Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: внеконкурсные программы

Операторы и режиссеры фильмов, показанных в этом году на Каннском фестивале вне конкурса, объясняют, как выбирали техническое оснащение для съемок

  • 28 мая
  • 2650

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

О конкурсных фильмах читайте в нашей первой статье.
 

«Человек, который убил Дон Кихота»

 
Трейлер фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2018)

Режиссер: Терри Гиллиам

Оператор-постановщик: Никола Пекорини

Формат: 3.4K ARRI RAW Open Gate, GoPro RAW 2.7K Linear

Камеры: ARRI ALEXA ST, две ARRI ALEXA Mini, GoPro Session 5

Объективы: анаморфотные Technovision (25-мм, Т6; 35mm T1.4, 40mm T2.3, 50mm T1.4, 75mm T2.8, 85mm T1.6, 100mm T2.8, 135mm T3, 180mm T3.4, 250mm T3.4, 12:1 48-580mm T4, 40mm легковесная T2.5), а также сферический Master Prime для «Фильма Тоби».

Пекорини: Мы изначально планировали снять этот фильм на пленку: нам кажется, ни одна другая технология еще не превзошла ее по качеству изображения. Увы, в Испании не так много лабораторий для обработки кинопленки, поэтому нам пришлось отказаться от этой идеи. (Европейские лаборатории закрыты по ночам и выходным.) Поэтому нам пришлось снимать на «цифру». По-моему, среди таких камер ALEXA — самая лучшая. Чтобы избавиться от неизбежного эффекта цифрового изображения, мы решили снимать фильм при помощи анаморфотных объективов — наш выбор пал на набор Technovision. Других таких объективов не существует, так как их сделали по заказу Витторио Стораро для съемок «Апокалипсиса сегодня». Я хорошо знаком с этими объективами, так как часто работал с Стораро, да и сам снимал фильмы с их помощью. Мне кажется, эти уникальные объективы могут уравновесить ощущение цифрового изображения, и в паре с ALEXA фильм обрел более зрелую кинематографичную атмосферу.

Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота» / Фото: Diego Lopez Calvin / Tornasol Films
Кадр из фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2018) / Фото: Diego Lopez Calvin / Tornasol Films 

Стоит признать, что в ходе работы над фильмом у нас были разногласия с Терри. Например, его не впечатлила идея использовать анаморфотные объективы, так как он никогда ими не пользовался: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» снят с соотношением сторон 2.35:1, но на съемках фильма использовали сферические объективы. Наверное, он считает, что я навязал ему свой выбор, но мне кажется, что я принял правильное решение, поэтому мы смогли добиться той эпичности, к которой стремились.

С другой стороны, «Фильм Тоби» мы снимали на GoPro в широкоугольном/линейном режиме, чтобы создать как можно больший контраст между ним и «нашим фильмом». Тем не менее вышло так, что некоторые сцены с Тоби мы снимали на ALEXA Mini в паре со стедикамом с использованием 14-мм объектива Master Prime. Идея была такая: короткометражка Тоби была настолько визуально необычной и уникальной, что она позволила ему попасть в «сказочный мир рекламы». Поэтому мы хотели использовать наиболее выразительные образы, вдохновение для которых мы черпали из великолепного фильма «Я — Куба».
 

«Четыре ветра»

 
Трейлер фильма «Четыре ветра» (2018)

Режиссер и оператор-постановщик: Мишель Тоеска

Формат: DVCAM

Камера: Sony HVR-A1E

Объективы: Zeiss

Тоеска: В самом начале съемок у меня не было никакого оборудования, кроме старой DV CAM камеры — этот формат уже лет 15 никто не использует. На новую у меня не было денег, да и вообще мне очень нравилась старая с ее мягким изображением — современные цифровые камеры снимают с очень высокой четкостью. Камера была очень легкая, и я мог брать ее куда угодно. Люди могут познакомиться с тобой, узнать получше, а постепенно перестают замечать, что ты рядом. Во время съемок фильма я активно участвовал в происходящем, и не только как режиссер.
 

«Затерянные во льдах»

 
Трейлер фильма «Затерянные во льдах» (2018)

Режиссер: Джо Пенна

Оператор-постановщик: Тоумас Эрн Тоумассон

Формат: ARRIRAW 4:3, 3.4K

Камера: ARRI ALEXA Mini

Объективы: Cooke Anamorphic

Тоумассон: Я решил использовать анаморфотные объективы из-за обилия пейзажных сцен в сценарии. Cooke выпускает прекрасные объективы, которые по-особенному передают изображение и славятся своей неприхотливостью даже в сложных съемках. Мне всегда нравилось резкое изображение камер ARRI. Также мне очень важна возможность съемки в формате RAW и встроенные ND-фильтре: все-таки слишком сложно менять фильтр в разгар снежной бури.
 

«Дикая жизнь»

 
Трейлер фильма «Дикая жизнь» (2018)

Режиссер: Пол Дано

Оператор: Диего Гарсиа

Формат: ARRIRAW 3.4K

Камера: ARRI ALEXA XT

Объективы: Panavision Primo

Гарсиа: Действие фильма разворачивается во второй половине 50-х, но нам хотелось оставить визуальную часть фильма современной. Мы решили снимать на ALEXA, потому что она дает огромную свободу в плане динамического диапазона и цветов. Еще нам хотелось, чтобы композиция и освещение выглядели как можно естественнее и реалистичнее. Мы провели небольшое исследование винтажных объективов и узнали, что нам идеально подходят сферические прайм-объективы Panavision из 90-х, так как они передают очень детализированное и точное, но вместе с тем мягкое изображение без лишней резкости. Видимо, 90-е теперь тоже перешли в категорию винтажа. Мне казалось, что для съемок нужны объективы с большой светосилой, так как мы собирались снимать при естественном освещении в любое время суток. Также у нас был 50-мм T1 объектив, чтобы снимать особенно драматичные сцены — его мы использовали только при эмоциональных портретных съемках.
 

«Мертвец и другие»

 
Трейлер фильма «Мертвец и другие» (2018)

Режиссеры: Жуан Салавиза, Рене Надер Мессора

Оператор-постановщик: Рене Надер Мессора

Формат: S16-мм пленка

Камера: Aaton XTR PROD

Объективы: 12/16-мм Zeiss Distagon, 8-64мм Canon

Мессора: Наша интуиция говорила, что мы должны снимать фильм на пленку. Я очень хотела передать атмосферу места, где мы снимали фильм: Серрадо — это бразильская саванна, утопающая в зелени,  там красная почва и сухой климат, который сменяет сезон дождей. И мне кажется, пленка как нельзя кстати подошла для этого.

Ограничение по негативам поддерживало дисциплину, в противном случае съемки могли бы скатиться в самолюбование. Ну и, конечно, съемки вдалеке от цивилизации, когда у тебя нет съемочной команды и даже электричества, стимулировали нас подойти к выбору оборудования с умом — оно должно быть надежным и неприхотливым. Когда у тебя нет доступа к благам цивилизации, придумываешь новые ухищрения и таким образом развиваешь творческое мышление. Мне кажется, мы приняли несколько правильных решений, которые в результате повлияли на целостность восприятия мизансцен.
 

«Девочка»

 
Трейлер фильма «Девочка» (2018)

Режиссер: Лукас Донт

Оператор-постановщик: Франк ван ден Эеден

Формат: 3.2K, соотношение сторон 1.66 в сценах с эффектом 16-мм камеры

Камера: ARRI ALEXA Mini

Объективы: Leica Summilux Prime (T1.4), 45-250-мм зум-объектив Alura

Эеден: Это интимный портрет Лары, которую сыграл Виктор Полстер — прежде у него не было актерского опыта. Мы старались изобразить фильм с точки зрения главной героини, показать ее зону комфорта. Мы решили снимать на легкую ручную камеру на очень маленьких локациях, каждый раз придумывали новые приемы освещения, чтобы добиться большей реалистичности — в основном нашими источниками были солнце и практические светильники. Объективы Leica Summilux позволили нам снимать в любых условиях. В качестве основных мы использовали 35-мм и 40-мм объективы благодаря их нейтральному изображению. Для съемки эмоционально насыщенных сцен мы использовали зум-объектив Alura, чтобы разделить «обычный» мир фильма и моменты глубокой рефлексии Лары.
 

«Перелетные птицы»

 
Трейлер фильма «Перелетные птицы» (2018)

Режиссеры: Кристина Гальего, Сиро Герра

Оператор-постановщик: Давид Гайехо

Формат: 35-мм пленка, 3 perf

Камера: Arricam LT

Объективы: Ultra Prime, зум Alura, Angeneux

Гайехо: Воспоминания — это то, что я хотел понять сам и перенести, а затем перенести на экран. Трагедия, которая становится воспоминанием, сны, которые становятся предчувствием, грандиозный масштаб, свойственной колумбийской культуре. Мне кажется, во время съемок мы многократно это умножили. Камера Arricam LT позволила снимать некоторые сцены при помощи стедикама с соотношением сторон 2.40:3 с шагом в три перфорации. Объективы Ultra Prime вместе с пленкой подчеркнули текстуру пустыни, контрастность национальных костюмов героев, деревень и общее разнообразие цветов.
 

«Мэнди»


Кадр из фильма «Мэнди» / Фото: Sundance Institute
Кадр из фильма «Мэнди» / Фото: Sundance Institute

Режиссер: Панос Косматос

Оператор-постановщик: Бенджамин Лоб

Камера: ARRI ALEXA

Объективы: анаморфотные

Косматос: Анаморфный синемаскоп придает изображению максимальную кинематографичность. Мне нравится, как она приковывает внимание зрителя к визуализации, кадрированию и оптике. Из всех существующих на сегодняшний день цифровых камер ALEXA лучше всех снимает органичное изображение без чрезмерной «хирургичности». Для такого фильма маслянистость, живописность как нельзя кстати задает подходящее настроение.

Источник: indiewire.com
 

Обложка: кадр из фильма «Дикая жизнь» (2018) / IFC FIlms

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3783
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3316
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2103
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1962
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1957
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1643
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее