Я учился на операторском факультете ВГИКа в начале 90-х, и учебные предметы делились на общие, специальные и мастерство. Главное обучение происходило на занятиях у нашего мастера Леонида Ивановича Калашникова. По каждому спецпредмету (а они — суть будущей профессии) имелись учебные пособия, написанные столь скучно, что читать их добровольно было невозможно. Думаю, эти книги специально писались с расчетом, сократить конкурс поступающих. Как таковых книг по операторскому мастерству крайне мало, и это при том, что профессия кинооператора включает в себя многие навыки.
Думаю, что лично мне пригодились знания и умения, полученные в докиношной жизни. До 20 лет я собирался быть биологом и фотографом. Моими любимыми авторами были Сетон-Томпсон, Тинберген, Лоренц, и ученые, подобные им. Этология, или наука о поведении животных в полевых условиях учит умению наблюдать и видеть, замирать и ждать, тратить силы, зная, что победа не заказана.
Я всегда много путешествовал и много фотографировал. Учился фотографировать я, в основном, по журналам «Советское фото» и чешское «Фото-Ревю». Все номера, которые можно было достать, читались и перечитывались по многу раз. Как и
«Цветная фотография» Джона Хэджкоу, которую издали очень вовремя.
Две книги, которые я и сегодня держу на книжной полке — это
«Кино между адом и раем» Александра Митты и
«Полвека у стены Леонардо» Левана Пааташвили. Эти труды писали люди, которые всю жизнь страстно занимаются кинематографом. Могу читать их с любого места.
Думаю, лучшее, что издается по операторскому искусству сегодня — это не учебники, а периодические издания. Например,
«American cinematographer». Чем хорош этот журнал? Интервью, анонсами, анализом, техническими новинками и удобной электронной подпиской. Потрясающую серию издает фестиваль операторского искусства Camerimage: каждый год выходит по книге, посвященной одному из выдающихся кинооператоров. Это не учебник, а эдакое житие великих представителей профессии. Элитный клуб, куда вступают не по приглашению, а только благодаря творческим заслугам и многолетней честной работе. Постарайтесь подержать в руках и полистать хотя бы один том этого издания. Думаю, это многое вам расскажет о профессии кинооператора.