы 

  • 26 ноября
  • 3443
Практика

Как это снято: «Список Шиндлера»

К 25-летию «Списка Шиндлера» вспоминаем создание картины и разбираемся, почему она до сих пор остается одним из самых сильных киновысказываний о войне и как лента едва не стала последней в карьере Стивена Спилберга

  • 30 ноября
  • 3370
Практика

Концерт «Ночных снайперов»: как снять масштабное шоу на 15 камер

Вместе с командой Firecat Films погружаемся в нюансы съемки стадионного концерта «Ночных снайперов» в «Олимпийском»: набор камер Canon, схема их расположения и специфика работы оператора-постановщика, стедикамщика и оператора Robycam

  • 29 ноября
  • 2832
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 2358
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 2296
Практика

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Несколько полезных советов от художника по костюмам Ирины Жигмунд о пластических свойствах материала и нестандартном мышлении

  • 26 ноября
  • 1929
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее