Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая 2018
  • 8519
Петр Скопин

Иван
Поморин

cериалы «Блиндаж», «Ласточкино гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Алишер
Хамидходжаев

«Аритмия», «Звезда», «Жить»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Владимир
Башта

«Время первых», «Географ глобус пропил» и «Брестская крепость»
Давид
Хайзников

сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»

Как и многие операторы, я не был активным читателем с самого детства. Взяться за книги меня заставило именно увлечение операторской профессией. Самой простой и хорошей книгой, при помощи которой я начал знакомство с фотографией и фотопроцессом, был «Фотобукварь» А. Агафонова и С. Пожарской. Книга была написана для детей, но я настойчиво рекомендую прочесть ее взрослым, которые никогда не были знакомы с азами экспонометрии и фотопроцессом.

Книга «Цвет и контраст»  Валентина Железнякова


Следующий этап — книга «Цвет и контраст» прекрасного оператора Валентина Железнякова. Это и техническая, и творческая литература. Валентин Николаевич создавал «Цвет и контраст» в течение 15 лет, собрав множество необходимой информации для тех, кто хочет разобраться в получении и построении изображения в кино— и фотопроцессе.

Далее. Классическая книга по азам фотокомпозиции одной из создателей программы по этому предмету во ВГИКе Лидии Павловны Дыко — «Основы композиции в фотографии». А также труд А.С. Зайцева «Наука о цвете и живопись». Эти книги нужны не только художникам, творящим на холстах, но и художникам, компонующим кинокадр. Обязательно прочитайте актуальный и по сей день труд великого Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи». В нем вы найдете очень много интересного.

Книга Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи»


Оператор — не оператор, если он не знает основы режиссуры и киномонтажа. Не зря наша профессия на английском языке часто называется «cinematographer», или кинематографист. К слову, великий оператор Викторио Стораро признает только такую должность в титрах. Поэтому обязательны к прочтению следующие книги «Монтаж» Сергея Эйзенштейна и «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова.

Еще один труд, посвященный смыслу движения камеры в кинокадре и необходимый к изучению любому кинематографисту, это «Панорамирование как творческий прием оператора — документалиста» Сергея Медынского. Здесь же приведу замечательный томик для любого творческого человека: «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» Остина Клеона, и великолепную книгу моего любимого кинорежиссера и художника Дэвида Линча: «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Кроме прочего, советую вам ознакомиться с журналом «American Cinematographer», содержащим самые профессиональные и свежие новости в области операторской индустрии Голливуда, и не только. К сожалению, издание выходит только на английском языке.
Приведу также несколько картин, которые должен изучить каждый желающий связать себя и свою судьбу с кино и изобразительным искусством

Фильм о великих кинооператорах Голливуда «Visions of light» (или «В луче света»).
 

Фильм «Стиль кинооператора»
 

Прекрасный настольный американский видеоучебник по мизансценированию «Hollywood Camera Work».
 
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Christin Hume

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Бар „На грудь“»: как снять популярный веб-сериал и успешно его монетизировать

Мы пообщались с режиссером веб-сериала «Бар „На грудь“» Ириной Вилковой и генеральным продюсером проекта Георгием Шабановым, чтобы узнать, насколько сложно было получить финансирование от RuTube, чем написание веб-сериала отличается от «обычного» сценария, и почему Питер – вдохновляет

  • 5 февраля
  • 3257
Практика

Как искать локации для съемок без бюджета

Вы собираетесь снимать кино, но бюджета на локейшн-менеджера и экспедиции нет. Придется справляться с этим самостоятельно

  • 3 февраля
  • 2208
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса

К выходу «Фаворитки» знакомимся со списком лучших кинокартин по мнению одного из самых необычных режиссеров наших дней, который к тому же стал лидером оскаровской гонки этого года: от греческого и японского арт-хауса до современного экшна

  • 4 февраля
  • 2104
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1415
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1351
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1284
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее