Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Для начала важно вспомнить, как раньше — лет 30 лет назад — становились художниками по гриму. Молодые люди поступали в училища, где начиналось их обучение длиной в четыре года. До художника по гриму надо было дорасти не только в теории, но и на практике. Без участия в реальных проектах — современных и исторических — невозможно было получить категорию или рекомендацию коллег в киноиндустрии. А значит, шансы на новые работы стремились к нулю.

Светлана Мельчикова / Фото: Facebook
Светлана Мельчикова / Фото: Facebook

Гример в то время — специалист широкого профиля. Не самая высокая вторая категория предполагала, что ты знаешь, как работать с постижем — умеешь шить, оформлять, чистить, клеить бороды и усы, делать крепе и тресс, — гримировать мужчин и женщин в классической технике, делать простые стрижки. Ты должен был знать гигиену грима, основные химикаты и материалы. Вторую категорию можно было получить, только отработав на двух современных картинах и получив положительную характеристику от режиссеров и операторов этих проектов.
 

Тот, кто приходит в кино, должен понимать, что и как создает каждый цех, тогда приходит осознание, что это большой труд.


Наступало время исторических картин. Гример изучал историю причесок всех веков, делал их самостоятельно из натурального и искусственного волоса, учился завивать горячими щипцами, плойкой, бигудями. Создание образа с помощью постижа и грима — отдельное искусство, которым нужно было владеть в совершенстве, не по наитию, а опираясь на реальные факты, книги, фотографии, документальные свидетельства тех лет. Следить за изменениями главных актеров по ходу съемок и работать с массовкой тоже входило в обязанности гримера. Если он справлялся успешно, то после участия в исторической картине — и положительных характеристик коллег — ему присваивали третью категорию.

Иллюстрация из книги С. Школьникова «Основы сценического грима. Учебное пособие» (1976)
Иллюстрация из книги С. Школьникова «Основы сценического грима. Учебное пособие» (1976)

Дальше процесс усложнялся. Специалист начинал следить за изменениями образов всех эпизодников в фильмах (грим, прически, стрижки, постиж), учился выполнять мелкие спецэффекты (шрамы, царапины), вел пробы, подготовительный этап. Одна современная картина и две исторических за плечами — пропуск в четвертую категорию: работа с пластическим и возрастным гримом, дежурства и пробы на площадке, изучение цветокоррекции, понимание взаимодействия с оператором.

Потом была пятая категория — сегодня это равнозначно ассистенту по гриму. С большим наработанным опытом гример начинал вести закупки материалов под проект, расписывал сценарий изменений героев (и главных, и эпизодников), гримировал и делал постиж по утвержденным эскизам художника по гриму, обучал начинающих специалистов на проекте, вел площадку самостоятельно, если художник по гриму был занят. Он должен был быть в курсе всех новинок в профессии, каждые полгода повышать квалификацию, изучать спецэффекты и сложную пластику. И только после еще нескольких проектов, с учетом безукоризненной работы, можно было получить звание мастера высшей, шестой категории.

На съемках фильма «Герой нашего времени» (2006) / Фото: предоставлено автором
На съемках фильма «Герой нашего времени» (2006) / Фото: предоставлено автором

Таким образом, к полностью самостоятельной работе человек приходил с внушительным багажом — около пяти современных фильмов и шести исторических. Только двенадцатый проект ему доверяли вести самостоятельно. И давали уже статус художника по гриму третьей категории.

Просто оцените, каким объемом знаний и навыков должен был обладать специалист, чтобы называться художником по гриму. И после этого было куда расти: еще два фильма по теме (сказка, фэнтези) — и получаешь вторую категорию; еще два проекта (национальное кино, портретный грим) — можно претендовать на первую. Это высшая точка профессионализма художника по гриму. После этого он может работать во всех темах кинопроизводства.
 

Российское кинопроизводство давно поставлено на жесткие рельсы сжатых сроков и всевозможной экономии.


Так было 30 лет назад. Сегодня работающих гримеров хочется попросить: посмотрите на список и определите, на каком уровне мастерства вы находитесь по советским стандартам? А также по мировым меркам, которые до сих пор актуальны в странах с развитой киноиндустрией?

Светлана Мельчикова на съемках / Фото: предоставлено автором
Светлана Мельчикова на съемках / Фото: предоставлено автором

В адрес российских проектов — полных метров и сериалов — часто звучит критика со стороны зрителей: «недостоверно», «не дотягиваем», «не умеют». Возможно, одна из причин кроется в том, что российское кинопроизводство давно поставлено на жесткие рельсы сжатых сроков и всевозможной экономии — на специалистах, на материалах, на уважении к работе друг друга. А все профессии крепко связаны. Тот, кто приходит в кино, должен понимать, что и как создает каждый цех, тогда приходит осознание, что это большой труд. Знающие свое дело относятся к нему с любовью и уважением, тогда получается хорошее кино, за которое никогда не будет стыдно.
 
 
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 
 
 

Обложка: Светлана Мельчикова (слева) на съемках / Фото: предоставлено автором

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 26978
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 13968
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 11501
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 7490
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5321
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4346
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее