Слова

Как оператору найти общий язык с режиссером

Совместный поход в неизвестность, умение влиться в чужой поток сознания и негативные последствия подавления режиссерской воли: российские операторы рассказали, как они выстраивают взаимодействие с режиссерами

Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»
Александр
Оковицкий

Цикл документальных фильмов «Испытание»
Евгений
Козлов

Сериал «Закон каменных джунглей 2» и фильм «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»
Давид
Хайзников

Сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»

Важно поверить в режиссера и идти за ним. Режиссер — это самый главный человек. Только может узнать или понять, что делать с материалом, фильмом или героем. Все вокруг имеют свое мнение, но принимать решения должен только он. Это не значит, что все должны замолчать. Но необходимо понимать токсичность собственного мнения, осознавать, насколько сильно чужие мысли могут сбивать и уводить в сторону.

Задача режиссера — это повод развить фантазию и творческие способности. Любой фильм должен содержать в себе что-то, неизвестное ранее для всех, от авторов до зрителя: скучно все время смотреть плохие копии и неуверенные попытки быть лучше. Поэтому оператору нужно составить режиссеру компанию в походе в неизвестность. Какая бы ни была идея, она должна быть реализована на максимально возможном уровне (в рамках закона, конечно). Важно разглядеть и распознать ее.

Иногда нужно помочь режиссеру разобраться. Многие ошибочно считают попытку разобраться «нарушением границы» режиссерско-операторских взаимоотношений. Думают, что это якобы означает, что оператор стремится сесть в режиссерское кресло. Но это не так.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Подавление режиссерской идеи уничтожает произведение. Всегда можно реализовать свои композиционные, оптические и световые вкусы любым другим способом. Благо, что современность предоставляет для этого достаточно инструментов. Поэтому находить место для реализации творческого потенциала внутри режиссерской идеи — это важная задача. А разваливать фильм на череду красивых картинок всегда плохо. Фильм должен быть единым.

Кстати, когда про фильм говорят только то, что он красиво снят, это, на мой взгляд, провал оператора. Красивый кадр и смысл сцены часто спорят друг с другом. Иногда излишняя красота мешает. Некоторым фильмам пристало быть серыми и неуютными. Совпадение смысла сцены и способа изображения делает кадры, сцены и фильмы красивыми, произведение — цельным.

Фото: Сhris Murray
Фото: Сhris Murray

Режиссерское видение призвано выводить из зоны комфорта. Я подразумеваю под комфортом готовые решения, когда все знают, как и что нужно снимать. Когда в ходу у творческой группы готовые рецепты, результат, скорее всего, будет скучным. Нужна смелость, чтобы идти на эксперименты.

В своей практике я стараюсь помочь режиссеру найти решения задач. Я стараюсь не допускать конфликтов. Я считаю, что режиссер всегда прав. И если конфликт возник, то считаю это своим промахом. И задаю множество вопросов. Все, что только приходит в голову.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Сhris Murray

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 9475
Обзоры

Не смотрел, но собираюсь: топ фильмов и сериалов авторов tvkinoradio.ru

Составили список картин, которые надо видеть, но у нас почему-то все не получалось. Самоизоляция и нерабочая неделя — шанс наверстать упущенное. Делитесь в комментариях своими must-see фильмами, на которые у вас раньше не хватало времени

30 марта 3573
Практика

Костюмы сериала «Новый Папа»: лучшее от лучших дизайнеров

Может ли папа римский носить одежду от Armani, обувь от Christian Louboutin и спортивный костюм от La Perla? Не знаем, как в реальной жизни, но если он — герой сериала Паоло Соррентино, то точно, да. Об этом читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд.

5 апреля 2329
Обзоры

Российская киноиндустрия в период карантина: кто кого?

Отмененные релизы и закрытые кинотеатры, замороженные кинопроекты и кинофестивали, первые дистанционные съемки в истории и ВГИКовские семинары в Zoom: российские кинематографисты рассказали, насколько им сложно выживать в сложившейся ситуации

2 апреля 1626
Слова

Как создать интригующий трейлер

Сколько дней уходит на создание трейлера, в каких случаях оправданы спойлеры и как продюсеры относятся к экспериментам. Российские трейлермейкеры рассказали, как создать креативный и интригующий трейлер

27 марта 1355
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее