Слова

Как оператору найти общий язык с режиссером

Совместный поход в неизвестность, умение влиться в чужой поток сознания и негативные последствия подавления режиссерской воли: российские операторы рассказали, как они выстраивают взаимодействие с режиссерами

  • 28 июня 2018
  • 3185
Петр Скопин

Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»
Александр
Оковицкий

Цикл документальных фильмов «Испытание»
Евгений
Козлов

Сериал «Закон каменных джунглей 2» и фильм «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»
Давид
Хайзников

Сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»

Важно поверить в режиссера и идти за ним. Режиссер — это самый главный человек. Только может узнать или понять, что делать с материалом, фильмом или героем. Все вокруг имеют свое мнение, но принимать решения должен только он. Это не значит, что все должны замолчать. Но необходимо понимать токсичность собственного мнения, осознавать, насколько сильно чужие мысли могут сбивать и уводить в сторону.

Задача режиссера — это повод развить фантазию и творческие способности. Любой фильм должен содержать в себе что-то, неизвестное ранее для всех, от авторов до зрителя: скучно все время смотреть плохие копии и неуверенные попытки быть лучше. Поэтому оператору нужно составить режиссеру компанию в походе в неизвестность. Какая бы ни была идея, она должна быть реализована на максимально возможном уровне (в рамках закона, конечно). Важно разглядеть и распознать ее.

Иногда нужно помочь режиссеру разобраться. Многие ошибочно считают попытку разобраться «нарушением границы» режиссерско-операторских взаимоотношений. Думают, что это якобы означает, что оператор стремится сесть в режиссерское кресло. Но это не так.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Подавление режиссерской идеи уничтожает произведение. Всегда можно реализовать свои композиционные, оптические и световые вкусы любым другим способом. Благо, что современность предоставляет для этого достаточно инструментов. Поэтому находить место для реализации творческого потенциала внутри режиссерской идеи — это важная задача. А разваливать фильм на череду красивых картинок всегда плохо. Фильм должен быть единым.

Кстати, когда про фильм говорят только то, что он красиво снят, это, на мой взгляд, провал оператора. Красивый кадр и смысл сцены часто спорят друг с другом. Иногда излишняя красота мешает. Некоторым фильмам пристало быть серыми и неуютными. Совпадение смысла сцены и способа изображения делает кадры, сцены и фильмы красивыми, произведение — цельным.

Фото: Сhris Murray
Фото: Сhris Murray

Режиссерское видение призвано выводить из зоны комфорта. Я подразумеваю под комфортом готовые решения, когда все знают, как и что нужно снимать. Когда в ходу у творческой группы готовые рецепты, результат, скорее всего, будет скучным. Нужна смелость, чтобы идти на эксперименты.

В своей практике я стараюсь помочь режиссеру найти решения задач. Я стараюсь не допускать конфликтов. Я считаю, что режиссер всегда прав. И если конфликт возник, то считаю это своим промахом. И задаю множество вопросов. Все, что только приходит в голову.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Сhris Murray


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 7555
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 7184
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3745
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 3077
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2949
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2786
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее