Практика

Как приступить к записи звука: 6 базовых советов

Никогда не записывали звук, но собираетесь снимать видеоблог? Хотите, чтобы в вашем дебютном ролике все было четко и разборчиво? Вот несколько правил, которые позволят вам избежать крупных ошибок

  • 19 июня 2018
  • 2387
Татьяна Петрина

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Контент с неидеальным изображением, но качественным звуком будет восприниматься зрителем лучше, чем фильм или видеоролик с идеальной картинкой и некорректным звуком.  В наше время многие телевизионные проекты зритель «просматривает», пока сам занимается домашними делами, отвернувшись от экрана.

Как же можно сделать ваш проект лучше?
 

1. Знайте, что даже в простом звуке есть драматургия


Фото: Jaron Nix
Фото: Jaron Nix

Не удивляйтесь. Звуковую драматургию можно и нужно продумать еще на стадии сценария. Монтаж изображения также меняет звуковое восприятие.

Весь звук делится на три вида: речь, музыку и шумы. Все три компонента могут выполнять разные драматургические функции, но чаще всего речь передает основную информацию, музыка — настроение, а шумы создают пространство внутри кадра. Использовать можно не все компоненты из трех (есть, например, фильмы без музыки или без речи, репортажи без шумов), однако важно помнить, что они важны для полноценного образа истории. Разная музыка, подобранная под один и тот же закадровый текст, рисует разную картину.
 

2. Подбирайте для съемок тихое место


Фото: Jacob Owens
Фото: Jacob Owens 

Записывая чистовой звук, максимально изолируйте локацию от посторонних шумов. Даже если они будут нужны в фильме (как, например, вода из-под крана во время диалога персонажей): их нужно дописать после или взять из аудиобиблиотеки.

Закрывайте окна, выключайте все механические и электрические приборы (холодильник, вентилятор, компьютер). Съемочная группа должна соблюдать тишину. Если это локация какого-либо заведения, там, скорее всего, будет музыка. Договоритесь, чтобы на время съемок (или дублей) ее выключали. Стоит упомянуть, что работники ресторанов и магазинов очень не любят так делать, но вопрос можно уладить.

Если по сюжету у вас тихая, уютная и красивая локация, но в жизни рядом с ней летают самолеты, ездят поезда и трамваи, то это очень неудачная и громкая локация. Любой подобный шум может заглушить тихую реплику или попасть на монтажную склейку, не дав смонтировать диалог/интервью по удачным дублям/частям.

И, конечно же, съемочная группа должна соблюдать тишину.
 

3. Помните о реверберации


Фото: Avel Chuklanov
Фото: Avel Chuklanov

Реверберация — звук отражений пространства, отзвук самого шума или речи от поверхностей в помещении. Она дает вам понять, поет ли персонаж в спальне или внутри большого склада. При записи длинная реверберация мешает восприятию речи, ухудшая разборчивость и выдавая объем помещения. Больше всего этой проблемой страдают фотостудии с естественным светом. Почти всегда это бывшие здания заводов с большими окнами и потолками от трех метров. Также в фотостудиях часто шумно, особенно если там много залов.

Реверберация бессердечна и плохо убирается с записи. Если вы пишете звук в зале фотостудии, где должен быть небольшой кабинет или жилая комната, эффект даст о себе знать, разрушая иллюзию.

На съемках в огромном помещении есть три способа спастись от реверберации:
 
  • Не снимать в огромном помещении
  • Оградить площадку конструкциями, поглощающими звук. В идеале это стена с акустическим поролоном, но, если ее нет, стену могут заменить пледы/шторы/любые другие мягкие материалы, повешенные с максимальным количеством складок, не натянутые. Складки ткани лучше погасят отражения.
  • Использовать петличный микрофон (хорошо сочетается с предыдущим пунктом).
 

4. Не забывайте о грамотности речи


Фото: rawpixel
Фото: rawpixel

После утвержденного сценария перед репетицией/съемкой/записью важно уточнить правильность произношения спорных слов и фраз. Сейчас этому уделяют меньше внимания, и неправильное ударение даже на некоторых радиостанциях не считается браком, да и в неигровых съемках нельзя проконтролировать речь человека. Но если учитывать, что любое медиа считается объектом культуры, ценно, чтобы правильность речи сохранялась.
 

5. Подбирайте артиста с хорошо поставленным голосом


Фото: Jason Rosewell
Фото: Jason Rosewell

Это особенно важно для закадрового текста. Неважно, будет ли этот текст эмоционально нейтральным или характерным. Нехватка навыков у начинающих артистов или артистов-любителей больше всего отражается на технике речи, особенно в случае переозвучания, когда от актера требуется попасть в собственные движения губ. Если внешность артиста важнее голоса или вы слишком поздно поняли, что его речь не годится, подбирайте профессионального актера дубляжа на переозвучание. Он не только прочитает текст четко и разборчиво, но и голосом сможет отыграть то, что артист не доиграл в кадре.
 

6. Приглашайте разумного звукорежиссера с хорошей техникой


Все технологии со временем упрощаются, в том числе и звуковые. Микрофоны в телефонах все качественней, портативные колонки все мощнее. В пример можно посмотреть пару роликов двухлетней давности, где запись музыки ведется на мобильный телефон.
 
Что нужно, чтобы записать песню? 

Правда, профессиональное оборудование все равно качественнее. Особенно если его использует специально обученный человек. Звукорежиссер и хорошая техника позволят вам незаметно исправить некоторые огрехи. С качественной записи легче вычистить или замаскировать ненужный шум, подправить разборчивость речи. При записи на хорошую грамотно повешенную петличку гораздо меньше слышны отражения. Не то, чтобы это полностью спасет проект, но сможет сделать его несомненно лучше.

 
Процесс создания музыки
 

Обложка: Tanner Boriack

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2653
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2299
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1796
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1816
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 1819
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1629
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее