Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии


Иван
Поморин

Алишер
Хамидходжаев

Всеволод
Каптур

Владимир
Башта

Давид
Хайзников

Александр
Тананов

Как и многие операторы, я не был активным читателем с самого детства. Взяться за книги меня заставило именно увлечение операторской профессией. Самой простой и хорошей книгой, при помощи которой я начал знакомство с фотографией и фотопроцессом, был «Фотобукварь» А. Агафонова и С. Пожарской. Книга была написана для детей, но я настойчиво рекомендую прочесть ее взрослым, которые никогда не были знакомы с азами экспонометрии и фотопроцессом.

Книга «Цвет и контраст»  Валентина Железнякова


Следующий этап — книга «Цвет и контраст» прекрасного оператора Валентина Железнякова. Это и техническая, и творческая литература. Валентин Николаевич создавал «Цвет и контраст» в течение 15 лет, собрав множество необходимой информации для тех, кто хочет разобраться в получении и построении изображения в кино— и фотопроцессе.

Далее. Классическая книга по азам фотокомпозиции одной из создателей программы по этому предмету во ВГИКе Лидии Павловны Дыко — «Основы композиции в фотографии». А также труд А.С. Зайцева «Наука о цвете и живопись». Эти книги нужны не только художникам, творящим на холстах, но и художникам, компонующим кинокадр. Обязательно прочитайте актуальный и по сей день труд великого Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи». В нем вы найдете очень много интересного.

Книга Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи»


Оператор — не оператор, если он не знает основы режиссуры и киномонтажа. Не зря наша профессия на английском языке часто называется «cinematographer», или кинематографист. К слову, великий оператор Викторио Стораро признает только такую должность в титрах. Поэтому обязательны к прочтению следующие книги «Монтаж» Сергея Эйзенштейна и «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова.

Еще один труд, посвященный смыслу движения камеры в кинокадре и необходимый к изучению любому кинематографисту, это «Панорамирование как творческий прием оператора — документалиста» Сергея Медынского. Здесь же приведу замечательный томик для любого творческого человека: «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» Остина Клеона, и великолепную книгу моего любимого кинорежиссера и художника Дэвида Линча: «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Кроме прочего, советую вам ознакомиться с журналом «American Cinematographer», содержащим самые профессиональные и свежие новости в области операторской индустрии Голливуда, и не только. К сожалению, издание выходит только на английском языке.
Приведу также несколько картин, которые должен изучить каждый желающий связать себя и свою судьбу с кино и изобразительным искусством

Фильм о великих кинооператорах Голливуда «Visions of light» (или «В луче света»).
 

Фильм «Стиль кинооператора»
 

Прекрасный настольный американский видеоучебник по мизансценированию «Hollywood Camera Work».
 
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Christin Hume

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 12298
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4045
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 2957
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 1821
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее