Мнение

«Во власти стихии»: как нелинейная хронология делает фильм интереснее

Сценарии с нелинейной хронологией придумали не Тарантино и не Нолан, однако до сих пор сценаристы пользуются этим, чтобы сбить зрителя с толку, особенно если речь идет о реальных событиях. Новый фильм «Во власти стихии» — лучшее тому подтверждение

  • 29 июня
  • 2203
Какой-то сценарист

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Представьте себе задачу, с которой столкнулись сценаристы братья-близнецы Аарон и Джордан Канделлы: написать скрипт не только по мотивам реальной истории, известной многим, но еще и по бестселлеру, который написала участница трагических событий, произошедших в 1983 году.
 

Внимание! Нижеследующий текст раскрывает не только сюжет фильма, но и серьезный финальный твист (и не один). Поэтому, если вы еще не видели фильм «Во власти стихии», не знаете историю, случившуюся с главными героями, не читали книгу Олдэм Эшкрафт, почитайте, что российские сценаристы говорят о воровстве сюжетов и плагиате.
 

Продолжаем разговор. Тут стоит заметить, что Канделлы — не ахти какие специалисты в области трагических сценариев. А вот в сфере водной стихии — да. Если иметь в виду, что они выросли на Гавайях, а предыдущий их проект — анимационный фильм «Моана», вы поймете, что объект их многочисленных исследований — океан — легко укладывается в систему ценностей сценаристов.
 
Трейлер фильма «Во власти стихии» (2018)

Но сценарий «Моаны» был не простым, а сделанным для Disney: с танцами, шутками и весельем, то есть тем, что было категорически неприемлемо для «Во власти стихии». Добавим еще тот факт, что в оригинале фильм называется «Adrift» (то есть дрейф, который не предполагает какого-то интересного развития событий). Возможно, это была часть работы соавтора Канделлов Брэнсона Смита.
 

Сюжет


Так что же произошло в 1983 году? Когда мы придумывали эту рубрику, то дали себе слово принципиально никогда не рассказывать о сюжете разбираемого фильма. Но чтобы разобрать хитрый замысел братьев Канделлов и обладателя многочисленных премий режиссера Бальтасара Кормакура (он, кстати, снял недавно вышедший фильм-катастрофу «Эверест»), мы все же вынуждены раскрыть подробности истории «Во власти стихии».

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/STXfilm

В 1983 году на Таити встретились две родственные души: девушка Тами Олдэм Эшкрафт (Шейлин Вудли, которая прославилась благодаря «Дивергентам»), любившая путешествовать по странам и континентам, и Ричард Шарп (Сэм Клафлин, который сыграл много эпизодических ролей в топовых проектах), мечтавший о кругосветке. Они, разумеется, сходятся, ходят по барам и впечатляющим берегам океана, Ричард травит байки о морской болезни и галлюцинациях.

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm

Согласившись на предложение перегнать чужую яхту через Тихий океан, влюбленные попадают в один из самых крупных штормов XX века, и теперь весь фильм обломки корабля дрейфуют среди огромного океана, конца и края которому нет. Поначалу Тами не находит своего бойфренда, думает, что он погиб, однако позже она находит его на перевернутой шлюпке.

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

У Ричарда серьезные раны, и он не может передвигаться, пока Тами борется за жизнь. Своеобразной иронии добавляет то, девушка — вегетарианка и не может ловить рыбу. И так более полутора часов экранного времени, наполненного странными географическими, фактическими и просто логическими нестыковками. Или, если вам так хочется, 40 с лишним суток с минимумом еды, воды и лекарств, что и стало в 1983 году огромной сенсацией.

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Как сделать такое предсказуемое путешествие в стиле «не надо паники, это мой последний день на бюджетном „Титанике“», имеющее массу похожих примеров в литературе и кино, интересным? «Жизнь Пи» и то смотрится веселее. И вот здесь на помощь приходит нелинейная хронология.
 

Структура


Не совсем понятно, чья это была идея: режиссера монтажа, постановщика или концепция была прописана на уровне сценария. Фильм построен таким образом: первая же сцена — это несколько минут краха корабля. Громко, буйно и непонятно, потому что главная героиня находится в это время в трюме: и нам, и ей приходится лишь догадываться о причине и масштабах катастрофы.

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm

Это современно, об этом сейчас говорят многие продюсеры и режиссеры — первая сцена любого фильма, короткометражного или полнометражного, должна оглушать и бить обухом по голове ничего не понимающего зрителя.

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm

Весь финт фильма заключается в том, что здесь параллельно развиваются две сюжетных линии. Назовем первую «Настоящее время» — это дрейфующие люди на том, что раньше называлось яхтой. Вторая — «прошедшее время», в котором мы видим прибытие Тами на Таити, знакомство с Ричардом и все, что за этим последовало. Но вторую линию нельзя назвать флешбэком, а первую — флешфорвардом. Это довольно продолжительные куски, у них одинаковая цветокррекция и соотношение сторон кадра (иной режиссер обязательно разделил бы эти времена визуально) и даже впору задать вопрос: а какая из историй главная, «настоящая»? Про выживание или про романтику?
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: Kirsty Griffin/ STXfilm

Один сюжет вроде бы начинается с конца и идет ровно к началу. Но нет, это не «Помни...». Просто желание режиссера ничего не объяснять приводит к тому, что ожидание зрителей должно быть награждено кульминацией: в какой-то момент две линии по правилам сценарного мастерства должны сойтись в одной точке, к которой они медленно и неумолимо приближаются. Тогда мы узнаем причину краха вроде бы надежной яхты, как Ричард оказался на шлюпке и поймем, где ошибка сценаристов, которые пропускают важные эпизоды. А может здесь нет никаких ошибок и это продумано заранее?
 

Финальный твист


Я уже, кажется, когда-то писал про это, но, простите, повторюсь. У киносценаристов есть такая распространенная шутка-не шутка, анекдот-не анекдот — когда не знаешь, как закончить историю, то пиши: «И тут они проснулись». И будет всем прощение за ляпы, за неточности, за упрощение или усложнение нарратива. Все помнят про спойлеры? Еще раз предупреждаю, у вас есть последний шанс почитать любую другую статью.

Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm
Кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Фото: STXfilm

В общем, дело такое. Полумертвая Тами оказывается на суше одна, без Ричарда. Так кульминация становится, во-первых, главным сюжетным твистом, который, во-вторых, приходится еще и на финал фильма. Если смотреть начало внимательно, то в первые секунды что-то опускается в черную океанскую бездну со спасательным маячком — это и есть тонущий Ричард. Как же он оказался на шлюпке? «И тут они проснулись»: не было никакого Ричарда. Все 41 сутки Тами видела галлюцинацию, которой друг ее пугал еще до отплытия. Она ела с ней, она заботилась о ней, она давала ей пить, она общалась с ней.
 
Трейлер фильма «Не угаснет надежда»

Я понимаю, что это довольно дешевый и даже примерно предсказуемый трюк. По сравнению с ним точно такой же фильм с Робертом Редфордом о сольном морском приключении, запомнившийся русской локализацией «Не угаснет надежда» (в оригинале «All is Lost», «Все потеряно»), кажется боевиком. Но, возможно, здесь есть классный подтекст: разговаривать с любимым привидением, которое даст ей сил дожить до суши? Не знаю, не мне решать.
 

Обложка: кадр из фильма «Во власти стихии» (2018) / Kirsty Griffin/STXfilm


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 3458
Практика

Как это снято: «Крепкий орешек»

Тридцать лет назад «Крепкий орешек» открыл эру «голливудских боевиков с человеческим лицом». Разбираем, как создавалась картина и в чем заключается ее новаторство: принцип триединства, герой из народа, «дефекты» изображения, а также причем тут Шекспир и Бетховен

  • 12 июля
  • 3305
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Ингмара Бергмана

К 100-летнему юбилею Ингмара Бергмана публикуем список его любимых картин. Какие фильмы высоко ценил один из самых значительных режиссеров в истории кино: от немой классики через Тарковского и Скорсезе к началу XXI века

  • 14 июля
  • 2671
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 2545
Практика

Бюджета нет, вот тебе фонарик

Что делать, если нет возможности арендовать дорогой свет? Открывать для себя новые бренды и экспериментировать — оператор-постановщик Егор Поволоцкий составил список доступных и качественных осветительных приборов, с которыми ему довелось работать в Голливуде

  • 12 июля
  • 2309
Практика

«Скоро мы будем выбирать объекты из сгенерированных примеров, просто нажав кнопочку»: тезисы Влада Ахтырского на CG Event

На CG Event в Петербурге выступил Владислав Ахтырский, глава отдела композитинга компании MPC в Ванкувере. Он рассказал о трендах в композитинге, нейросетях, а также дал советы специалистам из России, которые хотят выйти на мировой уровень. Вспоминаем самое интересное из его выступления

  • 10 июля
  • 1808
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее