Слова

Как оператору найти общий язык с режиссером

Совместный поход в неизвестность, умение влиться в чужой поток сознания и негативные последствия подавления режиссерской воли: российские операторы рассказали, как они выстраивают взаимодействие с режиссерами

  • 28 июня
  • 3089
Петр Скопин

Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»
Юлия
Галочкина

«Городские птички», «Семь ужинов»
Александр
Оковицкий

Цикл документальных фильмов «Испытание»
Евгений
Козлов

Сериал «Закон каменных джунглей 2» и фильм «Путешествие Федора по Москве начала XXI века»
Давид
Хайзников

Сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»

Важно поверить в режиссера и идти за ним. Режиссер — это самый главный человек. Только может узнать или понять, что делать с материалом, фильмом или героем. Все вокруг имеют свое мнение, но принимать решения должен только он. Это не значит, что все должны замолчать. Но необходимо понимать токсичность собственного мнения, осознавать, насколько сильно чужие мысли могут сбивать и уводить в сторону.

Задача режиссера — это повод развить фантазию и творческие способности. Любой фильм должен содержать в себе что-то, неизвестное ранее для всех, от авторов до зрителя: скучно все время смотреть плохие копии и неуверенные попытки быть лучше. Поэтому оператору нужно составить режиссеру компанию в походе в неизвестность. Какая бы ни была идея, она должна быть реализована на максимально возможном уровне (в рамках закона, конечно). Важно разглядеть и распознать ее.

Иногда нужно помочь режиссеру разобраться. Многие ошибочно считают попытку разобраться «нарушением границы» режиссерско-операторских взаимоотношений. Думают, что это якобы означает, что оператор стремится сесть в режиссерское кресло. Но это не так.

Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

Подавление режиссерской идеи уничтожает произведение. Всегда можно реализовать свои композиционные, оптические и световые вкусы любым другим способом. Благо, что современность предоставляет для этого достаточно инструментов. Поэтому находить место для реализации творческого потенциала внутри режиссерской идеи — это важная задача. А разваливать фильм на череду красивых картинок всегда плохо. Фильм должен быть единым.

Кстати, когда про фильм говорят только то, что он красиво снят, это, на мой взгляд, провал оператора. Красивый кадр и смысл сцены часто спорят друг с другом. Иногда излишняя красота мешает. Некоторым фильмам пристало быть серыми и неуютными. Совпадение смысла сцены и способа изображения делает кадры, сцены и фильмы красивыми, произведение — цельным.

Фото: Сhris Murray
Фото: Сhris Murray

Режиссерское видение призвано выводить из зоны комфорта. Я подразумеваю под комфортом готовые решения, когда все знают, как и что нужно снимать. Когда в ходу у творческой группы готовые рецепты, результат, скорее всего, будет скучным. Нужна смелость, чтобы идти на эксперименты.

В своей практике я стараюсь помочь режиссеру найти решения задач. Я стараюсь не допускать конфликтов. Я считаю, что режиссер всегда прав. И если конфликт возник, то считаю это своим промахом. И задаю множество вопросов. Все, что только приходит в голову.
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Сhris Murray


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3399
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 2918
Обзоры

Я тебя породил, я тебя и убью: 8 режиссеров против собственных фильмов

Далеко не всегда режиссеры остаются довольны собственными творениями. Но иногда фильм не удается настолько, что авторы открещиваются от своего «детища» и даже препятствуют его «появлению на свет». Вспоминаем несколько таких случаев

  • 3 ноября
  • 2677
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2266
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1669
Техника

Базовое оборудование для записи звука

Качественно записанный звук — залог хорошего фильма. Рассказываем, как собрать минимальный набор звукооператора

  • 1 ноября
  • 1592
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее