Правила профессии

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев

Переписывай, знай себе цену, не будь снобом и интровертом: эти и другие правила Андрея Золотарева, сценариста фильмов «Тренер», «Лед», «Притяжение» и «Призрак»

  • 31 мая
  • 3337
Петр Скопин

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Работа сценариста — это не написание, а переписывание, которое занимает 99% вашего времени. И смысл в том, чтобы не бояться расставаться с собственным текстом. Молодым ребятам свойственно трястись и переживать за вычеркивание и переписывание своего текста. Им кажется, что это вызов их творческим способностям, и порой они ставят знак равенства между сценарием и собой: «Мне, видимо, в себе надо что-то поправить, раз мой сценарий не нравится». Но страдать так — неправильный путь, правильный путь — переписывать.

Хорошие драфты получаются раза этак с тридцатого. Из драфтов «Притяжения» можно было сложить целую сагу, выстроив варианты в нужном порядке. Наши коллеги из Голливуда тоже делают великие сценарии, постоянно переписывая, мы в этом далеко не одиноки. Поэтому не стесняйтесь переписывать, это самое правильное в сценарной работе.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Не говорите себе: «Я никогда не буду писать про политику, потому что это слишком смело», или «Мне кажется, что это гениальная идея, но сейчас такое не примут». Самоцензура и саморедактирование — это адский бред. Не делайте работу за редактора. Во-первых, это не гуманно по отношению к редактору. Во-вторых, это мешает нам «рожать» нешаблонные вещи.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Работа в команде — это жуткая боль для любого сценариста, ведь в массе своей мы интроверты. Посмотрите на первые наборы на сценарные факультеты: туда приходят люди крайне закомплексованные. Они, по большому счету, хотят через написание сценариев пройти психотерапию. Лучше бы они действительно пошли к психотерапевту.

Если вы хотите утвердиться на рынке и сделать что-нибудь для зрителя, а не только для собственной терапии, здорово было бы научиться работать в команде и перестать быть гребаным интровертом. Сценарист в наши дни — профессия довольно публичная, и его работа происходит в общении. Сценаристы часто работают на площадке, общаются с режиссерами и продюсерами, и им нужно уметь доносить свои мысли, внятно их формулировать, и делать так, чтобы их услышали и поняли, потому что просто писать текст, оставаясь при этом непонятым автором, — крайне неправильная и непродуктивная позиция.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Нужно разбираться в рынке. Сейчас существуют вменяемые продюсеры и агенты, но вам необходимо самому понимать, сколько вы стоите. К сожалению, за вас в этом никто не разберется.
В нашей киноиндустрии нет «среднего по больнице» в плане оплаты. У нас маленькая выборка сценаристов и слишком большой разлет в их стоимости. Поэтому формула расчета гонорара за сценарий плавает где-то там же, где и биткоины. Существует только примерная цена, которую вам готовы заплатить. Но вам все равно важно понимать эту величину.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Не нужно бояться продавать ваши сценарии чуть дешевле, чем обычно, если вы понимаете, что такой шаг откроет для вас классные перспективы. Сегодня на рынке есть правило: чем перспективней проект, тем дешевле, скорее всего, вы его напишете. Но при этом надо все равно понимать, сколько реально вы стоите (см. выше). Падая в цене, знайте, откуда вы упали.
Я могу написать сценарий и бесплатно, если понимаю, что продюсер не сможет заплатить мне столько, сколько я хочу. Мне кажется, делать так правильнее, чем удешевлять свой труд в десять раз. Но у каждого свой подход.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Раньше говорили: «Быть в тусовке». Но теперь у этого словосочетания плохой флер. Мол, «тусуешься, делаешь все по дружбе, тебя все знают, и поэтому приглашают в проекты». Мы просто должны знать друг друга и общаться.

Поскольку у нас на рынке большой дефицит адекватности, первый вопрос, который задают продюсеры по поводу потенциального сценариста, звучит так: «Насколько он адекватен?». Подумайте: как вы можете доказать продюсерам и режиссерам свою адекватность? Очевидно, что для этого нужно встречаться с этими людьми, общаться с ними и «набредать» на общие мысли. Тогда инициатива в создании сценариев в определенный момент станет исходить именно от вас. Вы будете не только «питаться» тем, что вам дают, но и реализовывать свои материалы.

Общаться нужно. Именно для этого нужны фестивали. Надо переставать быть закрытым и понять, что вы участник большой публичной профессии. Общаться нужно еще и для того, чтобы выработать общие правила, понимать друг друга, говорить на одном языке.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Профессии сценариста и актера, по большому счету, очень схожи. Актер, пропуская через себя роль, интерпретирует ее и представляет, что бы он делал на месте героя, как бы реагировал на события и людей, в какой момент опускал бы глаза и делал определенные жесты. Мы, сценаристы, делаем ровно то же самое, что и актеры, просто на более раннем этапе: ставим себя на место героев. Что бы я сделал сейчас? Какие дилеммы передо мной стоят? Если я — плохой парень, и у меня есть определенный груз за плечами, какой выбор бы я сделал? Стоит мысленно пройти путь за каждого персонажа, выбирая вместе с ним. Это классный инструмент, чтобы проверить сценарий на адекватность.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Чем больше мы любим героев, тем больше наши шансы представить себя на их месте,и написать в итоге хороший сценарий.

Кстати, западные телевизионные проекты упорно доказывают, что место протагониста (центральное действующее лицо — примечание tvkinoradio. ru) в фильме может занимать конченая мразь, если зритель способен поместить себя внутрь героя. При этом сценаристу важно рассказать, как главного героя мучал в детстве отец и как его бросила первая любовь. Этого достаточно, чтобы зритель смог начать сопереживать герою и двигаться с ним дальше.

Особенно важно сценаристу любить антагониста. К сожалению, структура драматургии такова, что если у вас слабый антагонист, фильм будет просто неинтересно смотреть. Антагонист должен быть сложным и противоречивым, максимально закрывать путь протагонисту. Чтобы решить эти сложные задачи, сценарист должен его по-настоящему любить.
 

Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев


Сейчас слишком много снобизма. Я часто встречаю людей, которые говорят: «Телевизор? Что? Я не смотрю телевизор». Они даже сериалы не смотрят, потребляют только артхаус, посещая модные показы. На мой взгляд, это довольно ограниченные люди. Почему? Все самое интересное сейчас происходит на телевидении. В то время как продюсеры кино «ставят» на проверенные финансовые схемы и вынуждены поэтому выпускать надежные в коммерческом плане истории, создатели телевизионного контента рискуют, пробуя новые интересные форматы. Поэтому за тем, что происходит на телевидении, нужно следить. И не в смысле «умирать, но смотреть по три серии в день». Смотрите хотя бы топы, хотя бы пилоты сериалов, если не можете сподвигнуть себя на большее.

Надо быть в курсе и того, что делают российские коллеги. Говорить, что русское кино никуда не годится, а я один — хороший сценарист, неправильно. Когда я встречаю таких людей, я понимаю, что имею дело с непрофессионалами, которые не хотят быть в курсе того, что творится на их собственном рынке, а значит, они не готовы расти.

 


Комментарии

Комментариев: 3

Наши коллеги из Голливуда ТОЖЕ снимаю великие сценарий. .. вот почему я не читаю книги наших сценаристов. . . . .  Снимают плагиат,  и говорят на всю страну фильм  оригинальный. .  Амбиций выши крыши. .  Великий сценарий  ну вы же все знаете Русю. .... 
 
Комментарий удален

Это не советы, а шлак.

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2363
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1686
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1391
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1385
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1312
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1208
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее