Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 3838

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Для начала важно вспомнить, как раньше — лет 30 лет назад — становились художниками по гриму. Молодые люди поступали в училища, где начиналось их обучение длиной в четыре года. До художника по гриму надо было дорасти не только в теории, но и на практике. Без участия в реальных проектах — современных и исторических — невозможно было получить категорию или рекомендацию коллег в киноиндустрии. А значит, шансы на новые работы стремились к нулю.

Светлана Мельчикова / Фото: Facebook
Светлана Мельчикова / Фото: Facebook

Гример в то время — специалист широкого профиля. Не самая высокая вторая категория предполагала, что ты знаешь, как работать с постижем — умеешь шить, оформлять, чистить, клеить бороды и усы, делать крепе и тресс, — гримировать мужчин и женщин в классической технике, делать простые стрижки. Ты должен был знать гигиену грима, основные химикаты и материалы. Вторую категорию можно было получить, только отработав на двух современных картинах и получив положительную характеристику от режиссеров и операторов этих проектов.
 

Тот, кто приходит в кино, должен понимать, что и как создает каждый цех, тогда приходит осознание, что это большой труд.


Наступало время исторических картин. Гример изучал историю причесок всех веков, делал их самостоятельно из натурального и искусственного волоса, учился завивать горячими щипцами, плойкой, бигудями. Создание образа с помощью постижа и грима — отдельное искусство, которым нужно было владеть в совершенстве, не по наитию, а опираясь на реальные факты, книги, фотографии, документальные свидетельства тех лет. Следить за изменениями главных актеров по ходу съемок и работать с массовкой тоже входило в обязанности гримера. Если он справлялся успешно, то после участия в исторической картине — и положительных характеристик коллег — ему присваивали третью категорию.

Иллюстрация из книги С. Школьникова «Основы сценического грима. Учебное пособие» (1976)
Иллюстрация из книги С. Школьникова «Основы сценического грима. Учебное пособие» (1976)

Дальше процесс усложнялся. Специалист начинал следить за изменениями образов всех эпизодников в фильмах (грим, прически, стрижки, постиж), учился выполнять мелкие спецэффекты (шрамы, царапины), вел пробы, подготовительный этап. Одна современная картина и две исторических за плечами — пропуск в четвертую категорию: работа с пластическим и возрастным гримом, дежурства и пробы на площадке, изучение цветокоррекции, понимание взаимодействия с оператором.

Потом была пятая категория — сегодня это равнозначно ассистенту по гриму. С большим наработанным опытом гример начинал вести закупки материалов под проект, расписывал сценарий изменений героев (и главных, и эпизодников), гримировал и делал постиж по утвержденным эскизам художника по гриму, обучал начинающих специалистов на проекте, вел площадку самостоятельно, если художник по гриму был занят. Он должен был быть в курсе всех новинок в профессии, каждые полгода повышать квалификацию, изучать спецэффекты и сложную пластику. И только после еще нескольких проектов, с учетом безукоризненной работы, можно было получить звание мастера высшей, шестой категории.

На съемках фильма «Герой нашего времени» (2006) / Фото: предоставлено автором
На съемках фильма «Герой нашего времени» (2006) / Фото: предоставлено автором

Таким образом, к полностью самостоятельной работе человек приходил с внушительным багажом — около пяти современных фильмов и шести исторических. Только двенадцатый проект ему доверяли вести самостоятельно. И давали уже статус художника по гриму третьей категории.

Просто оцените, каким объемом знаний и навыков должен был обладать специалист, чтобы называться художником по гриму. И после этого было куда расти: еще два фильма по теме (сказка, фэнтези) — и получаешь вторую категорию; еще два проекта (национальное кино, портретный грим) — можно претендовать на первую. Это высшая точка профессионализма художника по гриму. После этого он может работать во всех темах кинопроизводства.
 

Российское кинопроизводство давно поставлено на жесткие рельсы сжатых сроков и всевозможной экономии.


Так было 30 лет назад. Сегодня работающих гримеров хочется попросить: посмотрите на список и определите, на каком уровне мастерства вы находитесь по советским стандартам? А также по мировым меркам, которые до сих пор актуальны в странах с развитой киноиндустрией?

Светлана Мельчикова на съемках / Фото: предоставлено автором
Светлана Мельчикова на съемках / Фото: предоставлено автором

В адрес российских проектов — полных метров и сериалов — часто звучит критика со стороны зрителей: «недостоверно», «не дотягиваем», «не умеют». Возможно, одна из причин кроется в том, что российское кинопроизводство давно поставлено на жесткие рельсы сжатых сроков и всевозможной экономии — на специалистах, на материалах, на уважении к работе друг друга. А все профессии крепко связаны. Тот, кто приходит в кино, должен понимать, что и как создает каждый цех, тогда приходит осознание, что это большой труд. Знающие свое дело относятся к нему с любовью и уважением, тогда получается хорошее кино, за которое никогда не будет стыдно.
 
 
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 
 
 

Обложка: Светлана Мельчикова (слева) на съемках / Фото: предоставлено автором

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 4059
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 2092
Слова

Когда применять анаморфотную оптику

Большая глубина изображения и захватывающая работа с фонами, ограничения по композиции кадра и дороговизна в применении: ведущие российские операторы о преимуществах и недостатках анаморфотов

  • 20 сентября
  • 2008
Практика

Короткометражка без бюджета и команды: чего ждать

За последние несколько лет технологии развились достаточно сильно. Но позволят ли они самостоятельно снять короткометражный фильм? Режиссер и оператор Льюис МакГрегор решил ответить на этот вопрос

  • 15 сентября
  • 1949
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1926
Практика

Как это снято: «Дни жатвы»

Сорок лет назад на экраны вышли многострадальные «Дни жатвы» Терренса Малика, одна из самых визуально совершенных картин в истории кино. Вспоминаем обстоятельства создания картины: импровизация, естественный свет, «магический час», бунт съемочной группы и — внимание — полуслепой оператор

  • 16 сентября
  • 1741
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее