Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая 2018
  • 9781
Петр Скопин

Иван
Поморин

cериалы «Блиндаж», «Ласточкино гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Алишер
Хамидходжаев

«Аритмия», «Звезда», «Жить»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Владимир
Башта

«Время первых», «Географ глобус пропил» и «Брестская крепость»
Давид
Хайзников

сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»

Как и многие операторы, я не был активным читателем с самого детства. Взяться за книги меня заставило именно увлечение операторской профессией. Самой простой и хорошей книгой, при помощи которой я начал знакомство с фотографией и фотопроцессом, был «Фотобукварь» А. Агафонова и С. Пожарской. Книга была написана для детей, но я настойчиво рекомендую прочесть ее взрослым, которые никогда не были знакомы с азами экспонометрии и фотопроцессом.

Книга «Цвет и контраст»  Валентина Железнякова


Следующий этап — книга «Цвет и контраст» прекрасного оператора Валентина Железнякова. Это и техническая, и творческая литература. Валентин Николаевич создавал «Цвет и контраст» в течение 15 лет, собрав множество необходимой информации для тех, кто хочет разобраться в получении и построении изображения в кино— и фотопроцессе.

Далее. Классическая книга по азам фотокомпозиции одной из создателей программы по этому предмету во ВГИКе Лидии Павловны Дыко — «Основы композиции в фотографии». А также труд А.С. Зайцева «Наука о цвете и живопись». Эти книги нужны не только художникам, творящим на холстах, но и художникам, компонующим кинокадр. Обязательно прочитайте актуальный и по сей день труд великого Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи». В нем вы найдете очень много интересного.

Книга Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи»


Оператор — не оператор, если он не знает основы режиссуры и киномонтажа. Не зря наша профессия на английском языке часто называется «cinematographer», или кинематографист. К слову, великий оператор Викторио Стораро признает только такую должность в титрах. Поэтому обязательны к прочтению следующие книги «Монтаж» Сергея Эйзенштейна и «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова.

Еще один труд, посвященный смыслу движения камеры в кинокадре и необходимый к изучению любому кинематографисту, это «Панорамирование как творческий прием оператора — документалиста» Сергея Медынского. Здесь же приведу замечательный томик для любого творческого человека: «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» Остина Клеона, и великолепную книгу моего любимого кинорежиссера и художника Дэвида Линча: «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Кроме прочего, советую вам ознакомиться с журналом «American Cinematographer», содержащим самые профессиональные и свежие новости в области операторской индустрии Голливуда, и не только. К сожалению, издание выходит только на английском языке.
Приведу также несколько картин, которые должен изучить каждый желающий связать себя и свою судьбу с кино и изобразительным искусством

Фильм о великих кинооператорах Голливуда «Visions of light» (или «В луче света»).
 

Фильм «Стиль кинооператора»
 

Прекрасный настольный американский видеоучебник по мизансценированию «Hollywood Camera Work».
 
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Christin Hume

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8448
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4194
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3690
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 3573
Обзоры

Программы для монтажа видео: от приложений для начинающих до профессиональных систем

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

  • 4 июля
  • 2848
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 1863
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее