Практика

10 правил спортивного телерепортера

Чемпионат мира по футболу подходит к концу. Футболисты, тренеры и болельщики становятся здесь настоящими героями, и все благодаря спортивным журналистам. Профессия эта очень непростая, поэтому стоит прислушаться к некоторым правилам

  • 11 июля
  • 2352
Иван Палехин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Будьте профессионалом


Фото: Feo con Ganas
Фото: Feo con Ganas

Профессионализм — понятие расплывчатое. Не всегда понятно, что оно означает. Но в спортивной журналистике все довольно просто. Вы должны знать свой предмет досконально.

Как бы банально это ни звучало, но спорт — это прежде всего «голы, очки, секунды». И если вы пишете текст или снимаете сюжет на спортивную тематику, вы должны быть особенно внимательны к фактологии. Сейчас каждый потенциальный зритель или читатель имеет доступ почти ко всей информации по интересующей теме. А потому случайно перепутав ЦСКА со «Спартаком» или «тулуп» с «акселем», допустив малейшую фактическую ошибку в дате, месте или фамилии, вы можете запросто прослыть непрофессионалом. А в такой узкопрофильной области потеря репутации смерти подобна.
 

Смотрите как можно больше спортивных трансляций


Матч Иран-Испания, группа B, ЧМ-2018 в России / Фото: Wikipedia
Матч Иран-Испания, группа B, ЧМ-2018 в России / Фото: Wikipedia

Футбол, хоккей, керлинг, скачки, спортивный покер, да хоть соревнования среди лесорубов или чемпионат по поеданию бургеров — если вы хотите быть профессиональным спортивным репортером, вы должны смотреть все доступные соревнования. Поверьте — в любом на первый взгляд скучном виде спорта можно найти кучу интриг, перипетий и драматических моментов.

Казалось бы, записной фаворит уступает железному аутсайдеру. Случайная ошибка судьи становится фатальной для одного из оппонентов. Главный претендент на победу в ключевом забеге перед стартом ломает ногу. Чешская биатлонистка Габриэла Соукалова вышла замуж, взяла фамилию супруга и стала Габриэлой Коукаловой. Именно за такие вещи мы все и любим спорт. А вы, могу поспорить, именно поэтому и хотите заниматься спортивной журналистикой.
 

Не фамильярничайте со звездами



 Фото: Wikipedia

Если вы будете хорошим спортивным репортером (а вы наверняка к этому стремитесь), у вас очень скоро появятся хорошие знакомые среди знаменитостей спортивного мира. Понятно желание молодого журналиста быть ближе к кумиру, даже дружить с ним. Так довольно легко первым получать все новости из интересующей сферы и телефоны других знаменитостей, да и это просто греет самолюбие, все мы люди.

По опыту общения в спортивной среде могу сказать, что звезды не терпят панибратского отношения к себе. Если вы знаете лично, к примеру, Евгения Плющенко, не нужно, похлопывая его по плечу, спрашивать при коллегах: «Женёк, как дела?» Лучше в подобных ситуациях держать дистанцию. А если звездный спортсмен действительно захочет с вами по-дружески сблизиться, то обязательно намекнет на это.
 

Ничего и никогда не бойтесь


Одно из главных правил не только спортивного журналиста, но и любого представителя СМИ. Если вы хотите долго и успешно работать на ТВ, вы должны быть готовы, что найдется куча людей, которые будут вас пугать различными санкциями, вплоть до увольнения и даже физического воздействия. Никогда не бойтесь подобных угроз, 95% из них не имеет под собой никаких оснований.

Люди изначально настроены к представителям нашей профессии довольно настороженно, не зря некоторые юмористы журналистику незаслуженно называют «второй древнейшей». А потому первая реакция почти любого при виде человека с микрофоном и камерой — поскандалить. Забудьте про страх и двигайтесь вперед с упорством дорожного катка. Если вы, конечно, настоящий репортер.
 

Стремитесь к расширению профиля


Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

По мнению большинства коллег-журналистов, спортивное телевидение — это «легкий» жанр. Конечно, все далеко не так. Если обычный репортер получит задание снять спортивный сюжет, ничего путного у него, скорее всего, не получится.

Это не означает, что вам не нужно уметь достойно писать на повседневные темы. Для совершенствования своих умений любому репортеру очень важно поработать в обычной новостной редакции. Это расширит ваш профессиональный диапазон и поможет снимать более качественные спортивные материалы.
 

Учитесь на лучших образцах


Василий Уткин в студии программы «Большой Вопрос» (2015) / Фото: Wikipedia
Василий Уткин в студии программы «Большой Вопрос» (2015) / Фото: Wikipedia

«Не сотвори себе кумира» — эта заповедь точно не для тех, кто идет в спортивные репортеры. Кумиры здесь есть у абсолютно у всех. Более того, именно любимые журналисты, комментаторы и ведущие своим творчеством и толкают молодых людей и девушек в эту профессию.

Главное — придя в профессию не потерять интерес к своим кумирам. Неважно, чей стиль вам больше нравится. Это может быть и классика Николая Озерова, Евгения Майорова, Владимира Маслаченко или современный стиль Юрия Розанова и Василия Уткина. Все эти люди — образцы в профессии, и чем больше вы смотрите, читаете или слушаете лучших из лучших, тем проще вам будет найти свой собственный стиль.
 

Учитесь монтировать


Фото: Tim Mossholder
Фото: Tim Mossholder

«Телевидение — в первую очередь картинка». Всегда помните, что плохой текст можно исправить классной картинкой, а плохое видео никогда не исправить даже гениальным текстом. Чтобы отличать плохое от хорошего, вам просто необходимо знать хотя бы основы постпродакшна (читай — видеомонтажа).

Умение склеить элементарный ролик в любой монтажной программе значительно расширяет ваши возможности как журналиста. Кроме того, вы лучше разбираетесь в профессии в целом, то есть качество ваших текстов повышается.
 

Соблюдайте правила, но…


Многие организаторы спортивных событий, к огромному сожалению, опыта организации этих самых спортивных событий не имеют. Поэтому они зачастую придумывают правила, которые никак не подкрепляются ни законами, ни даже внутренними распоряжениями. Так что нет ничего страшного, если вы не всегда будете слушаться охранников, начальников шлагбаумов и прочих вахтеров на мероприятиях. Конечно, не нужно перебарщивать с этим. Лучше всегда избежать конфликта, если это возможно. Но могу точно сказать: если соблюдать все правила, очень тяжело выполнить свою работу качественно.
 

Никогда не обманывайте спортсменов


Фото: Lucas Clarysse
Фото: Lucas Clarysse

К сожалению, шутки насчет недалекости спортсменов зачастую оказываются правдой. А если это еще и накладывается на усталость после игры, тренировки или просто волнение, то человек может наговорить такого, что вам очень захочется выдать в эфир. И вы вправе делать с тем материалом, который добыли, все, что угодно.

Но если после интервью или пресс-конференции к вам подошел спортсмен или тренер и попросил не ставить в эфир те или иные его слова, то мой совет вам совет: так и сделайте. Особенной выгоды от своей принципиальности вы не приобретете, а негативный эффект, безусловно, будет. Эксклюзива от обманутого персонажа вам после этого ожидать не стоит. Да и на репутацию это точно не повлияет положительно.
 

Будьте собой


Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

И, наконец, самое главное: будьте собой. Не стройте из себя величайшего репортера на свете, но цените собственное «я». А еще терпите и вкалывайте. Только так у вас появится шанс найти свой стиль. И если вы этот шанс не упустите, то наверняка добьетесь всех своих творческих целей.
 
 
Иван Палехин

Корреспондент, ТВ-редактор

На телевидении с 2008 года. Работал в ГТРК «Кубань», канале «Кубань 24», ДОН-24. Работал с федеральными отделениями холдинга ВГТРК. Освещал Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. Имеет опыт в новостях, спортивных программах и прямых эфирах.
 
 
 

Обложка: Sam Wermut

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 4059
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 2092
Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 2008
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 1949
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1926
Практика

Как это снято: «Дни жатвы»

Сорок лет назад на экраны вышли многострадальные «Дни жатвы» Терренса Малика, одна из самых визуально совершенных картин в истории кино. Вспоминаем обстоятельства создания картины: импровизация, естественный свет, «магический час», бунт съемочной группы и — внимание — полуслепой оператор

  • 16 сентября
  • 1741
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее