Главная / Практика / На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Из этого опроса можно выделить несколько закономерностей. Например, камеры ARRI теперь самые популярные в авторском кино по всему миру. В то же время кинопленка тоже никуда не уходит. Ее выбрали 13 операторов, на нее сняты 8 из 21 картин основного конкурса: «Пепел — самый чистый белый», «Магазинные воришки», «Черный клановец», «Счастливый Лазарь», «Прости, ангел», «Лето», «Нож в сердце» и «Айка».

Вместе с тем многие фильмы фестиваля снимали на камеры поменьше и подешевле, в том числе и из-за бюджетных ограничений. Например, две документальных картины сделаны в устаревших форматах HDV и DVCAM: такое решение их авторы приняли еще несколько лет назад, когда начинали работать над ними в одиночку.

Иранский режиссер Джафар Панахи, которому все еще запрещено заниматься кино на родине, снимал свою новую картину на камеры Canon 5D Mark IV и Sony a7s, а Терри Гиллиам для «Человека, который убил Дон Кихота» вместе с традиционными кинокамерами использовал GoPro, а также уникальные объективы, на которые Витторио Стораро снимал культовый «Апокалипсис сегодня».

Некоторые ответы сокращены для лаконичности и ясности.
 

«Три лица»

 

Трейлер фильма «Три лица»

Режиссер: Джафар Панахи

Оператор-постановщик: Амин Джафари

Формат: 4K H264

Камеры: Canon 5D Mark IV, Sony a7s Mark II

Объективы: Zeiss Compact Prime CP.2

Джафари: Камеры серии Sony a7 отлично показывают себя при слабом освещении (большинство ночных сцен сняты на a7s Mark II) и вписываются в рамки малобюджетного кино. Из-за того, что многие сцены фильма сняты в автомобиле, а также из-за ограниченных ресурсов, мы решили использовать компактное оборудование.
 

«На войне»

 

Трейлер фильма «На войне»

Режиссер: Стефан Бризе

Оператор-постановщик: Эрик Дюмонт

Формат: 3.2K, PRORES 4444HQ (дневные сцены), ARRIRAW (ночные);

Камера: ARRI ALEXA Mini

Объективы: Sigma Cine Prime Zooms (18-35мм T2, 50-100мм T2), Sigma Cine Primes (14, 20, 24, 50, 85мм, T1.5), Zeiss Compact Zoom (70-200мм, T2.9)

Дюмонт: Я выбрал ALEXA и эти объективы из-за режиссерского видения картины: ручная съемка, plan séquence (целые сцены, снятые одним кадром), никакого грима. Жизнь как она есть. Бризе хотел снимать сцены долгими кадрами длиной по 30-40 минут, поэтому ALEXA Mini показалась мне очевидным решением. Это невероятно легкая и простая в обращении камера. Я использовал объективы Sigma Cine, в особенности зум 50/100мм T2. Это самые компактные и светосильные объективы, который придают изображению естественную резкость.

Практически всегда, даже в дневное время, я снимал фильм с ISO 1600, чтобы получить небольшое зерно, несмотря на стремление к реалистичности. Мы все время балансировали между документальным и художественным кино, игрой актеров и реальностью, а так я смог больше углубиться в художественность. Особая текстура и зерно помогли сделать изображение мягче и глубже.

Каждая сцена фильма освещена так, чтобы камеру можно было направить в любую сторону, чтобы соответствовать формату съемки.
 

«Айка»

Кадр из фильма «Айка» / Фото: Cannes Film Festival
Кадр из фильма «Айка» / Фото: Cannes Film Festival

Режиссер: Сергей Дворцевой

Оператор-постановщик: Йоланта Дылевска

Формат: IAR: 1.78:1; Super пленка 16-мм, Kodak Vision 3 7219+7207; Fuji 500 D 8692, RAWFILES

Камеры: Aaton Super 16 и Blackmagic Pocket Cinema Camera

Объективы: Carl Zeiss Distagon 16+25-мм/1:1.2

Дылевска: Весь фильм я придерживалась принципа абсолютного гиперреализма, чтобы зимние холода и снег соответствовали внутреннему состоянию главной героини — в общем, почти как у Шекспира. Киргизские гастарбайтеры, центральные персонажи фильма, чем-то мне напоминают людей на задних планах старых полотен голландских художников: всегда в тени, всегда в расфокусе. Чтобы добиться этого эффекта, я скрестила 16-мм пленку с Blackmagic Pocket Cinema Camera, а старые, потрепанные объективы Zeiss придали изображению большей мягкости по сравнению с современными аналогами. Надеюсь, что это поможет зрителям как можно лучше почувствовать настроение ленты.

А что касается освещения, то на локациях нас сопровождало скрытое за густыми облаками солнце, а в интерьерах мы использовали практические источники. В фильме играли непрофессиональные актеры, а также люди, для которых эта картина стала дебютной. Многие сцены сняты с первого дубля, чтобы не сбивать их с толку.
 

«Черный клановец»

 

Трейлер фильма «Черный клановец»

Режиссер: Спайк Ли

Оператор-постановщик: Чейз Ирвин

Формат: 35-мм пленка Kodak

Камеры: Panavision XL2, Arricam LT, Aaton Penelope

Объективы: Panavision PVintage

Я не выбирал оборудование, оно выбрало меня. Я очень много экспериментировал на препродакшне: перепробовал «Эктахром», 16 и 35-мм пленку, анаморфные, сферические, современные и винтажные объективы. Потом я старался смотреть на изображение, не задумываясь о формате. Меня очаровала комбинация 35-мм пленки и Panaflasher 3. Такой выбор показался мне необычным, он бросил мне вызов.

Как раз в то время Kodak только открыли новую лабораторию в Нью-Йорке, и я решил, что это не просто совпадение, а знак судьбы. Это, конечно, несколько пассивно, но вместе с тем мне не хотелось снимать что-то нарочито символичное и неестественное. Так что я прислушался к внутреннему голосу.

Пленка меня раскрепостила. Не в смысле отсутствия каких-то рамок, а скорее наоборот: мне приходилось мириться с правилами пленки, которые в современном кинематографе почти забыты. Пленка вернула всей команде ощущение необходимости нашего труда, сплотила нас.
 

«Догмэн»

 

Трейлер фильма «Догмэн»

Режиссер: Маттео Гарроне

Оператор-постановщик: Николай Брюэль

Формат: 3.4K ArriRaw

Камеры: ARRI ALEXA Mini

Объективы: анаморфотные Cooke SF

Брюэль: Наверное, нет лучшей камеры, чем ARRI Alexa, если вы снимаете не на пленку. Она лучше всего передает цвет кожи, а это очень важно. Мне кажется, что мы невольно замечаем самые мелкие детали, когда изучаем других людей. У нашей кожи множество оттенков, и раньше цифровые камеры плохо воспроизводили все это многообразие.

Объективы мы подбирали из тех соображений, что изображение должно было быть одновременно мягким и контрастным. Мне не очень нравится, как обычно в кино передают дух 70-х годов: со множеством бликов и большим количеством синего. Конечно, все зависит от самого фильма, но мы точно к этому не стремились.

Я хотел отобразить ту эпоху специфическим соотношением сторон (2.40:1), а также с небольшой глубиной резкости, которую получают при помощи анаморфных объективов. Мне кажется, благодаря этому у нас получилось отделить героев от фона.

Объективы Cooke SF дают особый контраст, не искажая оттенки кожи. Для фильма было очень важно придерживаться темной цветовой схемы, однако мы не могли проигнорировать живописные окрестности Неаполя, где проходили съемки.

Вдобавок к этому Маттео первым делом сказал мне, что представляет себе фильм современным вестерном, — еще один аргумент за использование анаморфных объективов.

Этот выбор дался мне непросто, поскольку бюджет «Догмэна» небольшой, а также потому, что Маттео лично собирался снимать некоторые сцены с рук. 65-мм макро-объектив, который мы в конце концов полюбили, — просто немыслимо громадный, но, к счастью, Маттео очень сильный. А еще привлекательный и умный. 
 

«Девушки солнца»

 

Трейлер фильма «Девушки солнца»

Режиссер: Ева Хассон

Оператор-постановщик: Маттиас Троэльстрап

Формат: 2.8K ProRes

Камера: ARRI ALEXA Mini

Объективы: анаморфотные Cooke

Троэльстрап: Еще в самом начале проекта мы с Евой Хассон решили снимать фильм с соотношением сторон 2.39:1, чтобы сделать его более художественным, а не документальным. Но сперва мы провели тесты на всех фотографиях, которые сделали во время поиска локаций.

В основе фильма — эмоции и лица героев, поэтому мы решили снимать на Alexa Mini с анаморфотными объективами Cooke: Alexa отлично передает цвета кожи и хайлайты. Обычно я стараюсь не использовать смягчающие фильтры, а с этими объективами кожа выходила такая, как было нужно. Мы работали с LUT’ом, который разработал наш колорист Лайонел Копп, а также DIT. Стиль фильма выстроен в соответствии с фото локаций, где мы пытались понять, как ведет себя освещение.

Нам не хватало бюджета на профессиональное осветительное оборудование, поэтому мы отправились на блошиный рынок в поиске новых идей. Особенно сложно было с ночными сценами: кто будет включать свет в зоне военных действий? Их ведь сразу же увидят противники.
 

«Все знают»

 

Трейлер фильма «Все знают»

Режиссер: Асгар Фархади

Оператор-постановщик: Хосе Луис Алькайне

Камера: ARRI ALEXA Mini

Объективы: Cooke S4

Алкайне: Съемка в формате 2.35:1 может доставить много хлопот, хотя бы потому, что не все экраны его поддерживают, поэтому изображение может обрезаться по краям. Мы решили выбрать формат 16:9, который очень распространен. С ним не будет проблем.

Alexa Mini — компактный и легкий инструмент. Почти все сцены фильма сняты ручной камерой — с любой другой это сделать было бы намного сложнее. Объективы Cooke S4 прекрасно передают цвета кожи актеров. Цифровые объективы дают даже слишком детальное изображение, поэтому мы решили, что мягкость Cooke нам отлично подойдет.
 

«Счастливый Лазарь»

 

Трейлер фильма «Счастливый Лазарь»

Режиссер: Аличе Рорвахер

Оператор-постановщик: Хелен Лувар

Формат: пленка Super 16-мм, 1.85:1

Камера: ARRI 416/Super 16mm

Объективы: Zeiss Ultra Prime 35-мм

Лувар: Режиссер Аличе Рорвахер привыкла снимать фильмы на Super 16-мм пленку. Она раскрывает ее видение мира. Конечно, не самый современный формат, где-то видна зернистость или расфокус, но во всем этом есть некая органичность.

Честно говоря, мы поражены, тем, что у нас вышло, так как этот формат пленки невозможно полностью контролировать. Мы выбрали камеру ARRI 416 из-за ее сенсора, который очень точно передает яркое освещение. А у наших объективов отличное разрешение, особенно это видно на общих планах.
 

«Лето»

 

Трейлер фильма «Лето»

Режиссер: Кирилл Серебренников

Оператор-постановщик: Владислав Опельянц

Формат: ARRIRAW, 16-мм пленка

Камеры: ARRI ALEXA Mini. Для цветных вставок использовали 16-мм камеру Eclair

Объективы: анаморфные Hawk и Angénieux (для камеры Eclair)

Опельянц: Последнее время я очень много снимаю на ALEXA Mini. Так как наш фильм снят в черно-белой цветовой гамме, нам было очень важно получить как можно больше оттенков. Не последним аргументом «за» была ручная съемка и сцены, где оператор должен двигаться вместе с актерами. Здесь как никогда важен вес камеры. А еще мне кажется, что матрица Alexa Mini идеально подходит для цветокоррекции. 16-мм камера и объективы изготовлены в далеком 1973 году. Старая камера нам была нужна, чтобы как можно аутентичнее воссоздать атмосферу той эпохи. Ну и, конечно, мы снимали на 16-мм пленку Kodak.
 

«Магазинные воришки»

 

Трейлер фильма «Магазинные воришки»

Режиссер: Хирокадзу Корээда

Оператор-постановщик: Кондо Рюто

Формат: 35-мм пленка с шагом в три перфорации

Камера: ArriCam ST

Объективы: Leica Summicron

Рюто: Я знал, что режиссер Корээда любит снимать на 35-мм пленку, но не это повлияло на финальное решение: 35-мм пленка (EK5219) с небольшой зернистостью идеально подходила для цветовой схемы и фактуры локаций фильма. Один из моих опытных коллег из Японии говорил, что цвета, снятые на 35 мм, такие же, какие мы храним у себя в памяти. Я пытался передать историю семьи из трущоб современного Токио как можно более полно.
 

«Под Силвер-Лэйк»

 

Трейлер фильма «Под Силвер-Лэйк»

Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл

Оператор-постановщик: Майк Гиулакис

Формат: ProRes XQ, соотношение сторон 2.35:1

Камера: ARRI ALEXA Mini

Объективы: Cooke S4.
 

«Дикая груша»

Кадр из фильма «Дикая груша» / Фото: nbcfilm
Кадр из фильма «Дикая груша» / Фото: nbcfilm 

Режиссер: Нури Бильге Джейлан

Оператор-постановщик: Гёкхан Тирьяки

Формат: Redraw 6K (конвертация до 3.1K), соотношение сторон 2.39:1.

Вторая камера: DJI 4K DNG RAW MF (4:3 сенсор), соотношение сторон 2.39:1

Камеры: RED Weapon 6K и DJI Osmo zenmuse X5R 4K;

Объективы: Zeiss Master Prime (сферические прайм-объективы для RED), Olympus MF 4/3 (для DJI).

Тирьяки: У всех цифровых камер схожий динамический диапазон. Нам был нужен большой сенсор, способный качественно передавать красные тона на коже актеров. У камеры RED был подходящего размера сенсор (больше обычного формата super 35) и вдобавок она неплохо обрабатывает цвета кожи. Мне кажется, что на съемках этого фильма большую роль играли освещение и построение кадра, а не модель камеры. Вместо стедикама мы использовали монопод для DJI Osmo, так как наш режиссер требовал практических решений для съемки длинных кадров.
 

«Судный день»

 

Трейлер фильма «Судный день»

Режиссер: А.Б. Шоуки

Оператор-постановщик: Федерико Ческа

Формат: ProRes 4444, Log-c, 2K

Камера: ARRI ALEXA Classic Pro

Объективы: Master Prime

Ческа: Это, пожалуй, самый сложный фильм, над которым мне приходилось работать: вообще у меня за плечами три полнометражки. У большей часть актеров не было опыта, нам приходилось работать с животными и детьми. Казалось, что мы снимаем документалку.

Фильм полностью снят на натуре с минимальным количеством осветительного оборудования и небольшой командой, и все, что мне было нужно, — это хорошая камера, которая могла справиться с темпом на площадке, стать продолжением моего плеча. В общем, для таких задач нужна очень надежная камера, и речь идет не только о защите от пыли, перегревов и других природных напастей. Важен и динамический диапазон и как можно более естественное отображение цветов. Alexa стала моим фаворитом.

Если бы я снимал фильм сейчас, то выбрал бы Amira или даже Mini, но я уверен — у ARRI самое естественное изображение.

Я использовал объективы Master Prime, так как нам удалось получить на них скидку и мне понравилось, как они снимают, но на самом деле мне больше по душе старые объективы, которые придают изображению мягкости и шарма. Чтобы резкость объективов не бросалась в глаза, я установил рассеиватель Glimmerglass. Надеюсь, что я выполнил свою работу достаточно хорошо, и зрители прониклись миром, в котором существуют герои.

Источник: indiewire.com
 


Обложка: на съемках фильма «Счастливый Лазарь» (2018) / Simona Pampallona