Слова

Как оператору найти общий язык с режиссером

Совместный поход в неизвестность, умение влиться в чужой поток сознания и негативные последствия подавления режиссерской воли: российские операторы рассказали, как они выстраивают взаимодействие с режиссерами


Всеволод
Каптур

Александр
Тананов

Юлия
Галочкина

Александр
Оковицкий

Евгений
Козлов

Давид
Хайзников

Важно поверить в режиссера и идти за ним. Режиссер — это самый главный человек. Только может узнать или понять, что делать с материалом, фильмом или героем. Все вокруг имеют свое мнение, но принимать решения должен только он. Это не значит, что все должны замолчать. Но необходимо понимать токсичность собственного мнения, осознавать, насколько сильно чужие мысли могут сбивать и уводить в сторону.

Задача режиссера — это повод развить фантазию и творческие способности. Любой фильм должен содержать в себе что-то, неизвестное ранее для всех, от авторов до зрителя: скучно все время смотреть плохие копии и неуверенные попытки быть лучше. Поэтому оператору нужно составить режиссеру компанию в походе в неизвестность. Какая бы ни была идея, она должна быть реализована на максимально возможном уровне (в рамках закона, конечно). Важно разглядеть и распознать ее.

Иногда нужно помочь режиссеру разобраться. Многие ошибочно считают попытку разобраться «нарушением границы» режиссерско-операторских взаимоотношений. Думают, что это якобы означает, что оператор стремится сесть в режиссерское кресло. Но это не так.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Подавление режиссерской идеи уничтожает произведение. Всегда можно реализовать свои композиционные, оптические и световые вкусы любым другим способом. Благо, что современность предоставляет для этого достаточно инструментов. Поэтому находить место для реализации творческого потенциала внутри режиссерской идеи — это важная задача. А разваливать фильм на череду красивых картинок всегда плохо. Фильм должен быть единым.

Кстати, когда про фильм говорят только то, что он красиво снят, это, на мой взгляд, провал оператора. Красивый кадр и смысл сцены часто спорят друг с другом. Иногда излишняя красота мешает. Некоторым фильмам пристало быть серыми и неуютными. Совпадение смысла сцены и способа изображения делает кадры, сцены и фильмы красивыми, произведение — цельным.

Фото: Сhris Murray
Фото: Сhris Murray

Режиссерское видение призвано выводить из зоны комфорта. Я подразумеваю под комфортом готовые решения, когда все знают, как и что нужно снимать. Когда в ходу у творческой группы готовые рецепты, результат, скорее всего, будет скучным. Нужна смелость, чтобы идти на эксперименты.

В своей практике я стараюсь помочь режиссеру найти решения задач. Я стараюсь не допускать конфликтов. Я считаю, что режиссер всегда прав. И если конфликт возник, то считаю это своим промахом. И задаю множество вопросов. Все, что только приходит в голову.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Сhris Murray

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 5149
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 3876
Практика

Судьба костюмов: мифы и реальность

Что происходит с костюмами после съемок? Их дарят актерам или костюмы выкупает съемочная группа? Их выбрасывают или напротив, хранят? О дальнейшей судьбе кинокостюмов рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

10 сентября 2732
Мнение

Что не так с фильмом «Щегол»

Мы одними из первых посмотрели экранизацию одной из важнейших книг современности «Щегол». При всем уважении к автору романа Донне Тартт и режиссеру Джону Краули мы заметили, что что-то в «Щегле» неправильно. Попытаемся разобраться, что именно пошло не так

13 сентября 2286
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее