Практика

«Острые предметы»: Ив Беланже о естественном свете и форме объектов

Оператор «Дикой» и «Даллаского клуба покупателей» вспоминает о съемках нового сериала HBO и рассказывает, как важно уметь импровизировать на ходу

  • 16 июля
  • 2293

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

«Острые предметы» — многосерийная экранизация романа Гиллиан Флинн, снятая режиссером Жан-Марком Валле. На первый взгляд она может показаться набором очень подробных деталей, персонажей с запутанным прошлым и сложными образами, небольших сюжетных линий, которые привлекают к себе внимание, постепенно наращивая драматичность. С развитием сюжета все эти детали стремятся друг к другу, пока не пересекаются, образовывая цельную картину, ужасающую, но очень узнаваемую.
 
Трейлер сериала «Острые предметы»

Сюжетная канва сериала достаточно проста: Камилла Прикер, репортер из Чикаго, направляется в свой родной город, чтобы расследовать дело об исчезновении нескольких девочек. Задача непростая сама по себе, но она осложняется прошлым Камиллы, которое открывается зрителю постепенно. Эми Адамс, исполнительница главной роли, смогла показать слабые и сильные стороны своего персонажа одинаково хорошо. На время расследования она останавливается у своей матери, женщины со сложной судьбой (Патриша Кларксон). Со временем семейный особняк становится похожим на дом с привидениями.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

Визуальный мир сериала необычайно важен для его успеха: зритель погружается в атмосферу, почти чувствует себя в ловушке. Оператор Ив Беланже рассказал о создании этого мира.

— До этого вы работали над «Большой маленькой ложью». Там в центре сюжета совсем другое сообщество людей. И там и в «Острых предметах» персонажи, безусловно, сложные, но между Монтереем и небольшим городком в Миссури — пропасть в культурном и экономическом смысле. Повлияло ли это на то, как снят сериал?

— Сюжетные темы всегда влияют на операторскую работу. Кроме того, Жан-Марк старается работать на реальных локациях. Мы не добавляем дополнительный свет. Так что герои и пространство вокруг сами диктуют разные визуальные эффекты, а мы относимся к этому с уважением. Мы не вмешиваемся и ничего не меняем.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

Здесь, как и в «Большой маленькой лжи», из бюджетных соображений нам пришлось выстроить несколько локаций в павильоне. Я работал с декорацией как с реальным объектом — мог светить только через окна и со стороны передней галереи. Мы три с половиной недели снимали на юге, поэтому у нас был определенный тип освещения.

— Как вы готовились к проекту?

— Обычно за пять-шесть недель до съемок я получаю сценарий, читаю его, делаю пометки. После этого изучаю локацию с арт-директором. В процессе подготовки мы можем что-то придумать на ходу: например, мы завешиваем окно белой тканью, смотрим и обсуждаем, не сделать ли еще одно окно вот здесь? Потом несколько тестовых съемок. Когда локации готовы, я вношу последние правки — прихожу туда раз в неделю и говорю: «Все отлично, но можно ли поменять эту небольшую деталь, чтобы я смог все осветить?» или «Этот задник слишком близко к окну, можно ли отодвинуть чуть подальше?».

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

— Держали ли вы в голове еще какие-то фильмы во время работы?

— Мне иногда нравится использовать референсы, но Жан-Марк не такой. Он не смотрит сериалы, не смотрит фильмы. Он не ходил в театр уже пять или шесть лет, поскольку все время работает. Так что у нас никаких референсов не было. Но мы знакомы настолько давно, с 1991 года, что просто следуем логике конкретного момента, ситуации. Интересно ли это? Правдиво ли? Вот и все.

— Обсуждали ли вы что-нибудь со сценаристом и режиссером во время съемок?

— Проект был во многом необычный. Работая над другими картинами, как в большом кино, так и на HBO, Жан-Марк всегда наслаждался полным творческим контролем. У него был карт-бланш. Так что он постоянно переписывал сценарии, добавлял какие-то маленькие детали. Это не бросается в глаза, но он регулярно общается со сценаристами. На «Большой маленькой лжи» был один сценарист, Дэвид Келли, так что с ним взаимодействовать было легко. Жан-Марк просто отправлял свою версию ему, и Дэвид чаще всего был очень доволен.

Но «Острые предметы» — проект самостоятельный, у него есть шоураннер (Марти Ноксон). Гиллиан Флинн и Ноксон постоянно присутствовали на площадке, но были очень дружелюбными. Все знают: если ты работаешь с Жан-Марком, нужно просто разрешить ему делать то, что он считает нужным. Он частично переписал сценарий, и Гиллиан с Ноксон внимательно отнеслись к его предложениям. Они не говорили: «Не делай то» или «Не делай это». Со своей стороны я концентрировался только на том, что мне говорил Жан-Марк. Он точно знает, чего хочет, и в этом плане с ним легко работать.

Жан-Марк Валле и Эми Адамс на съемках сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Жан-Марк Валле и Эми Адамс на съемках сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

В сериале мы использовали все те же техники, что и обычно — тележку «долли», ручную камеру, почти не вешали ее на кран, только если это было абсолютно необходимо. К примеру, на «Большой маленькой лжи», когда они бегут по пляжу, было бы глупо использовать ручную камеру, поэтому там была тележка. На «Острых предметах» Жан-Марк сказал, чтобы я освещал все как обычно, а также все недоэкспонировал. Подобное решение возникло интуитивно — мы снимали так уже на второй или третий день.

Мы решили, что персонаж Патриши Кларксон будет постоянно находиться между двух источников освещения. Если в сцене есть два окна, значит, она должна быть между ними. На ней никогда нет рисующего света. В первый раз она появляется на экране ночью, открывает дверь — а за ней ничего не горит. По вечерам она выходит на балкон. Там свет есть, но он приглушенный.

Патриша Кларксон в сериале «Острые предметы» / Фото: HBO
Патриша Кларксон в сериале «Острые предметы» / Фото: HBO

У этого решения была и практическая сторона: я не хотел, чтобы нам мешал тот факт, что она всегда должна хорошо выглядеть. В некоторых сценах у меня это просто не вышло бы. Например, в эпизоде с вечеринкой под открытым небом было невозможно поставить Патришу в правильное место, так что мы заставили ее носить большую шляпу. Но все происходящее мы показывали с точки зрения Эми. Она могла перемещаться как угодно, по крайней мере по отношению к свету.

— Можете ли вы немного рассказать о различии подхода к съемкам женщин и мужчин?

— Возможно, это мой недостаток, но я всегда внимательнее отношусь к женщинам, чем к мужчинам. Не знаю, может быть это старая привычка, оставшаяся от студийной системы. Мы особо не используем грим и макияж на мужчинах. Конечно, это зависит от проекта, но Жан-марк снимает очень много женщин. Допустим, им нужно выглядеть старше или не такими красивыми, как в реальной жизни. Это сложно, особенно когда ты работаешь с HD.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

Мне кажется, что чем меньше я делаю, тем лучше герои выглядят на экране, а раньше было совсем наоборот. В студийном кино на артиста падало много света, была куча рассеивателей. В итоге актер или актриса выглядели хорошо, но не могли двигаться в кадре.

— Как вы визуально различаете сцены в прошлом и настоящем?

— Я не снимаю флешбэки как-то по-особенному. Иногда я выбираю какой-то свой цвет, холодный или теплый, но Жан-Марк много экспериментирует с этими сценами на монтаже, так что я полностью передаю инициативу в его руки. Я даже не знаю, в каком порядке будут сцены.

— В образе Камиллы очень важна телесность. Как это повлияло на подход к съемке Эми Адамс?

— Это все интуитивно. Я старался реагировать на каждую сцену по-разному — изучать актеров и следовать общей идее ситуации или локации. Обычно это работает, а если нет, то Жан-Марк меняет сцены и кадры местами, пока они не начинают хорошо смотреться. Когда вы имеете дело с естественным освещением, это иногда влияет и на последовательность сцен. Жан-Марк видит, если солнце ушло или облака сдвинулись с места. Это всегда влияет на монтаж. Если мимо бара проезжает машина и освещает лицо актера, он тоже задействует это в монтаже.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

Мне всегда важна ситуация сама по себе. Я стараюсь сделать ее интереснее. Вспоминаются слова Кубрика: «Это правдиво, но не интересно». Так что я всегда стараюсь сделать правдиво и интересно. Я говорю: «Да, это выглядит реалистично, но давайте поставим свет сзади, чтобы почти не было видно лица» или «Давайте передвинем свет, чтобы был виден один глаз». Это как хоккей — ты долго тренируешься, но во время игры просто реагируешь на то, что происходит вокруг.

— Как вы подошли к съемкам сцен насилия? 

— Мне нравится, как с этим справляется Жан-Марк. Я называю такую тактику «эффект „Челюстей“»: чем меньше вы показываете, тем больше включается фантазия зрителя. Часто люди считают, что увидели нечто ужасное, но на самом деле ничего не случилось. Даже в реальной жизни полицейские не смотрят на трупы слишком много. Они больше внимания обращают на детали.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

— Кстати, в сериале много крупных планов, как и в других ваших проектах. Как вы с ними работаете?

— Мне кажется, во многом это зависит от работы человеческого мозга. Когда персонаж впервые задумывается о чем-то, он на общем плане, но когда к нему в одночасье приходит идея — план крупный. У Жан-Марка важнее точка зрения персонажа, а затем — уже его память. Человеческий мозг невероятно сложен — так что крупные планы не просто для красоты. Так люди мыслят и чувствуют.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Ив Беланже на съемках фильма «Бруклин» (2015) / 20th Century Fox 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2427
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1798
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1497
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1494
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1379
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1304
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее