tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

Иван
Поморин

cериалы «Блиндаж», «Ласточкино гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Алишер
Хамидходжаев

«Аритмия», «Звезда», «Жить»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Владимир
Башта

«Время первых», «Географ глобус пропил» и «Брестская крепость»
Давид
Хайзников

сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»

Как и многие операторы, я не был активным читателем с самого детства. Взяться за книги меня заставило именно увлечение операторской профессией. Самой простой и хорошей книгой, при помощи которой я начал знакомство с фотографией и фотопроцессом, был «Фотобукварь» А. Агафонова и С. Пожарской. Книга была написана для детей, но я настойчиво рекомендую прочесть ее взрослым, которые никогда не были знакомы с азами экспонометрии и фотопроцессом.

Книга «Цвет и контраст»  Валентина Железнякова


Следующий этап — книга «Цвет и контраст» прекрасного оператора Валентина Железнякова. Это и техническая, и творческая литература. Валентин Николаевич создавал «Цвет и контраст» в течение 15 лет, собрав множество необходимой информации для тех, кто хочет разобраться в получении и построении изображения в кино— и фотопроцессе.

Далее. Классическая книга по азам фотокомпозиции одной из создателей программы по этому предмету во ВГИКе Лидии Павловны Дыко — «Основы композиции в фотографии». А также труд А.С. Зайцева «Наука о цвете и живопись». Эти книги нужны не только художникам, творящим на холстах, но и художникам, компонующим кинокадр. Обязательно прочитайте актуальный и по сей день труд великого Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи». В нем вы найдете очень много интересного.

Книга Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи»


Оператор — не оператор, если он не знает основы режиссуры и киномонтажа. Не зря наша профессия на английском языке часто называется «cinematographer», или кинематографист. К слову, великий оператор Викторио Стораро признает только такую должность в титрах. Поэтому обязательны к прочтению следующие книги «Монтаж» Сергея Эйзенштейна и «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова.

Еще один труд, посвященный смыслу движения камеры в кинокадре и необходимый к изучению любому кинематографисту, это «Панорамирование как творческий прием оператора — документалиста» Сергея Медынского. Здесь же приведу замечательный томик для любого творческого человека: «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» Остина Клеона, и великолепную книгу моего любимого кинорежиссера и художника Дэвида Линча: «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Кроме прочего, советую вам ознакомиться с журналом «American Cinematographer», содержащим самые профессиональные и свежие новости в области операторской индустрии Голливуда, и не только. К сожалению, издание выходит только на английском языке.
Приведу также несколько картин, которые должен изучить каждый желающий связать себя и свою судьбу с кино и изобразительным искусством

Фильм о великих кинооператорах Голливуда «Visions of light» (или «В луче света»).
 

Фильм «Стиль кинооператора»
 

Прекрасный настольный американский видеоучебник по мизансценированию «Hollywood Camera Work».
 
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Christin Hume

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 65671
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 2039
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 1190
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее