Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 7940
Петр Скопин

Иван
Поморин

cериалы «Блиндаж», «Ласточкино гнездо», «Сделано в СССР» и «Пятая группа крови»
Алишер
Хамидходжаев

«Аритмия», «Звезда», «Жить»
Всеволод
Каптур

«Хардкор», сериалы «Краткий курс счастливой жизни» и «Школа»
Владимир
Башта

«Время первых», «Географ глобус пропил» и «Брестская крепость»
Давид
Хайзников

сериалы «Трасса смерти» и «Чернобыль: Зона отчуждения»
Александр
Тананов

«Холодно», «Гуляй, Вася!» и «Все и сразу»

Как и многие операторы, я не был активным читателем с самого детства. Взяться за книги меня заставило именно увлечение операторской профессией. Самой простой и хорошей книгой, при помощи которой я начал знакомство с фотографией и фотопроцессом, был «Фотобукварь» А. Агафонова и С. Пожарской. Книга была написана для детей, но я настойчиво рекомендую прочесть ее взрослым, которые никогда не были знакомы с азами экспонометрии и фотопроцессом.

Книга «Цвет и контраст»  Валентина Железнякова


Следующий этап — книга «Цвет и контраст» прекрасного оператора Валентина Железнякова. Это и техническая, и творческая литература. Валентин Николаевич создавал «Цвет и контраст» в течение 15 лет, собрав множество необходимой информации для тех, кто хочет разобраться в получении и построении изображения в кино— и фотопроцессе.

Далее. Классическая книга по азам фотокомпозиции одной из создателей программы по этому предмету во ВГИКе Лидии Павловны Дыко — «Основы композиции в фотографии». А также труд А.С. Зайцева «Наука о цвете и живопись». Эти книги нужны не только художникам, творящим на холстах, но и художникам, компонующим кинокадр. Обязательно прочитайте актуальный и по сей день труд великого Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи». В нем вы найдете очень много интересного.

Книга Леонардо Да Винчи «Трактат о живописи»


Оператор — не оператор, если он не знает основы режиссуры и киномонтажа. Не зря наша профессия на английском языке часто называется «cinematographer», или кинематографист. К слову, великий оператор Викторио Стораро признает только такую должность в титрах. Поэтому обязательны к прочтению следующие книги «Монтаж» Сергея Эйзенштейна и «Азбука кинорежиссуры» Льва Кулешова.

Еще один труд, посвященный смыслу движения камеры в кинокадре и необходимый к изучению любому кинематографисту, это «Панорамирование как творческий прием оператора — документалиста» Сергея Медынского. Здесь же приведу замечательный томик для любого творческого человека: «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения» Остина Клеона, и великолепную книгу моего любимого кинорежиссера и художника Дэвида Линча: «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Кроме прочего, советую вам ознакомиться с журналом «American Cinematographer», содержащим самые профессиональные и свежие новости в области операторской индустрии Голливуда, и не только. К сожалению, издание выходит только на английском языке.
Приведу также несколько картин, которые должен изучить каждый желающий связать себя и свою судьбу с кино и изобразительным искусством

Фильм о великих кинооператорах Голливуда «Visions of light» (или «В луче света»).
 

Фильм «Стиль кинооператора»
 

Прекрасный настольный американский видеоучебник по мизансценированию «Hollywood Camera Work».
 
К списку спикеров
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: Christin Hume

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2372
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1703
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1408
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1401
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1330
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1214
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее